Иконописцы, позолотчики и серебряники Устюжны Железопольской
Иконопись – особый вид живописного искусства. Придя на Русь из Византии, она приобрела не только широкое распространение, но и свой национальный колорит. С массовым строительством православных храмов в русских селах и городах появились первые иконописные мастера. С течением времени иконопись превратилась в промысел, которым в той или иной степени занимались художники–«иконники» как в больших городах, так и практически в каждом уездном центре или более-менее крупном селе. Некоторые мастера не только писали образа, но умели делать и другие, необходимые для храмов работы: создавали резные иконостасы и лепные украшения, расписывали стены и своды церковных зданий фресковой живописью, золотили иконы, киоты, кресты и церковные купола. При этом работали и представители узких специализаций: мастера золотых и серебряных дел, позолотчики по дереву.
Первые письменные упоминания о наличии «богомазов» среди жителей Устюжны Железопольской относятся к XVII веку, хотя не вызывает сомнения, что и ранее, при существовании в городе двух старинных монастырей и более десятка приходских храмов, они также имелись. Известно, что первоначально иконописью, как правило, занимались монахи в своих обителях, либо священно и церковнослужители, а вот оклады на иконы делали светские мастера-серебряники, которые, конечно, изготавливали и прочие, например, ювелирные изделия для населения. По данным 1567 года в Устюжне было два серебряника Третячко и Ондрюшка Ларионов. В 1713 году примерно на 2 тыс. человек населения здесь зарегистрирован мастер-серебряник Федор Иванов, а также семейная мастерская Назария Серебреникова, где трудились пять человек. В начале ХХ века в Устюжне имелись две мастерские золотых и серебряных дел С.И.Девяткина и А.Т.Гусева.
Что касается местных иконописцев, то по данным 1713 года среди устюжан их было четыре: отец и сын Матвей и Семен Слезкинцевы, братья Потап и Иван Копыльцовы. К местным династиям «иконников» также следует отнести семью Бельтеневых, представители которых на протяжении ряда поколений работали в храмах города и уезда.
По сведениям 1892 года на 5 тыс. населения Устюжны с тринадцатью храмами имелись два иконописца, пятнадцать живописцев и четыре позолотчика с двумя учениками и двумя подсобными рабочими. Мастера, учтенные статистиками как живописцы, например такие, как П.А.Коровяков, также могли писать иконы, но занимались и прочими работами: портретной и пейзажной живописью, оформительской деятельностью и др.
Несмотря на наличие своих иконописцев и серебряников, церковные власти на местах по разным причинам нанимали для различных работ и иногородних специалистов. Устюжане тоже искали заказы вне города, порой участвуя в, так называемых, артелях бродячих «иконников», как это было, например, в юности с известным художником И.С.Пановым.
Установить авторство произведений изографов, особенно раннего периода существования иконного искусства, весьма не просто хотя бы потому, что они, как правило, не ставили авторских надписей на иконах, либо пользовались псевдонимами. Только во времена Петра I, на волне борьбы со старообрядчеством, появились указы, заставлявшие иконописцев проставлять на написанных ими образах не только свое имя, но и дату создания иконы. Впрочем, эти указы часто игнорировались. В результате имена мастеров исследователи обычно устанавливают по различным архивным источникам: переписям населения, финансовым документам церквей и городских магистратов и проч.
Списки иконописцев, позолотчиков и серебряников Устюжны Железопольской, а также иногородних мастеров, работавших в разные периоды для устюженских храмов, на сегодняшний день нельзя назвать полными. При этом они пополняются как фамилиями современных мастеров церковной живописи, так и информацией об «иконниках» прежних времен. Благодаря деятельности различных исследователей, подчас изучающих темы даже не связанные с иконописью (например, при составлении родословных) выявляются все новые и новые имена людей, которые, каждый в свое время, вписывали свои страницы в живописную летопись древнего Устюженского края. К счастью, несмотря ни на что, часть этой «летописи» сохранилась до наших дней и еще ждет своего полного прочтения.
