«Где просвещение – там добро…»
«Где есть поветрие на чтение
В чести там грамота, перо,
Где грамота – там просвещение,
Где просвещенье – там добро.»
П.В. Вяземский.
Продолжаем знакомство с коллекцией «Рукописная книга». Обзор книг юридического и литературного содержания.
Памятники отечественного законодательства содержит Сборник юридический. XVIII в.(кон.20-х- нач. 30-ч гг). Скоропись. В нем представлены: Соборное уложение 1649 года, Краткое изображение процессов или судебных тяжеб, Генеральный регламент, Краткое изображение процессов. Сборник юридический XVIII в. интересен тем, что один из его текстов представляет собой список с неизвестного еще в науке печатного издания Петровской эпохи. Так же в состав коллекции входит рукопись XVIII века фрагмент «Соборного уложения 1649 г.». Скоропись. ст.1-117 X главы.
6 июля 1648 г. царь и Дума вместе с собором духовенства решили согласовать между собой и свести в один кодекс все источники действовавшего права и дополнить их новыми постановлениями.
Проект кодекса составляла комиссия из бояр. В это же время решено было собрать для рассмотрения и утверждения этого проекта Земский собор к 1 сентября. В конечном итоге обсуждение Уложения закончено в 1649 г.
Подлинный свиток Уложения в настоящее время хранится в Москве. Уложение является первым из русских законов, напечатанных тотчас же по его утверждению. С тех пор печатание законов входит необходимым условием в состав публикации законов.
Соборное Уложение 1649 г. является одним из важнейших правовых актов, принятых на совместном заседании Боярской думы, Освященного Собора и выборных от населения. Условно все главы Уложения можно объединить в 5 групп (или разделов), соответствующих главным отраслям права: гл. 1–9 содержат государственное право; гл. 10–15 – устав судопроизводства и судоустройства; гл. 16–20 – вещное право; гл. 21–22 – уголовное Уложение; гл. 22–25 – добавочные статьи о стрельцах, о казаках, о корчмах. Источниками при составлении Уложения были:
1) «Правила святых Апостолов» и «Правила святых Отцов»;
2) византийское законодательство (насколько оно было известно на Руси по кормчим и другим церковно-гражданским юридическим сборникам);
3) старые судебники и уставы прежних государей российских;
4) Стоглав;
5) узаконения царя Михаила Федоровича;
6) боярские приговоры;
7) Литовский статут 1588 г.
В системе преступлений выделялись следующие уголовно-правовые составы: преступления против церкви; государственные преступления; преступления против порядка управления; преступления против благочиния; должностные преступления; преступления против личности; имущественные преступления; преступления против нравственности; военные преступления.
Значительна в коллекции «Рукописная книга» подборка рукописей литературного содержания. Сюда можно отнести сборники с текстами житий святых, выборками древнерусских повестей, подборки стихов нач. XIX в.
Сборник XVIII в. Скоропись нескольких почерков.Содержит: Стихиры евангельские на крюковых нотах; Выписки из Страстей Христовых; Хождение Богородицы по мукам; Повесть об исходе души человеческие и о зачатии младенец во чреве матери; Повесть о кадиле како чтить кадило; Страсти Христовы и др. Сборник примечателен еще тем, что в нем имеется свыше сорока наклеенных гравюр, по сюжетам в основном относящихся к праздникам Христовым. Несколько раз встречаются гравюры с изображением древнерусской школы. Заставки и концовки вырезаны из старопечатных книг. При этом составитель сборника стремился не только к украшению своей книги, но и к истолкованию художественными средствами содержащихся в ней текстов.
Сборник стихов. XIX в. (нач). Скоропись.Раскрывает круг интересов солдата- участника русско-турецкой войны 1820-х гг. Содержит следующие стихи: «При долине на лугу стоит армия в кругу…», «Ныне времячко военно от покоя удалее…», «Стоит брат на пути, а пути к нему нет…» и др.Запись в книге свидетельствует о её владельце: «Сия тетрадь устюжского мещанина Василья Иконникова 1809 года месеца апреля пятнадесят дня».
«Повесть о куре и лисе». XVIII в. Скоропись.В аллегорических образах русской народной сказки о животных обличается лицемерие и ханжество попов и монахов. Повесть представляет собой искусное сочетание церковных и вообще книжных цитат с элементами просторечия и устно поэтическим пословичным и поговорочным материалом. Из владельческой записи узнаем, что книга принадлежала Ивану Иконникову.
Представлены среди рукописей музея и тексты богословско-учительского содержания, как в составе сборников, так и в отдельных списках.
Сборник литературно-учительный. XVIII в. (кон.). Скоропись нескольких рук. Содержит: «Выписки из краткого катехизиса для обучения детей, составленного митрополитом Платоном»; выписки из книги «Изъяснения воскресных и праздничных евангелий для употребления в народных училищах»; «Сказание о царе Аггее како пострада гордости ради и обнища и опять Бог дарова на него…».Запись в книге свидетельствует о её принадлежности«Сия книга села Никифорова Андрея Иванова».
Сборник учительный. XIX в.(втор.пол.). Полуустав и скоропись.Вызывает интерес владельческими записями: «Вся эта книга была выписана моею рукою из печатного ежемесячного издания «Христианского чтения» в разные годы моей жизни. Теперь дарю отцу иеродиакону Феодориту для душеспасательного его назидания. Иеродиакон Климент. 1879 года июня дня». «1885 года сентября 20 дня книга сия выписки из ежемесячного издания «Христианского чтения» подарена на память иеродиаконом Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря о. Клементом иеродиакону того же монастыря о. Феодориту». Каким образом книга поступила в фонды Устюженского краеведческого музея ещё предстоит выяснить.
Зам. директора по научной работе Берёзкина С.А.
Продолжение следует…