Древние иконы – культурные ценности или святыни?
(Коллекция древнерусской живописи из собрания Устюженского краеведческого музея)
В течение 2022-2023гг. на выставке «Из истории собора» поочередно экспонировались иконы из пророческого и праотеческого ряда иконостаса, которые в настоящее время хранятся в фондах музея. Эти и другие иконы, датируемые XV-XXвв., составляют коллекцию «Древнерусская живопись».
Формирование коллекции началось в 1920-30-е годы во время закрытия церквей города и района. По всей стране в это время шло уничтожение храмов, монастырей, культурных ценностей, и Устюжна не явилась исключением. Храмы, которые «освобождались» от богослужений и не использовались по прямому назначению приходили в негодность и разрушались постепенно. Другая часть культовых сооружений после закрытия была передана различным учреждениям и ведомствам, что также не всегда способствовало их надлежащей сохранности. И лишь небольшая часть культовых памятников была передана музеям. Именно музеи стали теми учреждениями, которые в течение многих десятилетий не только хранили, но и научно обрабатывали те бесценные произведения древнерусского искусства, которые попали в их собрания, а многие из них «возвращали к жизни».Ведь, как правило, иконы поступали в неудовлетворительном состоянии: с осыпями, трещинами, сквозными дырами, потемневшей олифой, позднейшими записями.Специальная комиссия для осмотра имущества храмов города и района выявляла предметы, имеющие историко-художественное и краеведческое значение для дальнейшей постановки их на учет.
На сегодняшний день коллекция древнерусской живописи насчитывает 1054ед.хр.(В приложении к данной статье размещены фото лишь некоторых из них). Основная часть собрания – поступления из церквей города и района.
Только в самом городе к концу XIXв. насчитывалось 13 каменных храмов. В настоящее время большинство из них разрушено до основания.
Главный храм города - собор Рождества Богородицы (1), построенный в камне в 1691 году. Как действующий храм, Богородице-Рождественский собор был закрыт в 1936 году постановлением ВЦИК. Соборное здание готовили под снос. Были разрушены две соборные часовни, ворота, ограда и колокольня. С января 1937 года в здание был переведен краеведческий музей.Четвериковая часть осталась практически без изменений и является частью экспозиции Устюженского краеведческого музея, а расположенные здесь иконы – частью коллекции «Древнерусская живопись». Это живописные клейма на сюжеты сотворения мира, расположенные на стенах и столбах собора, это иконы на западной стене из деисусного чина Успенского собора Московского Кремля (подарок Меркурия Гавриловича - уроженца Устюжны, протоиерея Благовещенского собора Московского Кремля, щедрого вкладчика в строительство собора), а также иконы из иконостаса к.XVII-н.XVIIIвв. работы мастеров Московской Оружейной палаты.
Одними из самых древних икон являются иконы из местного ряда иконостаса - чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» с клеймами земной жизни,перв.четв. 16в.(2), которая помогла отстоять город в смутное время (сейчас находится в Москве в храме Христа Спасителя) и храмовая икона «Рождество Богородицы», с клеймами» нач. 16в. (3). Кроме икон, сохранившихся в четвериковой части, в собрании музея хранятся также иконы XVII-XXвв., поступившие в музей из других приделов собора. Всего в собрании музея (включая четвериковую часть) из собора хранится более 200 икон. Вот некоторые из них - 4,5,6,7,8.
На одной оси с собором Рождества Богородицы, в конце улицы К.Маркса (бывшей Большой Московской) находится церковь во имя Казанской иконы Божией Матери(9), возведенная в камне в 1694 году на средства купца Григория Дмитриевича Строганова.
По решению Президиума Верховного Совета РСФСР по Вологодской области 7 июля 1939 года Казанский храм был закрыт. Всё его имущество, представлявшее историческую и художественную ценность, описали и передали на хранение в Устюженский музей местного края (среди прочего имущества более 60 икон). Некоторые из них – 10,11,12,13,14,15,16.
Среди прочих икон была передана и Казанская икона Богоматери(17), на месте явления которой и была построена Казанская церковь.
В 1943 году Казанский храм был вновь открыт для верующих, явленный чудотворный образ в него не вернули, но он был сохранен. На иконе был выполнен полный цикл реставрационных работ (2013г.) и сегодня у всех нас есть возможность увидеть явленный чудотворный образ в обновленном виде в экспозиции музея.
На правом берегу реки Ворожи располагается церковь Благовещения Пресвятой Богородицы(18), выстроенная в камне в 1762 году «тщанием прихожан и доброхотных дателей» на месте одной из башен крепости-острога. До 1935г. церковь оставалась действующей. В 1936-1937гг. в ней был устроен склад муки. Затем поочередно ее занимали склад льнопродукции, склад грибов и ягод, склад зерна. В 1967г. Благовещенская церковь была передана музею. А с 2016 года это вновь действующий храм.
Из Благовещенской церкви в фонды музея были переданы следующие иконы – 19,20,21,22,23,24.
Одной из уникальных по исполнению икон (так же поступившая в музей из Благовещенской церкви) является икона «Троица в трёх лицах» (25, 25.1, 25.2). Это, если можно так сказать, икона в 3D изображении. На треугольных дощечках и на плоскости иконы изображены Саваоф, Иисус Христос и Святой Дух – христианское понимание тройственности Бога. Каждая ипостась троицы видится в определенном ракурсе. Называют такие иконы «трехликими» или «тройственными». Образы Иисуса и Бога Саваофа нарисованы на дощечках, установленных перпендикулярно плоскости иконы, на которой изображен голубь – Святой дух. Поэтому под разными углами видятся разные изображения.
Продолжение следует…
Рябчикова Е.А., научный сотрудник УКМ
01.11.2023