Проект «Где просвещение – там добро…»

Загрузка ...
Проект «Где просвещение – там добро…» (знакомство с экспонатами из коллекций «Рукописная книга», «Книга кириллической печати», «Книга гражданской печати»)


«Где есть поветрие на чтение

В чести там грамота, перо,

Где грамота – там просвещение,

Где просвещенье – там добро.»

П.В. Вяземский.



Книга играет огромную роль в жизни человека. В давние времена она считалась бесценным источником информации, самым древним способом передачи знаний. Для одних книга является основой нравственности и духовности, для других - лучшим помощником в становлении личностных качеств, интеллектуального уровня. Сейчас книги пользуются наименьшей популярностью так, как стало намного легче найти информацию из других источников. Но все же, мир информационных технологий не сможет заменить и вытеснить книги.

Но прежде чем стать такой, какой мы видим книгу сегодня, она прошла огромный эволюционный путь от зарождения письменности до появления первой печатной книги.

Официально книги на Руси начали писать в 1057 году. Первой рукописной книгой является Остромирово Евангелие, которое было написано на пергаменте кириллическим видом письма.

Коллекция рукописей Устюженского краеведческого музея насчитывает 51 единицу в хронологических рамках с XV по XX век, написанных на бумаге. Образована коллекция из остатков нескольких библиотек (из библиотек собора Рождества Богородицы - 14 ед., Казанской церкви- 6ед., Успенской церкви- 5 ед., Николаевского Моденского монастыря- 6 ед.,отдельные книги из других церквей и монастырей) и 18 книг из частных собраний. Значительная часть коллекции имеет точно датированные владельческие и вкладные записи. 11 рукописей считаются древними, относится ко времени не ранее середины XVI в. К сожалению, почти все требуют реставрации.

По содержанию рукописи разделяются на несколько групп: исторического, юридического, литературного, богослужебного содержания. Познакомимся с первой группой книг.

Новый летописец(летописец Московского государства (в нем же описание градов и рек)в списке XVIII в. Скоропись.

Очень известное в свое время, одно из наиболее популярных сочинений по отечественной истории конца XVI начала XVII в. Памятник позднего русского летописания, который охватывает события с 1584г. до 1630 г. Является важным источником по истории Смутного времени.Основной его целью было доказать право Романовых на престол.

Местная «Повесть о приходе под Устюжну польских и литовских людей (Слово похвальное пресвятыя владычицы нашея Богородицы и пресвятой девы Марии чудотворнаго ея образа Одигитрия яже избави град Устюжну от безбожных ляхов и немец)» представленав двух списках XVIII и XIX веков.

Список XVIII в. Полуустав.

Интересны писцовые записи протографа: «Списана сия тетрадь 716 году»; «Книга глаголемая История о приступе ио безбожных ляхов племен Устюжской соборной церкви Рождества пресвятыя Богородицы церковная казенная, а потписал протоиерей Василий Акимиев Постников 1765 года февраля 16 дня».

Список XIX в. Поздний полуустав.

Первоначально повесть была написана участником или очевидцем событий, происходивших в Устюжне. Об этом говорят подробности описания событий с датами, знание местности близ Устюжны, знание людей - участников событий. Она рассказывает о борьбе устюжан с польскими интервентами в начале XVII века. Произведение неоднократно публиковалась, в основном под названием«Сказание о нашествии поляков на Устюжну Железопольскую». Познакомиться с  содержанием можно в историко-литературном альманахе «Устюжна». Вып.II.- Вологда: изд-во ВГПИ«Русь», 1993. с. 182-192.

Ряд небольших исторических повестей дошел до нашего времени в составе исторического сборника.

Сборник исторический. Серед. XVIII в. Полуустав и книжная скоропись.

В сборнике представлены следующие повествования: «Послание из царствующего града Москвы к Костроме к государю с молением о воцарении его у живоначальной Троицы в Ыпацком монастыре», «Слово о явлении чудотворного образа Богородицы Федоровской «како явися на Костроме»; «Сказание о чудесах иконы Богородицы Федоровской»; «Повесть о победе Василия Георгиевича над Батыем царем»; «Сказание об обновлении иконы Богородицы Федоровской и новых чудесах»…  

Интересны владельческие записи, сделанные в книге: «Положил сию книгу и образ пресвятыя Богородицы Феодоровские в церковь Успения пресвятыя Богородицы иже в Устюжне Железопольской устюженской  купец Петр Денгин в веки неотменно»; «Положил сию книгу по обещанию своему и в вечное поминовение родителей купец устюженский Петр Денгин в веки и неотменно и образ пречистые Богородицы Феодоровские»; «Сия книга церкви Сошествия святого Духаказенная а подписал книгу тоя ж церкви священник Иоанн Васильев месяца марта 22числа 1811 года»; «Сия книга города Устюжны церкви Сошествия святого Духа казенная». 

К историческим материалам относится также Вкладная книга Шалоцкой Гурьевой пустыни, содержащая записи  о вкладах и вкладчиках в монастырь на протяжении трех четвертей столетия за 1676-1756 гг. и несколько Синодиков местных церквей и монастырей.

Вкладная книга Шалацкой Гурьевой пустыни.XVII в. Скоропись разных подчерков.

Рукопись. 18 в. Синодик Шалочского Гурьева монастыря. Полуустав и скоропись.

Синодик церкви Казанской Богородицы и выписки из требника. XVII в.

Подражание уставу, полуустав, скоропись.

Содержит записи с 1675 по 1682 год. Последние поминальные записи внесены во второй половинеXIXв. Также имеются записи о закладке и освящении церкви в 1852 и 1854 гг. Интересна и запись о буре 30 мая 1885 г.

Синодик Николаевского Моденского монастыря.XX в.

Подражание печатному, скоропись в пометах.







Зам. директора по научной работе Берёзкина С.А.

Продолжение следует…