Джордж Доу и портрет Петра Ивановича Ивелича из Устюженского краеведческого музея
«У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги...»
Так описал Пушкин в своем стихотворении «Полководец» знаменитую Военную галерею Зимнего дворца. Зал, специально спроектированный в 1826 году Карлом Росси, украсили 332 портрета генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Запечатлеть для потомков лица героев войны император поручил модному в те годы английскому художнику Джорджу Доу (рис. 1).
Джордж Доу (англ. George Dawe) (8 февраля 1781 г. - 15 октября 1829 г.) - английский художник. В 1819-1829 годах работал в Санкт-Петербурге, где написал, с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра Полякова, 332 погрудных портрета генералов участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг., большие портреты Михаила Кутузова и Михаила Барклая-де-Толли (1829 г.), 4 портрета солдат-ветеранов (1828 г.), составивших Военную галерею в Зимнем дворце.[1] В том числе художником был написал портрет Петра Ивановича Ивелича, который имеет отношение к Устюженскому краю.
В Устюженском краеведческом музее экспонируется портрет графа Петра Ивановича Ивелича [2] (рис. 2).
Поясной парадный портрет генерала средних лет в ¾ повороте головы и торса влево. Темные пышные вьющиеся волосы спускаются на лоб, бакенбарды зачесаны на щеки, густые темные дугообразные брови, прямой длинный нос. Взгляд карих глаз устремлен на зрителя. Одет в мундир пехотного генерала. Красный ворот мундира украшен золотым шитьем в виде дубовых листьев. Золотые эполеты. Через левое плечо перекинута красная муаровая орденская лента. На правой стороне груди звезда ордена Святой Анны, крест ордена Святого Владимира II степени, крест ордена Святого Георгия II степени, медаль участника войны 1812 г. [10]
Портрет написан в начале XIX века неизвестным художником. Он поступил 22 декабря 1921 года из совхоза «Воскресенское», бывшей усадьбы Ушаковых в д. Веницы, от А.П. Ушакова, правнука Петра Ивановича Ивелича. В 1982 году портрет атрибутировала научная сотрудница Устюженского краеведческого музея Марушкова Н.А. [3]
Граф Петр Иванович Ивелич (около 1759 г. - после 1849 г.), по происхождению серб, родившийся в Венеции. С 1788 года Петр Ивелич находился на русской службе. Он участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 годов под командованием А. В. Суворова, в войне со Швецией 1808-1809 годов. Во время Отечественной войны 1812 года он командовал пехотной бригадой в армии Барклая де Толли, в битве при Бородине был ранен. 5 декабря 1815 г уволен от службы «за ранами с мундиром и пенсионом полного жалования». Точной даты смерти Петра Ивановича не известно. В 1849 году он ещё был прихожанином Богородице-Казанской церкви города Тары, можно предположить, что он умер после 1849-го года.
В звании генерал-майора Пётр Иванович оставил службу и отбыл в Устюжну, где приобрел село в Никифоровской волости, назвав его, как гласит семейное предание, Веницы - в память о далекой Венеции [4]. В усадьбе хранился устюженский портрет Петра Ивелича.
Известно три портрета графа Ивелича, так в 1823 году портрет П.И. Ивелича написал художник Михаил Михайлович Зацепин (рис. 3) [5] .
Ещё один портрет графа был написан Джорджем Доу на нём П.И. Ивелич выглядит значительно старше по сравнению с устюженским портретом XVIII в. , (рис. 4) [6,7] вероятнее всего он писал его после 1823 года, когда был написан портрет графа М.М. Зацепиным.
Пётр Иванович на устюженском портрете выглядит старше, чем на работе Зацепина М.М., но младше чем на портрете работы Джорджа Доу и мог быть написан между написанием портретов графа Зацепиным и Джорджа Доу, но до 1829 года.
Дж. Доу писал галерею героев с 1821 года по 1826 год [8]. Ему позировали живые герои, а погибших и умерших к тому времени он пишет по сохранившимся в семьях изображениям и рассказам очевидцев.[9] Исследователи устюженского портрета Конкина Л.В. и Балашова И.Б. предполагают, что и устюженский портрет мог послужить основой для написания портрета Ивелича П.И. для Зимнего дворца.
Зубов К.А. старший научный сотрудник Устюженского краеведческого музея
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Доу,_Джордж.
[2] Неизвестный художник. Портрет графа Ивелича Петра Ивановича (1772 - после 1816 г) Начало ХIХ в. Холст, масло. 52х42. УКМ КП – 3267/3 мж – 11 хо – 23.
[3] Марушкова Н.А. Загадка портрета // Вперёд [г. Устюжна]. 1982. 11 сентября. В книге поступлений была указана только фамилия графа (прим. К.З.)
[4] На самом деле село Веницы фигурирует в документах с XV века.
[5] Портрет хранится в Эрмитаже.
[6] Балашова И.Б. считает, что портрет П.И. Ивелича был написан в XVIII веке, но нам видится, что он написан между 1823 и 1829 гг (см. в тексте выше).
[7] Балашова И.Б. Художник Пантелеев и Устюжна // Устюжна: краеведческий альманах. Вып. 4. – Вологда: «Легия», 2000. 239 С.
[8] Торжественное открытие галереи состоялось 25 декабря 1826 года.
[9] Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/4372/ (Наука и жизнь, Этот таинственный Доу).
[10] Описание портрета дано по Конкина Л.В. Материалы для каталога к выставке «Вологодский портрет» 11 октября 2005 г. Рукопись.