Список иконописцев, позолотчиков и серебряников Устюжны Железопольской
1. Безнин Иван Артемьевич (1653-между 1696 и 1701 гг.) – уроженец Устюжны, известный мастер Московской Оружейной палаты, царский изограф, удостоен звания дворянина. Кроме основной деятельности занимался изготовлением игрушек для малолетнего цесаревича Петра Алексеевича, будущего российского императора Петра I.
2. Бельтенев Василий Иванович (1703-после 1748гг.) – в середине XVIIIв. был старостой городского цеха иконописцев и позолотчиков Устюжны.
3. Бельтенев Ананий Васильевич (1723-после 1748гг.) – иконописец.
4. Бельтенев Яков Ананьевич (1770-после 1837гг.) – писал иконы и занимался золочением иконостасов и киотов для Покровской церкви, собора Рождества Богородицы и др. храмов города. Был приписан в купечество.
5. Бельтенев Андрей Яковлевич (1798-до 1868гг.) – учитель рисования и чистописания Устюженского уездного училища, занимался позолотными работами в городском Покровском храме.
6. Бельтенев Иван Андреевич (1818-после 1849гг.) – выполнял позолотные работы в храмах Устюжны и уезда.
7. Бельтенев Василий Андреевич (1820-после 1908гг.) – выполнял позолотные работы в храмах Устюжны и уезда.
8. Бельтенев Константин Андреевич (до 1870-до 1900гг.) – выполнял позолотные работы в храмах Устюжны и уезда, в качестве архитектора городской управы составлял проекты жилых и хозяйственных построек.
9. Бельтенев Павел Андреевич (1833-1890гг.) – чиновник 12 класса и губернский секретарь, преподаватель рисования и чистописания ряда учебных заведений Устюжны, владелец фотомастерской. Писал иконы для Успенского храма города и церкви Иоанна Предтечи с. Соболево Устюженского уезда. Составлял проекты храмовых зданий.
10. Бельтенев Василий Константинович (1868-после 1912гг.) – в 1911 году написал икону «Епископ Белгородский Иосиф», в 1912 году образ Святого Евфросина Синозерского (ныне в коллекции Устюженского краеведческого музея).
11. Бородин Василий (упом. 1721г.) – иконописец, указан в ведомости, поданной в 1721 году в магистрат устюженским бургомистром.
12. Вахромеев Федор (упом. 1597г.) – мастер-серебряник Устюжны Железопольской, имел в городе две торговые лавки.
13. Глёздышев Иван Иванович (1892-1966гг.) – уроженец Устюжны, учился в одной из иконописных мастерских С.-Петербурга. Занимался иконописными, реставрационными и позолотными работами в храмах Устюжны и уезда, в частности в 1923 году вызолотил главу и крест на Успенской церкви Гурьевой Шалочской пустыни Устюженского уезда. Позднее работал театральным художником-оформителем устюженского Народного дома. В 1945-46гг. в технике масляной живописи возобновил роспись Екатерининского придела Казанского храма Устюжны.
14. Гусев Алексей Терентьевич (упом.1903г.) – мастер и владелец мастерской золотых и серебряных дел в Устюжне.
15. Девяткин Семен Иванович (упом.1903г.) – мастер и владелец мастерской золотых дел в Устюжне.
16. Иванов Феодот (упом. 1680, 1697гг.) – священник Троицкого храма с. Хрипелево под Устюжной, писал иконы для хрипелевской церкви.
17. Иванов Федор (1678- после 1713гг.) – мастер-серебряник, переселенец из г.Белозерска. В 1713 году проживал с семьей в Устюжне.
