Девичий и женский головные уборы

Загрузка ...
Девичий и женский
головные уборы

Онлайн - проект Устюженского краеведческого музея «Этнографические коллекции» в рамках проекта,
инициированного Губернатором области «Онлайн-культура Вологодской области»

Девичий и женский головные уборы Девичьи головные уборы Убор головной – термин, включающий в себя способы убранства и покрытия головы. Кроме того головные уборы часто являлись просто предметом украшения. Девичьи головные уборы в виде обруча в Устюженском уезде назывались повязками. Повязка имела форму прямоугольника, выполненных из парчи, шелка, штофной ткани, кумача и укреплялась на голове с помощью лент и тесемок, тесемки завязывались сзади под косой. Повязки богато украшались золотной нитью, бисером, жемчугом. Иногда, унизанные жемчужные нити–ряски, опускались в несколько рядов на лоб. В Устюженском крае жемчуг был одним из наиболее распространенных материалов, которым украшались женские головные уборы. Добывали жемчуг в реках. Жених, сватаясь к невесте, должен был принести ей в подарок шапку жемчуга.
Другим видом девичьего убора из представленных является «красота». Это праздничный головной убор в виде ленты с твердым очельником, (передом) выполненном из луба или картона, обшитый парчой. Подкладку делали из холста или набойки. Украшали «красоту» бисером, жемчугом, в том числе, и жемчужным «поднизьем». Сзади завязывалась тесемками, по спине распускали шелковые ленты разных цветов. Красота считалась символом девичьей воли. Девушка снимала её с себя незадолго до свадьбы, в «девишник», и передавала младшей сестре или ближайшей незамужней подруге. Девичий и женский головные уборы Женские головные уборы Золотоломка – женской головной убор в виде закрытой шапочки. Обычно богато украшенная золотным шитьем, парчой. К другому распространенному женскому головному убору, относится «сорока». Сорока имела твердый околыш из жгута пеньки, палочек или вырезанной дощечки, образующей рога. Сзади чехол собирался на вздержки. Будничную – шили из холста. Праздничную– из шёлка, кумача, ситца, украшали золотным шитьем, цветной шерстью, жемчугом, бисером и блестками. Сорока изготавливалась в виде полусшитой шапочки и состояла из очелья, затылочной части – «хвоста», и боковых деталей–«крыльев» с завязками. В семантическом смысле птица сорока считалась посвящённой Богу Грозы Перуну. К женскому головному убору относятся повойники (повои, повойцы). Он мягкий в виде чепца, собранный на шнурке. Такие повойники в называли/моршенями/. Моршень – возможно от слова «морщить», в данном случае собирать в складки. Повойники носили под кокошниками, позднее под платками, будничные – из дешевых тканей и не украшали, а праздничные изготавливали из парчи, шелка и бархата и расшивали золотными и серебряными нитями. По бокам к повою присоединяли поднизи – нити из плетеного бисера. Что касается самого слова «повойник» или «повой», то оно произошло от обычая «повивать» молодую после венчания, когда сваха заплетала расплетенные до этого волосы в косу, укладывала её кольцеобразно на голове и надевала повой. Поверх повоя надевался кокошник или сборник, а сверху коноватка–платок, расшитый золотыми и серебряными нитями. Более новым по сравнению с повойником является сборник. Шили сборники из таких материалов, что повойники на подкладке. Сборники закрывали затылок и, сзади имели вздержку со шнуром, спереди ткань тоже стягивалась в сборку. Девичий и женский головные уборы Женские головные уборы Широко распространенным праздничным женским головным убором замужних женщин северных районов являлись кокошники. В богатых семьях кокошники шили из парчи, бархата, шелка, на подкладке из холста, миткаля, байки. Кокошники были нескольких видов. В Устюженском узде их носили с передом треугольной формы, как правило, на твердом каркасе, украшали мишурой, бисером, жемчугом. Термин «кокошник», «кокош» в древности означал петуха и курицу. Устюженские кокошники с треугольным очельем – гребнем носили молодые замужние крестьянки, способные по возрасту деторождению. Семантически кокошник, видимо, был связан ещё с поклонением древних устюжан Богу Грозы Перуну, зооморфным образом которого, являлся петух. Сколок – еще один вид женских головных уборов, бытовавших в Устюженском уезде в конце XIX-начале XX вв. Сколки представляли из себя круглые шапочки, ткань которых сколота на затылке. Шили их из шелка, парчи, тафты, бархата, и украшали вышивкой, бисером, мишурой. Носили их под платками молодые женщины из богатых семей. Позднее сколки стали походить на дамские шляпки. Благодарю вас за внимание, до новых встреч.

экспонаты: девичьи и женские головные уборы из коллекции «Ткани» УКМ и схемы женских и девичьих головных уборов, для тех мастериц, которые пожелают заняться творчеством в домашних условиях представлены вашему вниманию В рамках губернаторской программы онлайн «Экспонат»


Подготовила и провела научный сотрудник Устюженского краеведческого музея Логинова С.В.