Гармония сложного

Загрузка ...

В рамках программы губернатора Вологодской области «Культурный экспресс», с 10 марта по 26 апреля в музее работала выставка картин «Гармония сложного», которая была посвящена 90-летию со дня рождения заслуженного художника РСФСР Александра Васильевича Пантелеева. А.В. Пантелеев (1932-1990 гг.) - выдающийся мастер в области станковой и монументальной живописи, сценограф, график. Его живописные произведения, хранящиеся в фондах Вологодской областной картинной галереи, отражают все этапы его творческого пути. Представляем вашему вниманию онлайн-выставку «Гармония сложного».

Александр Пантелеев родился в г. Великие Луки Псковской области, когда его родители были там на гастролях. Затем семья жила в Крыму и на Кавказе, а в 1939 году перебралась на Урал, в Уфу в Башкирию. Мать художника – Екатерина Александровна Борисевич родилась в Устюжне, где сохранился ее дом. Она играла на фортепиано и выступала на сцене Устюженского Народного дома. Своих детей она часто привозила в Устюжну. В Уфе Александр Пантелеев закончил художественно-музыкальное училище, работал в школе учителем черчения. В свободное время он занимался исполнением эскизов декораций к операм М. Мусоргского «Хованщина» и Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» («Сенной дворец царя Берендея»), которые получили успех в Москве.

Большое место в творческой судьбе художника занимали поездки по горам Урала, создание панорамных пейзажей, изучение объектов индустрии. Не случайно он вошел в историю советского изобразительного искусства, как ведущий мастер индустриального пейзажа. Первоначально, А. Пантелеев работал, как импрессионист («Река Дема. Ветлы зеленеют»). За эти пейзажи в 1956 году он был принят в Союз художников СССР. Ему было всего 23 года. Одновременно с этим, начинающий художник был занят поисками собственного стиля, который появился в 1966 году.

В основе творческого метода А.Пантелеева лежало изучение кубистического периода в творчестве Пикассо, работа в театре. Сам художник шутливо именовал свой стиль в искусстве «косоугольной живописью».

В 1976 году Александр Пантелеев принял решение переехать в Вологду («Автопортрет с листьями», 1976 г.). Первый год он активно ездил по области, знакомился с монастырями, храмами, музеями, побывал и в Устюжне. Но только в 1979 году нашел новые художественные приемы, позволившие передать особый колористический настрой вологодской земли, ее мелодию и ритм («Оттепель» 1985). В его творчестве утверждается особый жанр, который совмещает натюрморт, пейзаж, интерьер («Черные бани» 1989). Обретение новой «вологодской» манеры произошло одновременно с поездкой в 1979 году в Италию: живописец нашел параллели между северной неброской природой России и чарующей итальянской землей, ее великим искусством. В его творчестве появляются вологодская и итальянская серии («Памяти Франческо Петрарки» 1980).

В 1986 году художник вторично посетил Устюжну, остановившись у художника Евгения Лебедева, и нашел бывший дом матери. Этой поездке он посвятил большое полотно из серии «Времена года» - «Июль в Устюжне» 1987 года.

Выставка «Гармония сложного» дает возможность цельно и объективно взглянуть на более чем тридцатилетний творческий путь А.В. Пантелеева. С удовлетворением можно отметить, что его искусство было и остается па передовых рубежах развития советской художественной культуры.





И.И. Петрова, научный сотрудник Устюженского краеведческого музея




Ваш веб-браузер не поддерживает элемент "video".



Ваш веб-браузер не поддерживает элемент "video".