18. Константинова Софья Семеновна (упом. 1901, 1910гг.) – представитель рода устюженских помещиков-дворян, монахиня, писала иконы для храмов Святого Георгия Победоносца в с.Понизовье, Преображения Господня в д.Оснополье и Святого Живоначального Креста в урочище Шамурино Мезженской волости Устюженского уезда. В 1910 году организовала в Устюжне иконописную учебную мастерскую для девочек.
19. Копыльцов Иван Лазаревич (1676- после 1748гг.) – иконописец.
20. Копыльцов Потап Лазаревич (1671- после 1713гг.) – иконописец.
21. Копыльцов Лев Иванович (1709–после 1759гг.) – иконописец, сын И.Л.Копыльцова. Икона его работы «Введение Богородицы во храм» (1759г.) находится в одном из частных собраний России.
22. Копыльцов Родион Иванович (1720-после 1748гг.) – иконописец, сын И.Л.Копыльцова и родной брат Л.И.Копыльцова.
23. Коровяков Павел Алексеевич (1874-1932гг.) – уроженец Устюжны, учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в С.-Петербурге, ученик И.Е.Репина. Занимался иконописью, портретной и пейзажной живописью, золочением рам и киотов, различной оформительской деятельностью. Две иконы его работы: «Св. преподобный Филарет Устюженский» (1911г. – икона на жести) и «Утоли моя печали» (из закрытой часовни д.Избищи, 1915г.) находятся в собрании Устюженского краеведческого музея.
24. Ларионов Андрей (упом. 1567г.) – мастер-серебряник Устюжны Железопольской.
25. Оксенко Первый (упом. 1597г.) – мастер-серебряник, имел в Устюжне торговую лавку.
26. Панов Михаил Васильевич (упом.1860-1862гг.) – владелец иконописной мастерской в Устюжне. Выполнял работы для храмов Устюжны и г.Весьегонска Тверской губ. В частности, писал иконы для приделов собора Рождества Богородицы Устюжны, занимался работами по подновлению икон теплого придела городского Казанского храма.
27. Панов Иван Степанович (1844-1883гг.) – уроженец Устюжны, племянник М.В.Панова, известный русский иллюстратор и офортист. В юности работал в мастерской дяди, был участником артели бродячих иконописцев.
28. Петров Василий (1818- после1842гг.) – дьякон Троицкого храма Устюжны, сделал список с чудотворной Смоленской (Устюженской) иконы Богоматери Одигитрия для своей церкви (в настоящее время в собрании Вологодского музея-заповедника, инв. №10)
29. Русинов Иван (упом. 1721г.) – иконописец, указан в ведомости, поданной в 1721 году в магистрат устюженским бургомистром.
30. Серебреников Назарий Анкиндинович (1643- после 1713гг.) – мастер-серебряник. По данным 1713 года имел мастерскую серебряных дел в Устюжне, в которой работал с четырьмя сыновьями Климом, Иваном, Гаврилой и Назарием Назарьевичами.
31. Серебреников Клим Назарьевич (1664- после 1713гг.) – сын Н.А.Серебреникова, работал в мастерской отца.
32. Серебреников Иван Назарьевич (1666- до 1748гг.) - сын Н.А.Серебреникова, работал в мастерской отца.
33. Серебреников Гаврила Назарьевич (1671-после 1713гг.) - сын Н.А.Серебреникова, работал в мастерской отца.
34. Серебреников Назарий Назарьевич (1681/86-после1748гг.)-сын Н.А.Серебреникова, работал в мастерской отца.
35. Слезкинцев Матвей Парамонович (1655- после 1713гг.) – иконописец.
36. Слезкинцев Семен Матвеевич (1683-до 1748гг.) – иконописец.
37. Солодовников Андрей (предпол.) Никифорович (упом.1721г.) - указан в ведомости, поданной в 1721 году в магистрат устюженским бургомистром, как ученик иконописца.
