ФИЛАРЕТОВА ОБИТЕЛЬ
В конце XVI века почти в тридцати верстах от Устюжны Железопольской, в глухой болотистой местности, близ истока реки Шарица в районе лесного озера, прозванного позднее Пустынским, поселился бывший тихвинский монах старец Филарет, давший обет на одинокое житие. Его обиталище, окруженное густыми лесами и непроходимыми болотами, было настолько скрытым, что, когда в начале XVII столетия, которое историки называют Смутным временем, в этих краях свирепствовали банды кровожадных ляхов и русского ворья, жилище пустынника никто обнаружить не смог. Филарет жил и умер в полном одиночестве.
Однако в местных краях с тех пор бытовало предание о святом старце, друге и сподвижнике известного провидца Евфросина Синозерского. С течением времени, люди нашли обветшавшее жилище Филарета. Рассказывают, что иногда на этом месте селились какие-то одинокие молитвенники, а в конце XIX века появился человек, который решил основать здесь монашескую обитель.
СТРОИТЕЛЬСТВО ПУСТЫНИ
В 1896 году на пожертвования, собранные крестьянином Кириаком Федотовым (Серебряниковым) на месте обители Филарета был построен и освящен деревянный храм с одним престолом Во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Для того, чтобы производить необходимые работы, пришлось устроить «через болота три дороги, опустив воду на три ската» . Когда ставили храмовое здание, то на месте бывшей пустыни строители выкопали из земли железные кованые вериги и такой же пояс, которые, как полагают, принадлежали самому старцу Филарету. По преданию, были найдены и мощи святого.
Новую Тихвинскую церковь приписали к ближайшему храму Спаса Преображения в с. Модно. Вплоть до 1911 года в пустыни служили моденские священники Павел Васильевич Филадельфов и Михаил Константинович Георгиевский. При этом неугомонный Кириак продолжал бурную деятельность по созданию полноценной общины. По его инициативе, при участии пожертвований местного помещика Г.С.Константинова, в Филаретовской пустыни были выстроены три братских корпуса, дома для священно и церковнослужителей, хозяйственные здания. Рядом с храмом выкопали глубокий колодец, воду которого освящали перед Пасхой. Несмотря на болотистую местность, вода в колодце была чистой. Все деревянные сооружения пустыни обнесли высоким тесовым забором с входными воротами, над которыми соорудили звонницу с колоколом.
Крестьяне окрестных деревень и хуторов потянулись в Тихвинскую церковь, а молва о новом старце, которого в здешних краях ласково именовали «старичком Кирьянушкой», разошлась по всей округе. Возобновляемая обитель особенно приглянулась местным женщинам. Многие приходили помогать Кирьяну в работах, обихаживали храм, некоторые начали селиться в кельях. Так, еще до официального объявления, на месте древнего обиталища преподобного Филарета возникла женская община. Следует заметить, что женщины, вступавшие в такие православные объединения, могли не принимать монашеский постриг, но обязаны были соблюдать монастырский устав. Однако управлять ими имели право только монахини или рясофорные послушницы.
ОСНОВАНИЕ ФИЛАРЕТОВСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ И ЕЕ НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ
Вскоре слух о филаретовских насельницах дошел до настоятельницы женского Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Череповецком уезде знаменитой игуменьи Таисии (Солоповой). Мать Таисия приняла самое деятельное участие в создании полноценной Филаретовской женской общины. В 1906 году, когда последовал официальный Указ Святейшего Синода о регистрации новой обители в Устюженском уезде, Солопова направила сюда несколько леушинских послушниц, а в качестве настоятельницы была утверждена одна из ее насельниц Ольга Герасимовна Соловьева.
О.Г.Соловьева родилась в 1868 году в Великом Новгороде, в дворянской семье. Отец ее был военным. По окончании Новгородской женской гимназии, она стала ее преподавательницей и классной наставницей, но затем решила связать свою дальнейшую судьбу с Церковью и в 1897 году поступила в монастырь. До конца 1906 года принимала послушание в различных обителях Новгородской епархии, в том числе была старшей учительницей в Леушинской церковной учительской школе, которой покровительствовала игуменья Таисия.
17 (здесь и далее ст.ст.) декабря 1906 года Ольга Соловьева была пострижена в монашество в новгородском Свято-Духовском монастыре под знаковым иноческим именем Филарета, а уже 4 января следующего года назначена начальницей Филаретовской общины в Устюженском уезде. 16 мая 1910 года возведена в сан игуменьи. Вместе с ней в новую пустынь приехали и другие леушанки, благодаря чему здесь был установлен строгий монастырский устав.
