Древние иконы – культурные ценности или святыни? ч.2
(Коллекция древнерусской живописи из собрания Устюженского краеведческого музея)
Продолжаем знакомство с музейной коллекцией «Древнерусская живопись». В первой части речь шла об иконах, поступивших в фонды музея из центральных церквей города: собора Рождества Богородицы, церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, церкви во имя Казанской иконы Божией Матери. Во второй части рассказ пойдет об иконах, поступивших в музей после закрытия других храмов Устюжны, расположенных в правобережной части города.
Часть икон поступила в запасники музея из Петропавловской церкви (1), построенной в 1748 году на месте бывшей автостанции, у моста через реку Мологу. Храм оставался действующим до 1935г., а официально был закрыт на основании постановления Вологодской областной комиссии по вопросам культа от 29 декабря 1936г. С 1939 по 1949гг. в храме размещалась пекарня, а само здание было наполовину сломано и переделано. Позже при строительстве моста через реку Мологу остатки Петропавловской церкви были уничтожены совсем. Вот некоторые из поступивших икон – 2,3,4. Из церкви Петра и Павла происходят еще три иконы письма К.Уланова: Петр и Павел,1689-1690гг. (5), Воскресение Христово, 1689-1690гг. (6), Троица Ветхозаветная,1689-1690г. (7).
Троица Ветхозаветная - это одна из лучших по своей сохранности, иконографии и художественным качествам икона царского изографа К.Уланова. В конце 2016 году икона экспонировалась в Частном музее русской иконы в Москве на выставке «Троица Ветхозаветная царского изографа Кирилла Уланова», где она была единственным произведением, а с ноября 2018г. по март 2019г. года Устюженский музей принял участие в крупном выставочном проекте «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Ватикане, где икона «Троица Ветхозаветная» экспонировалась наряду с другими шедеврами из собрания Государственной Третьяковской галереи и пяти крупнейших Музеев России. Хочется отметить, что среди икон Кирилла Уланова сохранилось очень мало именно ранних работ и почти все они находятся в Устюжне.
Слева от Петропавловской церкви находилась церковь Спаса Преображения (Никольская),1731г. (8) В 1936г. она была закрыта, несмотря на протесты верующих. В 1937г. храм и его иконостасы были признаны «не имеющими ценности». До основания она была снесена в 1943г. В собрании музея хранится более 40 икон, поступивших из Никольской церкви. Некоторые из них – 9,10,11,12,13.
В районе современной улицы Интернациональной в 1807 году была выстроена каменная церковь Вознесения Господня (14) на всполье. Закрыта церковь была в 1936 году, а в 1939 году ее начали ломать, разрушив до основания. Поступления из этой церкви составляют лишь несколько икон – 15, 16, 17, 18, 19.
Еще одна церковь, из которой были поступления в музей – церковь Святой Живоначальной Троицы (Троицкая), нач.XIXв. (20). Она была построена в начале 19 века, находилась рядом с Васильевским кладбищем. Переоборудованная в 1939 году под завод, церковь понесла ощутимые утраты. В собрании музея хранится около 40 икон из этой церкви. Вот некоторые из них – 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28.
На месте самых ожесточенных боев во время польско-литовской интервенции, на правом берегу реки, где проходила линия обороны, была построена Димитриевская церковь (29). Первоначально она была деревянная, а в 1828 году на средства жертвователей начали строить каменную церковь во имя Димитрия Солунского. Наряду с другими храмами города Димитриевская церковь была уничтожена до основания в 1939 году. Около 20 икон из этой церкви было передано в музей. Вот некоторые из них – 30, 31, 32, 33. В смутное время на стены острога выносились две иконы: Богоматерь Одигитрия Смоленская и Рождество Богородицы. Как оказалось была еще и третья икона, с которой совершался крестный ход 10 февраля 1609 года – икона святого Дмитрия Солунского (34). Согласно каталожных данных, данная икона поступила под слоем профилактической заклейки, на которой не возможно было определить ни сюжет, ни время написания. После изучения и проведения реставрационных работ, раскрытия авторской живописи от позднейших наслоений, икона датирована началом XVIв.. и явилась открытием музейной коллекции.
Продолжение следует…
Рябчикова Е.А., научный сотрудник УКМ
06.12.2023
Еще публикации ...