38. Сулимов Николай Абрамович (1823- после 1875гг.) – в 1851 году переехал с семьей в Устюжну из г.Осташково Тверской губ. Занимался иконописными, позолотными и реставрационными работами в городском соборе Рождества Богородицы. Был приписан в купечество. В 1868 и 1875гг. поновлял росписи в Ферапонтовом монастыре (совр. Вологодская обл.). Отец игуменьи Ферапонтова монастыря новомученицы Серафимы (в миру Елизаветы Николаевны Сулимовой).
39. Третячко (упом.1567г.) – мастер-серебряник Устюжны Железопольской.
Список иногородних мастеров, работавших для храмов Устюжны и уезда
1. Андреев Степан (упом. 1756-57г.) – ярославский иконописец. В 1756-1757гг. участвовал в росписи фресковой живописью Казанского храма Устюжны в составе бригады братьев-иконописцев из Ярославля А. и И.Шустовых.
2. Белозерцы Михаил и Дмитрий (упом.1689-1691гг.) – братья иконописцы г.Белозерска, в 1689/91гг. написали икону «Сретение иконы Богоматери Владимирской в Москве» для посадской жилицы Устюжны Железопольской вдовы Гребневой. Позднее икона находилась в храме Спаса Нерукотворного с.Даниловское Устюженского уезда (ныне в коллекции Устюженского краеведческого музея).
3. Васильев Василий (упом. 1756-57г.) – ярославский иконописец. В 1756-1757гг. участвовал в росписи фресковой живописью Казанского храма Устюжны в составе бригады братьев-иконописцев из Ярославля А. и И.Шустовых.
4. Григорьев Иван (упом. 1756-57г.) – ярославский иконописец. В 1756-1757гг. участвовал в росписи фресковой живописью Казанского храма Устюжны в составе бригады братьев-иконописцев из Ярославля А. и И.Шустовых.
5. Казанец Павел Васильевич (упомин. 1683г.), предположительно мастер г.Белозерска, писал иконы для храма Петра и Павла в Устюжне (две иконы «Богоматерь Боголюбская» и «Спас Великий Архиерей с предстоящими» («Царь царей») 1683г. ныне в коллекции Устюженского краеведческого музея).
6. Кисловская Мария Александровна - старшая (1812-1847гг.) - уроженка г.Вологды, выпускница Санкт-Петербургской рисовальной школы, предположительно во второй половине 1840-х годов писала иконы для храма Вознесения Господня в усадьбе Дуброво-Линево Растороповской волости Устюженского уезда.
7. Китаев Василий Петрович (1872- после 1899гг.) – уроженец Санкт-Петербурга, выпускник Императорской академии художеств. В 1899 году участвовал в реставрации и частичной переписи фресок Казанского храма Устюжны.
8. Кобыличный Автоном Иванович (1868-после 1898гг.) - выпускник Императорской академии художеств. В 1899 году участвовал в реставрации и частичной переписи фресок Казанского храма Устюжны.
9. Кулин Василий Сергеевич (упом.1860г.) – мастер г.Боровичи, занимался резьбой по дереву и позолотными работами. В 1860 году в холодном храме Воскресенской церкви Устюжны поставил новый резной иконостас «рококоваго достоинства», а также сделал киот для образа Воскресения Христова в приделе Святого пророка Илии той же церкви.
10. Никифоров Устин (упом. 1756-57г.) – ярославский иконописец. В 1756-1757гг. участвовал в росписи фресковой живописью Казанского храма Устюжны в составе бригады братьев-иконописцев из Ярославля А. и И.Шустовых.
11. Овсяников Кузьма Кузьмич (упом. 1756-57г.) – ярославский иконописец. В 1756-1757гг. участвовал в росписи фресковой живописью Казанского храма Устюжны в составе бригады братьев-иконописцев из Ярославля А. и И.Шустовых.
12. Осипов Андрей (упом. 1756-57г.) – ярославский посадский человек, иконописец. В 1756-1757гг. участвовал в росписи фресковой живописью Казанского храма Устюжны в составе бригады братьев-иконописцев из Ярославля А. и И.Шустовых.