Игуменья Филарета с детства отличалась слабым здоровьем. Жизнь годами в глухой болотистой местности и постоянные заботы о вверенной ей обители не прошли для нее даром. В 1911 году по предписанию врачей она вынуждена была согласиться на перемещение ее в Рдейскую пустынь Старорусского уезда, а на ее место Указом Святейшего Синода от 16 мая 1911 года за № 6874 была назначена вторая, и, как позднее оказалось, последняя настоятельница женской Филаретовской обители игуменья Павла.
Матушка Павла была дочерью крестьянина Старорусского уезда Новгородской губернии. Известно, что родилась она в 1858 году и, в миру именовалась Харитиною. В четырнадцатилетнем возрасте девушка поступила в Зверин-Покровский женский монастырь Великого Новгорода, где обучалась иконной живописи и церковному пению. Затем проходила послушание на монастырском Подворье в Петербурге. Монашеский постриг приняла в 1900 году, а через несколько лет была назначена начальницей Филаретовской общины. 10 апреля 1914 года произведена в сан игуменьи.
ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА И ПРИХОД ТИХВИНСКОГО ХРАМА
Между тем уже в 1910 году некогда пустынное место обители Филарета пополнилось новыми жильцами. Построенный старцем Кириаком Тихвинский храм получил приход с приписанными к нему деревнями Мартыново и Пореево (последняя в Весьегонском уезде Тверской губ.) и часовнями в них. Всего в приход входило 96 хозяйств с населением 845 человек [2] . Частыми посетителями общинного храма стали и жители деревни Слуды, расположенной через лес в шести километрах от обители.
В ранее пустующие дома, выстроенные старцем Кириаком для служителей, приехали семьи нового причта. Первым священником общинного храма стал о. Михаил Павлович Смирнов (1872г.р.), бывший дьякон Дерглецкой церкви Старорусского уезда, рукоположенный в священники в том же 1910 году. К тому времени в семье у него было шестеро детей. Позднее в пустыни родилось еще двое. У дьякона, занимавшего по штату при церкви псаломническую должность, Якова Петровича Юкалова (1880г.р.) ребятишек было трое.
Между тем Филаретовская община росла и процветала. На 1914 год в ней было тридцать шесть насельниц, в том числе пятеро бывших леушанок и пять послушниц, присланных из других обителей Новгородской епархии [3]. Остальные, в основном, крестьянки из деревень и хуторов Устюженского и соседнего Весьегонского уездов. При обители имелась пахотная и сенокосная земля, скотный двор, церковная дача с дровяным лесом.
Одна из сестер заведовала общинной библиотекой в 380 томов [4] , включая полный годовой круг богослужебных книг, пожертвованных пустыни, рыбинским купцом Иваном Степановичем Конкиным. Другая послушница, Ольга Николаевна Озерецковская, окончившая фельдшерские курсы при Петербургской общине Святого Георгия, вела бесплатный прием для местного населения в общинной амбулатории.
Ежегодно 26 июня в день празднования иконы Тихвинской Божией Матери на территории общины в Филаретовской пустыни проводилась небольшая ярмарка-торжок, привлекавшая много местных крестьян.
К тому времени в обитель Филарета вернулся и старец Кириак Федотович Серебряников, где для него был выстроен отдельный небольшой домик. После оформления общины, старец жил в глухом лесном урочище Шамурино на реке Косинке. Здесь по его инициативе на средства помещиков С.Н.Полежаева и Г.С.Константинова была построена и в день его ангела 29 сентября 1910 года освящена новая Крестовоздвиженская церковь, приписанная позднее к храму села Мережа. Между тем Филаретовской общине оставалось жить недолго.
КОНЕЦ ОБИТЕЛИ
Официальное закрытие женской обители Филарета было объявлено новыми властями еще в 1918 году. Имущество пустыни национализировали, но по договору передали зарегистрированной при Тихвинском храме общине верующих, председателем которой люди избрали опять-таки Кириака Серебряникова. По данным 1924 года, в состав общины входило 85 жителей деревень Мартыново, Пореево, Бугры и хутора Калининский . [5]
В списках общинного (при храме) исполнительного органа этого периода упоминаются бывшие послушницы Александра Петровна Собакина (уроженка Устюжны), Александра Никитична Разумаева (д. Алекино Перской вол. Устюженского уезда) и Акилина Николаевна Бойцова (д.Орудово Весьегонского уезда). Некоторое время продолжала жить в пустыни и игуменья Павла. Известно, что, например, в октябре 1921 года она с сестрами принимала у себя в официально упраздненной обители крестный ход с чудотворной иконой Святителя Николая из Николо-Моденского монастыря.
В 1922 году на волне кампании по изъятию церковных ценностей, из Тихвинского храма забрали девятнадцать предметов из драгоценных металлов (кресты, потиры, дискосы, ризы с икон и проч.) на сумму более 2 тыс.руб.[6] Это было одно из самых крупных храмовых изъятий в Устюженском уезде, что говорит о былых немалых вкладах прихожан и благотворителей в общинный храм.
