Икона "Пророк Аггей"
20.11.2023
Иконы из Собора Рождества Пресвятой Богородицы
Приглашаем посетителей на выставку одной иконы «Пророк Аггей» из цикла выставок «Иконы из собора Рождества Богородицы».
Икона пророк Аггей происходит из пророческого ряда иконостаса собора рождества Богородицы г.Устюжны.
Выставка работает с 20 ноября 2023 года по 15 января 2024 года.
Агге́й - один из последних пророков Ветхого Завета; стал пророчествовать во 2-й год царствования Дария Гистаспа (520 до н. э.).
Три главных пророчества Аггея составляют 10-ю книгу 12-ти «малых» пророков. Речи его направлены к современным ему иудейскому царю Зоровавелю и первосвященнику Иисусу, которых он упрекает в бездействии и поощряет к возобновлению работы по восстановлению Храма, постройка которого по наветам самаритян была приостановлена предшественником Дария.
Аггей был современником пророка Захарии. Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея, единственного лица этого имени, известного из Библии, о выступлении пророка Аггея вместе с пророком Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго Храма, библейская письменность не сохранила.
В древней Церкви не сохранилось и не сложилось устойчивого воззрения на личность пророка Аггея. Аггей ещё в ранней юности пришёл из Вавилона в Иудею, пророчествовал о возвращении народа из плена, видел отчасти восстановление Храма и первый воспел там «аллилуйя»; скончался в Иерусалиме и погребён там же вблизи от гробниц священников.
Пророк Аггей принадлежал к священному Левиину колену. Православною церковью память св. пророка Аггея празднуется16 декабря.
В Четьи-Минее св. Димитрия Ростовского под 16 декабря читаем о пророке Аггее следующее: «Сей бяше от племене Левиина, рожден в Вавилоне, в плене, ещё млад сый прииде от Вавилона в Иерусалим, и пророчеством со святым пророком Захариею тридесят шесть лет. Предвариша же воплощение Христово за четыреста и седмьдесят лет, и явленно о развращении Аггей святый пророчествова. И виде отчасти издание церковное, Зоровавелем обновляемое по возвращении от вавилонского плена. Умре же и погребен бысть близ гробов иерейских преславно понеже и той бе от рода священнического. Бяше же плешив и стар окружну имея броду и образом честен, и в добродетелех свидетельствован. Любим же бысть всеми и чтим, яко прославен и великий пророк: а имя его толкуется праздник или празднуяй».
Пророческая проповедь Аггея относится ко 2-му году царствования Дария, то есть около 520 до Р. X. ;
Библейские пророки – это ветхозаветные святые. Христианская церковь почитает их как глашатаев воли Господа. О ветхозаветном пророке Аггее известно, что он, выступая от имени Бога, убедил иудеев продолжить строительство храма в Иерусалиме, разрушенного 70 лет назад египетским царем. Самые известные пророчества вошли в Ветхий Завет.
Аггей, десятый из двенадцати Малых ветхозаветных пророков, родился в Вавилоне в семье священников из колена Левиина. Сведений о личности пророка не сохранилось. Малые пророки – двенадцать иудейских авторов, по именам которых названы 12 пророческих книг. «Малые» – потому как объем книг меньше, чем книги четырех великих ветхозаветных пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила.
Иудейское царство с 600 г. до Р. Х. было под властью Вавилонского царства. Непокорные евреи неоднократно поднимали восстания. Вавилонский царь Навуходоносор II штурмом взял Иерусалим, разрушил храм Соломона и увел в плен огромное количество пленных, в том числе предков будущего пророка.
В 539 году до Р.Х. персидский царь Кир, ставший властителем Вавилона, позволил евреям вернуться в Иерусалим. Среди вернувшихся на родину был Аггей, ставший пророком на родной земле. Аггей проповедовал иудеям о благочестии и выполнении заветов Бога по восстановлению разрушенного храма.
Евреи по возвращении в Иерусалим с рвением приступили к восстановлению дома Божьего. Но вскоре их пыл угас, и они предпочли обустроить сначала свои жилища. Кроме их нежелания препятствием были доносы обиженных самаритян, которых евреи не допустили к строительству храма. Иудейский царь Зоровавель опирался на пророческие речи Аггея, чтобы принудить подданных к строительным работам. Благодаря Аггею новый храм был построен за 4 года: с 520 по 516 до Р. Х.
Святой был почитаем и любим (в переводе с еврейского его имя означает празднующий). После кончины был погребен рядом со священниками.