13. Рожнова Татьяна Ивановна – уроженка п.Кадуй Вологодской области, жительница г.Полярные Зори Мурманской области. Высшее педагогическое образование, самодеятельный иконописец (иконописи училась частным образом) и художник. В 2019-2023гг. по благословлению РПЦ написала точную копию (список) со Смоленской (Устюженской) чудотворной иконы Богоматери Одигитрия из собора Рождества Богородицы Устюжны (в настоящее время чудотворная икона находится в храме Христа Спасителя г.Москвы). Список иконы в 2023 году установлен в иконостас устюженского собора.
14. Семенов Егор (упом.1756-57гг.) – ярославский иконописец. В 1756-1757гг. участвовал в росписи фресковой живописью Казанского храма Устюжны в составе бригады братьев-иконописцев из Ярославля А. и И.Шустовых.
15. Семенов Семен (упом.1734/35,1756/57гг.) – ярославский иконописец. В 1756-1757гг. участвовал в росписи фресковой живописью Казанского храма Устюжны в составе бригады братьев-иконописцев из Ярославля А. и И.Шустовых.
16. Семенов Дмитрий Семенович (упом.1756-57гг.) – ярославский иконописный мастер, сын С.Семенова. В 1756-1757гг. вместе с отцом и братом Кузьмой участвовал в росписи фресковой живописью Казанского храма Устюжны в составе бригады братьев-иконописцев из Ярославля А. и И.Шустовых.
17. Семенов Кузьма Семенович (упом.1756-57гг.) – ярославский иконописный мастер, сын С.Семенова и родной брат Д.С.Семенова. В 1756-1757гг. вместе с отцом и братом Дмитрием участвовал в росписи фресковой живописью Казанского храма Устюжны в составе бригады братьев-иконописцев из Ярославля А. и И.Шустовых.
18. Степанов Василий (упом. 1849г.) – мастер г.Бежецка Тверской губ., в 1849 году подновлял иконы в соборе Рождества Богородицы Устюжны.
19. Татыков Иван – цеховой мастер-серебряник г.Бежецка. В 1822 году изготовил серебряную, вызолоченную чеканную ризу для чудотворной Смоленской (Устюженской) иконы Богоматери из городского собора Рождества Богородицы, о чем свидетельствует надпись на металлической пластинке, укрепленной под местом нахождения иконы в соборном иконостасе.
20. Трофимов Андриан (упом. 1759гг.) – предположительно иногородний иконописец, в 1759 году сделал лепные рамы и написал иконы для сводов холодного храма собора Рождества Богородицы в Устюжне, которые сохранились в храме до настоящего времени.
21. Трубникова Татьяна Владимировна – художник, иконописец. В 1991 году стала организатором и руководителем иконописной мастерской Во имя преп. Алипия Печерского (г.Москва). В 2015-2017гг. специалисты мастерской изготовили иконостас и написали иконы для новой деревянной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в д.Лентьево Устюженского района.
22. Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859гг.) – уроженец г.Бежецка Тверской губ., известный художник, академик живописи, в 1849 году написал несколько икон на холстах для храма Вознесения Господня в усадьбе Дуброво-Линево Растороповской волости Устюженского уезда.
23. Тыранов Иван Иванович (до 1808-после 1834гг.) – цеховой мастер-серебряник г.Бежецка, родственник А.В.Тыранова. В 1834 году выполнил работы по замене деревянных Царских врат и местного яруса центрального иконостаса собора Рождества Богородицы г.Устюжны на бронзовые, с чеканным золоченым и посеребренным декором (сохранились в храме до настоящего времени).
