Платок
Онлайн-проект Устюженского краеведческого музея (далее УКМ) «Этнографические коллекции» в рамках проекта, инициированного Губернатором области «Онлайн-культура Вологодской области».
Представляем вашему вниманию женские головные платки ХIХ века из коллекции «Ткани» УКМ.
Платок был неотъемлемой частью женского комплекса одежды. Он мог дополнять девичий и женский костюм или носился самостоятельно. В зависимости от формы, квадратной или треугольной, и от размеров, средних с длиной стороны около 1м до широко бытовавших - 1,5 м. Будничные платки изготавливались из ситца, отбеленного или крашеного холста, простого или узорного тканья домашней набойки (кубовые). Зимние платки шились из фабричной шерстяной или полушерстяной ткани «поперечины». Праздничные платки изготавливались из нарядных фабричных и домашних тканей, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных. В 1840-е гг., по словам корреспондента Российского Географического Общества, женщины в будни покрывали голову «бумажным платком», в праздники – «шелковой косынкой». В 1860-1870 гг. носили «кубовые платки», а в конце ХIХ в. «… кубовые платки заменились ситцевыми, шерстяными, шелковыми и шалями». Платки были яркими однотонными или с цветочным рисунком красного, зеленого, бордового, синего и черного цветов, с орнаментом, расположенным по всему полю платка, по центру, в углах и по кайме. Праздничные платки нередко оформлялись кистями с двух или четырех сторон, вышивкой бумажными, льняными, шелковыми, шерстяными нитями. Кроме того, вышивались инициалы владелицы, а, иногда, и довольно большие тексты – «прибауточки». Встречались шелковые златотканые платки с длиной стороны 90см. По полю и кайме таких платков был заткан растительный цветочный орнамент. Во второй половине ХIХ в. встречались треугольные косынки с длиной по диагонали до 130 см, украшенные вышивкой золотными нитями, так называемые «золотные косынки». Вышитые растительные узоры располагались по центру и на концах. Концы нередко обшивались золотной бахромой. В качестве составной одежды, платок обычно надевали, выходя на улицу, в гости, в церковь. Летом его носили поверх мягкого сборника или повойника. Замужние женщины под платками обязательно носили повойники. А дома и во время летних полевых работ, платок на традиционный головной убор не надевали. Существовали различные способы ношения платка. Во время праздников платок не завязывали, концы его свободно свисали или скрепляли под подбородком. Известен и другой способ ношения косынки, когда вышивку делали на некотором расстоянии от концов. При этом два узких конца «обводили» вокруг головы и завязывались на лбу двумя узлами. Под косынку надевалась, сшитая кольцом полоска ткани – «бархотик», которая крепилась булавками. Большим шерстяным или бумажным платком накрывались от дождя. Когда было тепло, платки носили, накинутыми на плечи. На плечах платок шелковый, старинный, «порядочный» – обычный атрибут праздничного наряда ХIХ столетия. Когда женщины шли в церковь, то платок могли нести сложенным вчетверо и перекинутым через руку. Так и держали его в церкви – берегли.
Замужняя женщина всегда носила платок. В холодное время года носили несколько платков, повязывая их один на другой. Старухи сначала покрывали повойник, завязывая концы на лбу, сверху накидывали ещё один платок - концами вниз – «наперёд». Голова при этом становилась большой («большущей» по выражению старух). Кроме того, надо лбом верхняя часть прихлопывалась с боков, образуя форму гребешка. В Устюженском уезде платок треугольной формы называли «косинька». «Цапец» - это платок из тонкой фабричной ткани, сложенной по диагонали в виде ленты, и, повязанный вокруг головы, концы которого обычно завязывали сзади. Иногда «цапец» завязывался на лбу, в этом случае оформлялся бантом. Позднее, платки фабричного производства вытеснили практически все другие головные уборы. К началу ХХ века в Устюженском уезде практически единственным видом головного убора основной массы крестьянского населения стали платки (плат, платок, фата) или косынки («косынька», «косинка»).
Логинова С.В.,научный сотрудник Устюженского краеведческого музея