Античная лампа из Голицынского музея

Загрузка ...

30 июня 2021 года Устюженский краеведческий музей отметит своё 100-летие, к юбилею музея сотрудниками запланировано много интересных мероприятий и публикаций, одним из мероприятий будет выставка «Парад музейных экспонатов».  Сегодня публикуем один из интереснейших экспонатов из 50-ти тысячного собрания, он напрямую не связан с Устюженским краем, но затрагивает историю человечества и музейного дела.

Известно, что устюженский музей в 1930-е гг. пополнялся экспонатами из Государственного музейного фонда Эрмитажа, одним из них была античная лампа (рис. 1, 2, 3).

В Эрмитаж она попала из коллекции Голицынского музея, располагавшегося на Волхонке в Москве [1], об этом свидетельствуют ярлыки этого музея (рис. 4).

Музей был создан в 1865 году на основе нескольких коллекций, собранных разными поколениями князей Голицыных: Дмитрия Михайловича (1721–1793 гг.), Александра Михайловича (1723–1807 гг.), Михаила Петровича (1764–1836 гг.), Сергея Михайловича (1774–1859 гг.), Александра Михайловича (1772–1821 гг.), Михаила Александровича (1804–1860 гг.) и Сергея Михайловича (1843–1915 гг.). Коллекция Голицынского музея состояла из трёх разделов: западноевропейской живописи, скульптуры и декоративно–прикладного искусства; античных памятников и библиотеки. В музее было несколько залов, в одном из них находились четыре витрины с артефактами, найденными при раскопках, проводившихся в Геркулануме и Помпеях. В третьей витрине находились керамические вазы и сосуды: килики, ритоны, леканы и кратеры, возможно в этой витрине могла  быть выставлена эта античная лампа. В 1887 году, ввиду финансовых трудностей, коллекция Голицыных была продана Эрмитажу. В 1920 – 1930-е годы часть предметов из музея Голицыных была передана музеям СССР, в том числе и в Устюженский краеведческий музей.

Обычно масляные лампы имеют овальную форму, но эта лампа прямоугольная с двумя отверстиями для фитилей (рис. 1). На дне имеется клеймо мастерской «CIVNBIT» (рис. 2). Лампу предположительно можно датировать первыми веками нашей эры, изготовлена она в Римской империи. На верхней части изображён сюжет из гомеровской «Одиссеи» - встреча команды Одиссея с сиренами (рис. 1). Мы видим, что к мачте корабля привязан Одиссей, один из спутников гребёт, а третий закрывает уши, чтобы не слышать песню сирены. Поющая, с вытянутыми руками, сирена на лампе изображена как женщина-рыба, что характерно для древнегреческой традиции. Схожее по сюжету изображения можно увидеть на мозаике «Улисс [2] и сирены» из дома Диониса и Одиссея в Дугге, датирующейся III в. н.э. и хранящейся в музее Бордо в Тунисе [3]. На этой мозаике сирены изображены в виде женщин-птиц (рис. 5).


Зубов К.А., старший научный сотрудник Устюженского краеведческого музея


Примечания:

[1] Подробнее о музее Голицыных можно прочитать на сайте: https://krasota.ru/posts/istoriya-golitsinskogo-muzeya.

[2] В Западноевропейской традиции Одиссей называется Улиссом. Подробнее об этом читайте на сайте: http://moygr.ru/2016/05/16/pochemu-odissei-stal-ulissom/.

[3] Фотография фрагмента мозаики взята с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Mosaïque_d'Ulysse_et_les_sirènes.jpg.

Фотографии лампы сделаны Логиновой С.В., научной сотрудницей Устюженского краеведческого музея.

Еще публикации ...