24. Уланов Кирилл Иванович (около 1660-1731гг.) – московский изограф, жалованный иконописец Оружейной палаты. Писал иконы для собора Рождества Богородицы и храма Петра и Павла (Сретенского) в Устюжне. Подписные иконы «Спас Вседержитель»1688/89г. и «Богоматерь Боголюбская» 1697-1698гг. из собора, а также «Святая Троица со сценами хождения» 1690г., «Воскресение Христово» 1690г., «Апостолы Петр и Павел, со сценами деяний» 1689/90г. из Сретенской церкви в настоящее время входят в коллекцию Устюженского краеведческого музея и оцениваются специалистами, как самые ранние из сохранившихся работ мастера.
25. Ушаков Александр (упом. 1904г.) – иконописец г.Рыбинска Ярославской губ. В 1904 году расписал фресковой живописью своды в теплом приделе Покровского храма Устюжны.
26. Чуприненко Степан Федорович (1870-1933гг.) – уроженец Николаевской губернии, русский и советский художник-график, иллюстратор и педагог. Выпускник Императорской академии художеств. В 1899 году участвовал в реставрации и частичной переписи фресок Казанского храма Устюжны.
27. Шустовы Афанасий (1711-после1780гг.) и Иван (около 1714-до1780гг.) Андреевичи – братья-иконописцы г.Ярославля. В 1756-1757гг. вместе со своей бригадой расписали фресками стены Казанского храма Устюжны. В бригаду входили иконописцы Козма Козмин Овсяников, Семен Семенов с детьми Дмитрием и Козмою, Устин Никифоров, Егор Семенов, Василий Васильев, Степан Андреев, Андрей Осипов, Иван Григорьев.
Составитель Е.Воротынцева
Список источников и использованной литературы
1. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф.Р-4713. Оп.1. Д.87.
2. Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф.480. Оп.1. Д.4299.
3. Устюженский краеведческий музей (УКМ). Ф.1. Оп.4. Д.11, 15; Ф.4. Оп.1. Д.1/2, 1/42, 1/51, 1/59, 11/5, 14/47, 71/2, 78, 85/1.
4. Переписная ландратская книга Устюжны Железопольской 1713 года / Публ. Н.И.Баландина, В.П.Червякова //Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда, 1970.
5. Сотная из книг И.И.Плещеева и Григория Зубатово Никитина сына Беспятого на посад Устюжны Железопольской 1567 года / Публ. Ю.С.Васильева, Н.П.Воскобойниковой // Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Вологда, 1981.
6. Сотная из писцовых книг Д.Г.Бельского на посад Устюжны Железопольской 1597 года /Публ.Н.П.Воскобойниковой, П.А.Колесникова // Крестьянство Севера России в XVI в. Вологда, 1984.
7. Памятная книжка Новгородской губернии на 1892 год. Новгород, 1892.
8. Материалы для оценки городских имуществ Новгородской губернии. Т.IX. Г.Устюжна. Новгород, 1903.
9. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. В 2-х томах / Сост. С.Н.Кондаков. С.-П.б., 1914-1915.
10. Словарь русских иконописцев XI-XVII вв. /Ред.-сост. И.А.Кочетков. М., 2009.
11. Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова. М., 2015.
12. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897.
13. Железнова М.М. А.В.Тыранов. Л., 1985.
14. Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М., 1995.
15. Суров М.В. Вологодчина: неиссякаемая дивность. Вологда, 2003.
16. Комашко Н.И. Русская икона XVIII века. М., 2006.
17. Воротынцева Е.А. Дворяне Линевы, храм Вознесения Господня и портрет Пушкина // Устюжна. Краеведческий альманах. Вып.6. Вологда, 2008.
18. Вишнякова Г.В. История старинного устюженского рода Бельтеневых. Устюжна. Краеведческий альманах. Вып.8. Вологда, 2014.
19. Ивлев Денис. Девять «Чудес…» Никифора Крылова. Изображения чудес от образа Святителя Николая, как отражение истории Николо-Теребенского монастыря в XV-XIXвв. Электронный ресурс – Режим доступа https://dzen.ru/a/Y43OZ97GZXnq_dvG?share_to=link Дата обращения 05.11.2024г.
25.11.2024