Анатолий Данилович Малков
21 мая 1937 года экспедиция под руководством академика О.Ю. Шмидта и полярного летчика М.В. Водопьянова высадила на лед Северного полюса первую научную станцию во главе с И.Д. Папановым.
За 9 месяцев дрейфа, пройдя вместе со льдами от полюса до берегов Гренландии, мужественные исследователи собрали ценнейший материал о природе западной части Центрального Арктического бассейна.
В том же 1937 году в освоении Крайнего Севера принимал участие и наш земляк, уроженец деревни Оснополье Устюженского района, Анатолий Данилович Малков.
С 1937 по 1940 год он работал в качестве старшего гидрометеоролога на полярных станциях мыса Оловянный (Северная Земля), мыса Кигилях и острове Котельный (Ново-Сибирские острова), бухте Тикси (побережье моря Лаптевых).
С 1941-1945 годы Анатолий Данилович Малков был участником Великой Отечественной войны.
А в 1948 году А.Д. Малков участвовал в морской высокоширотной экспедиции на ледорезе «Ф.Литке» в качестве старшего метеоролога. Экспедиция работала в направлении от острова Шпицберген до Северной Земли. Она проводила большие работы по океанологии, гидрографии, гидрохимии, гидробиологии и аэрометеорологии. За участие в ней наш земляк А.Д. Малков был награжден значком «Почетному полярнику за экспедицию в 1948 году».
В 1950-1951 годах Анатолий Данилович был инспектором-метеорологом в комплексной экспедиции по инспекции полярных станций. Тогда впервые в истории изучения Арктики был использован самолет «Ли-2» на лыжах. Этот самолет садился без аэродромов почти на всех полярных станциях побережья Северного Ледовитого океана и островах от Новой Зеландии до бухты Провидения. А осенью 1951 года Малков работал оператором «летающей обсерватории» на гидросамолете «Каталина». Район работ – центральная и восточная части Арктики от побережья до полюса.
В 1952-1953 годах А.Д. Малков был начальником метеорологической партии в комплексной наземной экспедиции в западной части Таймырского полуострова. Ее цель - геофизические методы разведки нефти. Тогда был впервые использован для подобной задачи вертолет «Ми-2».
А в 1954-1955 годах в 400 километрах от Северного полюса была высажена дрейфующая научная станция «Северный полюс-3», возглавляемая кандидатом географических наук А.Ф. Трешниковым. В качестве метеоролога-актинометриста участвовал в ней и наш земляк А.Д. Малков.
С первых же дней жизни на льдине участники дрейфа развернули обширную научную работу. Океанографы измеряли глубину океана, скорость и направление течений на различных горизонтах, температуру и свойства морской воды. Аэрологи с помощью радиозондов исследовали стратосферу. Метеорологи, а в их числе и А.Д. Малков, вели наблюдения за погодой, тепловым излучением льда, солнечной радиацией.
В минуты отдыха участники экспедиции собирались вместе, чтобы почитать, попеть под гитару. Значительно выросла во время дрейфа библиотека. Каждый раз, когда на льдину прилетал самолет, то кроме газет и журналов, привозили и последние новинки московских издательств.
Льдина дрейфовала через Северный полюс к берегам Гренландии. Участники экспедиции выполнили большие работы по океанологии, аэрометеорологии, изучению морских льдов, магнитных явлений, обнаружили подводный хребет, который позднее был назван «Хребет Ломоносова».
Мужественные участники дрейфа пережили и жестокие морозы, и слепящие вьюги, и гнетущую тьму непрерывной многомесячной полярной ночи. Все научные наблюдения выполнялись в точном соответствии с планом. Завершив годичный дрейф, научная станция «Северный полюс-3» прекратила свою работу. Арктическо-Антарктический научно-исследовательский институт, организовавший этот дрейф, был награжден орденом Ленина.
В 1957 году А.Д. Малков участвовал в перегоне плавсредств для арктических обсерваторий из Ленинграда через Беломорско-Балтийский канал и Белое море. В 1958 году он был инспектором-метеорологом полярной станции в центральной части Арктики. В 1960 году был участником экспедиции в устье реки Енисей, цель которой было выяснение гидрологического и ледового режима в период весны и вскрытия льда. Конечная цель экспедиции – продление сроков арктической навигации в этом районе. С 1960 года, после Енисейской экспедиции, Анатолий Данилович Малков работал старшим инженером инструментальной камеры Арктическо-Антарктического научно-исследовательского института в Ленинграде.
За свой самоотверженный труд наш земляк А.Д. Малков был награжден орденом Ленина и орденом Красной Звезды.
По материалам архива УКМ, И.И. Петрова, научный сотрудник Устюженского музея.
27.11.2023