Икона Божией Матери «Знамение»
Икона Божией Матери
«ЗНАМЕНИЕ»
Икона Божией Матери «Знамение» со святыми Борисом и Глебом ХVII в.
Икона Божией Матери «Знамение» представляет собой поясное изображение Богоматери с распростертыми к небу руками и с Младенцем, правой рукой благословляющим мир, а в левой держащим свиток. Она имеет византийское происхождение.
Знамение – это образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.
Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в ХI-ХII веках. Они стали называться так после чудесного знамения от Новгородской иконы, которое случилось в 1170 году. В этот год соединенные силы русских князей, возглавляемые сыном суздальского князя Андрея Боголюбского, Мстиславом подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи они молились, умоляя Бога не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал голос, который велел ему взять из церкви образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел. Одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её потекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После этого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, и они стали «побивать» друг друга. А ободренные новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
Многочисленные списки с иконы «Знамение» известны по всей России. К таким спискам относится и явленная икона «Знамение» из Парковской церкви Устюженского уезда.
Явленная икона «Богоматерь «Знамение» со святыми Борисом и Глебом» происходит из Парковской церкви Устюженского уезда.
Первое письменное упоминание о Парково относится к 1628 году. В этот период Парково указана как пустошь. Пустошь – это запустевшее место, «что была дер. Парково». Запустение деревни, видимо, произошло в период Смутного времени и польско-литовской интервенции начала ХVII в. Название деревни, предположительно, имеет финно-угорские корни. Парк – огороженный участок земли, либо широкий закрытый участок земли в долине между возвышенностями, лог.
Во второй половине ХVII в. пустошь, бывшая ранее деревней Парково, носила название Долгий лог. По преданию, в Долгом логу росла древняя священная сосна, имевшая огромные размеры. Легенда рассказывает, что на этом дереве местным крестьянам однажды явилась икона «Знамение» Божией Матери. Икона висела на ветвях старинного дерева. На месте явления иконы было решено построить храм, главной святыней которого стал чудесно явившийся образ Богородицы.
Знаменскую церковь первоначально построили из деревянных бревен, а в 1803 году «тщанием прихожан» храм построили из камня. Первоначально он имел два престола. В холодной церкви – Во имя Знамения Божьей Матери и в теплом приделе Во имя Святителя Николая. В 1857 году к основному объему храма был пристроен второй теплый придел, куда из старой церкви погоста Кареково передали почитаемую икону Святых мучеников Бориса и Глеба письма ХV века. Рядом со Знаменской церковью были сооружены деревянные жилые дома для четырех церковнослужителей, сторожка, а также хозяйственные постройки. В приход Знаменского храма входили деревни Тимонино, Холм, Алексеевское, Дора, Гора, Вороново, Шуботово, Свистуны. По указу Устюженского уездного духовного правления Знаменскому храму были выделены в собственность угодья в 60 десятин, включая пахотные и сенокосные земли, а также участок леса по суходолу в 22 десятины. Местечку вернули первоначальное название – Парково, однако оно не имело статуса деревни и именовалось погостом.
Возле храма постепенно возникло кладбище, на котором похоронены представители известных дворянских фамилий Сипягиных, Мусиных-Пушкиных. Парковская церковь была приходской дворян Сипягиных. Их усадьба Свистуны находилась всего в версте от Парковской (Знаменской) церкви. Барин, Уар Семенович, обычно приходил на церковную службу пешком, через поля. Он был кадровым военным, но писал стихи, и пел на клиросе церковного хора. Уар Семенович имел красивый, густой бас, который всегда выделялся в общем звучании. Почти всегда в церковь его сопровождала девочка лет пяти, одетая в простенькое платьице. Девочку звали Верочкой. Она была дочерью помещика Сипягина. У.С. Сипягин был похоронен на кладбище парковской церкви.
Его дочь Вера, впоследствии, стала известной русской пианисткой. Она была последней владелицей усадьбы Свистуны. В первые годы советской власти Вера Уаровна была «пионеркой» музыкального дела в Устюженском уезде. В наши дни в городе существует Детская школа искусств им. В.У. Сипягиной-Лилиенфельд, проводятся музыкальные конкурсы, носящие ее имя.
Храм Знамения Божьей Матери в д. Парково был закрыт в 1940 году. Позднее он был разрушен до основания. Некоторые иконы, включая Знамение Божией матери со святыми Борисом и Глебом, а также икона ХV века «Борис и Глеб» были переданы на хранение в Устюженский краеведческий музей.
Предлагаем онлайн-проект «Экспонат» Устюженского краеведческого музея «Икона Божией Матери «Знамение» со святыми Борисом и Глебом» в рамках проекта, инициированного Губернатором области «Онлайн-культура Вологодской области»
МБУК Устюженский краеведческий музей