Особое отношение верующих к Филаретовской обители было связано с находящимися здесь святынями: ракой с мощами Святого Филарета и его веригами, которые болящие паломники надевали на тело, надеясь на исцеление. Эти предметы, все еще привлекавшие в пустынь людей, и стали объектом для антирелигиозных нападок местных атеистов.
7 апреля 1936 года в Филаретовскую общину из Устюжны приехала комиссия для осмотра и вскрытия раки с мощами преподобного Филарета. Составленный комиссией акт гласил, что «деревянная рака с изображением на верхней крышке Филарета» расположена «с южной стороны в храме на ступенчатом возвышении… над ракой на четырех колоннах балдахин… по стенам иконы, а на железной решетке повешены вериги и железный пояс Филарета». Комиссия констатировала, что рака оказалась пустой, а процесс ее осмотра «не вызвал неудовольства и претензий со стороны служителя культа и присутствующих» .[7]
Следующим этапом стало предписание комиссии от 8 июня 1938 года о немедленном и срочном ремонте вполне крепкой храмовой постройки, что в тех условиях и при установленном обязательном месячном сроке исполнения работ было, конечно, невозможным. Прихожане пробовали обжаловать решение местных властей, но тщетно.
Тихвинский храм Филаретовской обители был закрыт по решению Президиума Верховного Совета РСФСР по Вологодской области от 7 июня 1939 года. За год до этого стало известно о смерти первой настоятельницы пустыни. Семидесятилетняя игуменья Филарета (Соловьева) была арестована в Старой Руссе 7 марта 1938 года и увезена в Ленинград, где через три дня ее осудили по ст. 58-8, 58-10 УК РСФСР (контрреволюционная деятельность) и приговорили к высшей мере наказания. Еще ранее, в октябре 1937 года был арестован и расстрелян один из первых священников, служивших в общинном Тихвинском храме, Павел Васильевич Филадельфин.
Местные старожилы рассказывали, что когда закрывали Тихвинскую церковь и разгоняли насельниц Филаретовской обители, старец Кирьян вдруг сказал: «Ну, теперь Слудам гореть, а Мартынову и Порееву - умереть». Пророчество начало сбываться через несколько лет. В 1942 году в Слудах выгорело двенадцать домов, в 1945-м - более шестидесяти, не считая кладовых, амбаров и фермы [8]. Пореево и Мартыново запустели уже в постсоветское время. Затянулось ряской и заросло Пустынское озеро.
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
В 2011 году по инициативе старосты д. Слуды Александра Михайловича Роганова, при деятельном участии устюженского священника о. Геннадия (Казачинского) на месте Филаретовской обители установили Поклонный крест работы мастера Александра Чижикова с надписью: «Сей крест воздвигнут в память преподобного и богоносного отца нашего Филарета, чудотворца, основателя пустыни в честь Тихвинской иконы Божией Матери».
В 2017 году, на собранные верующими средства, здесь была построена и освящена часовня Святого преподобного Филарета Устюженского, а 28 сентября 2020 года отслужен молебен епископом Череповецким и Белозерским Игнатием. У Поклонного креста совершена заупокойная лития по всем христианам, когда-либо здесь подвизавшимся и служившим. Теперь ежегодно на месте бывшей обители Филарета и Филаретовской женской общины проводятся крестные ходы. Как говорится, «время собирать камни»…
Е. Воротынцева
[1] Аничков И.В. Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии. Новгород, 1916г. С.64
[2] Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф.480. Оп.1. Д.4299. Церковные ведомости города Устюжна и его уезда. 1916 год. Электронный каталог Государственных архивов Новгородской области. Л.515. URL: http://gano.altsoft.spb.ru/gano/documents?page12924=17 (дата обращения 11.12.2023г.)
[3] Там же. Д. 3976. Ведомость о монашествующих и послушниках женских монастырей Новгородской епархии за 1914 год. Л.770-об. – 854-об. URL: https://gano.altsoft.spb.ru/object/5212884 (дата обращения 12.12.2023г.)
[4] Там же. Церковные ведомости города Устюжна и его уезда. 1916 год. Л.509-об. URL: http://gano.altsoft.spb.ru/gano/documents?page12924=17 (дата обращения 11.12.2023г.)
[5] Череповецкий центр хранения документации (ЧЦХД). Ф.15. Оп.1. Д.58. Л.21-22-об.; Устюженский краеведческий музей (УКМ), Ф.4. Оп.1. Д.19/2, б/л.
[6] Кедров Н.Г. Государство и церковная община в 1920-1930-е годы: эволюция взаимоотношений в Устюженском районе / Устюжна. Краеведческий альманах. Вып.6. Вологда, 2008. С.221
[7] УКМ. Ф.9. Оп.1. Д.38. Л.35
[8] Слуды. URL: https://ustbib.vlg.muzkult.ru/Sly (дата обращения 11.12.2023г.)
Еще публикации ...