Где просвещение – там добро (ч.3)
«Где есть поветрие на чтение
В чести там грамота, перо,
Где грамота – там просвещение,
Где просвещенье – там добро.»
П.В. Вяземский.
Заканчиваем знакомство с собранием «Рукописная книга». Значительную часть коллекции составляют рукописи богослужебного содержания.
Богослужебные книги используются при совершении богослужений и условно разделяются на две группы: священно-богослужебные и церковно-богослужебные. главы.
Священно-богослужебные книги - это книги Священного писания (Библии). Во время православного богослужения выделяются: Евангелие (все четыре благовестия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна), Апостол (деяния и послания апостолов, за исключением последней книги Нового Завета) и Псалтырь (ветхозаветная книга псалмов, авторство которых приписывают царю Давиду). Рукопись из собрания музея «Евангелие-тетр» 1855 г. Подражание уставу принадлежала иеромонаху Филиппо-Ирапского Святотроицкого монастыря Никодима Янковского, о чем свидетельствуют записи писца о времени завершения переписки в конце каждого Евангелия.
Проект кодекса составляла комиссия из бояр. В это же время решено было собрать для рассмотрения и утверждения этого проекта Земский собор к 1 сентября. В конечном итоге обсуждение Уложения закончено в 1649 г.
Церковно-богослужебные книги составлены отцами и учителями Церкви на основании Священного Писания и Священного Предания. В коллекции они представлены следующими книгами: Часослов [1]. XIX в. (1826-35 гг.). Полуустав, Минея служебная [2] на ноябрь. XVI в. (перв.пол.). Полуустав, Минея служебная на декабрь. XVI в. (нач). Полуустав, Минея служебная на декабрь и Октоих [3] XVI в. (пер.пол.). Полуустав, Минея служебная на январь. Кон. XV- нач. XVI в. Полуустав, Минея служебная на март-апрель. XVI в. (пер.пол.). Полуустав, Минея служебная на май. XVI в. (пер.пол.). Полуустав, Минея служебная на июнь. XVI в. (пер.пол.). Полуустав, Шестоднев служебный [4]. Кон. XV- нач. XVI в. Полуустав, Сборник Богослужебный XVI в. (серед.). Полуустав, различные службы иконам (в том числе и местночтимым) и отдельным праздникам. Сохранились и рукописные нотные книги. Обиход на линейных нотах. XVIII в. Полуустав интересен своей владельческой записью: «Сия книга певчая Обиход города Устюжны церкви Покрова пресвятыя Богородицы попа Фадея Иванова, некому и неотемлемо. Попов сын Алексеев дал Дееву, руку приложил. Во имя Отца, Сына и Святого духа. Аминь». Два экземпляра книг Службы праздникам. XX в.(1923 г.) исполненных гражданской скорописью, принадлежали хору храма Покрова при Рогожской старообрядческой общине.
Датировать рукопись можно по особенностям материала, на котором она написана, знакам письменности – буквам, украшениям. Основным материалом, из которого состоит книга, является бумага. Рукописи из собрания музея конца XV- XVI веков написаны почти исключительно на иностранной бумаге французского, немецкого, польского и голландского производства. Первые попытки завести бумажное дело на Руси относятся к XVI в. Бумага получилась низкого качества и массовое производство русской бумаги началось лишь в XVIII в. Особенности бумаги дают возможность датировать рукописи. На бумаге имеются филиграни (водяные знаки), обозначавшие фабрику-производителя, сорт бумаги и ее стоимость. Сюжеты для филиграней выбирались самые разные: звери, птицы, кувшины, гербы. Изучение этих особенностей позволяет определить время распространения разных рисунков и знаков, а по ним и дату рукописи.
Бумагу в Западной Европе изготовляли ручным способом на бумажных мельницах из старого хлопчатобумажного или льняного белья, лоскута, тряпья, льняных и конопляных волокон. Такая бумага называется тряпичной. Тряпье сортировали. Самое тонкое белое тряпье шло на изготовление высокосортных бумаг. Тряпье перед изготовлением бумаги стирали, резали, измельчали и на металлическом сите формировали лист бумаги. Бумажный лист после сушки проклеивали животным (кожным), крахмальным или мучным клеем. Самым лучшим клеем во Франции и Голландии считали рыбий клей, закупаемый в России. Так как он был дорогой, его применяли только для бумаг высшего качества. Долговечность бумаг, изготовленных из указанного сырья, превышает 500 лет.
Искусство изготовления бумаг было очень высоким. Бумажники в совершенстве владели всеми операциями производства бумаги, производили много сортов хорошего качества различного назначения. Так, во Франции в средние века для письма и книгопечатания производили около 60 сортов бумаги, каждый из которых имел свой размер, толщину, цену и название. Например: «Большой орел», «Слон», «Большой рожок», «Звезда». В последующие века, в Западной Европе тряпье плохого качества, которое раньше шло на изготовление картона и оберточной бумаги, начали отбеливать раствором извести и использовать для изготовления бумаги. Поэтому наряду с бумагами высокого качества появляются тряпичные бумаги более низкого качества, менее долговечные. Начали применяться и другие способы отбеливания и одновременно шли интенсивные поиски нового сырья для бумаги. В начале XIX в. появилась первая бумагоделательная машина. Механизированное производство бумаги потребовало больше сырья, но только во второй половине XIX в. изобрели способ получения древесной (хвойной) целлюлозы для производства бумаги. Начался новый этап промышленного производства бумаги. По внешнему виду бумага из древесной целлюлозы не уступает тряпичным бумагам. Но волокно древесной целлюлозы по прочности намного уступает тряпичным волокнам. Оно также ослаблено химическими веществами, которыми пользуются для очистки целлюлозы от сопутствующих веществ. Бумага, изготовленная в ХIV-ХVIII вв. ручным способом из тряпичных волокон, проклеенная мучным или животным клеем хорошо сохранилась, несмотря на то, что после её изготовления прошло несколько столетий. Бумага, изготовленная машинным способом менее долговечна.
Различные материалы применяли для изготовления переплетов рукописей. Одним из них были деревянные доски из дуба и сосны. Деревянные доски – материал прочный и долговечный, но они значительно увеличивают объем и вес книги. Позже начали производить картон, который вытеснил деревянные доски. Оклейку переплетных крышек производили различными материалами. Наиболее традиционным и общепринятым материалом переплетов ХVI-ХVIII вв. являлась кожа телят, коз и овец, выделанная с помощью различных растительных дубителей (ива, дуб и др.). Кожа мягка и удобна в работе. Она имеет гладкую поверхность, слабо выраженную зернистость, легко увлажняется и окрашивается.
Материалы, из которых состоит книга, под воздействием окружающей среды подвергаются естественному старению. Рукописи из собрания музея требуют реставрации. К сожалению, только одна книга прошла процесс музейной реставрации, цель которой не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.
Зам. директора по научной работе Берёзкина С.А.