Искусство в быту
Каждый старинный фарфоровый предмет, дошедший до наших дней, поражает сочетанием хрупкости и выносливости. И стоит его взять в руки, как он начинает делиться своей судьбой и историей тех времен, когда он был создан.
Фарфоровое дело в России существует со времен царствования императрицы Елизаветы Петровны (40-50-х г.г. XVIII века). С этого момента и до революции 1917 года в России было создано множество великолепных фарфоровых изделий мастерами Императорского фарфорового завода, Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова, частного фарфорового завода Гарднера в Вербилках (вошедшего в последствии в Товарищество М.С. Кузнецова), заводов А.Г. Попова, братьев Корниловых и многих других предприятий. Изделия этих заводов вы можете увидеть в постоянной экспозиции музея. Другая часть экспонатов из коллекции «Фарфор.Стекло» хранится в фондах музея и экспонируется на временных выставках. Вот о некоторых из них сегодня и пойдет речь.
Фарфоровая скульптурная миниатюра интересна не только сама по себе, но еще и прекрасно вписывается в любой интерьер, оживляя любую, даже самую скучную книжную полку.Например,скульптура второй половины XXвека Полонского завода художественной керамики с изображением юноши и девушки. Это Ганна и Левко – герои повести Гоголя «Майская ночь» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». (1)
В 1950-х – 1960-х гг. особое значение в повседневной культуре приобрела тема балета, а фарфоровые фигурки балерин стали частью советских интерьеров и одним из важных тематических направлений деятельности фарфоровых заводов. Представляем вашему вниманию статуэтки Ленинградского завода фарфоровых изделий и Дмитровского фарфорового завода. (2,3)
Известно, что в дореволюционной России существовала уже ушедшая в прошлое профессия кормилицы. И на многих фарфоровых заводах изготавливались статуэтки на данную тему, изображающие женщин, кормящих детей. В фондах музея хранится необычная статуэтка, где вместо младенца изображен взрослый мужчина. Она называется «Жена-кормилица». Выполнена фигурка на заводе Миклашевского.(4)
Миниатюрная скульптура являлась как самостоятельным предметом, так и частью каких-либо бытовых вещей. Таковыми являются чернильница со скульптурой старика, плетущего лапти, и подсвечник со скульптурой юноши. Выпускались такие скульптурные композиции на заводе Попова, Гарднера и других фарфоровых заводах.(5,6)
Особенной красотой отличаются статуэтки и предметы декора из фарфора, непокрытого глазурью, так называемые бисквитные, как, например, «Пушкин на прогулке» или «Пастух».Стадию «бисквита» проходят все фарфоровые изделия. Но остановиться на ней впервые пришло в голову мастерам Венсенской мануфактуры под Парижем. Именно в то время возникло название «бисквит» от французского bis – «повторный».(7,8)
Бурное развитие техники в XIX столетии повлияло на развитие видов осветительных приборов. В 1853 году была изобретена керосиновая лампа. В 1890-е годы керосиновое освещение получило молниеносное распространение. Для керосиновых ламп мастерами удачно приспособлялись фарфоровые и стеклянные вазы. Тулово вазы скрывало резервуар с горючим, над венчиком возвышалась горелка, дополнительная металлическая конструкция поддерживала стеклянный абажур, который смягчал яркий свет, неприятный для глаз.(9)
Использование в быту декоративных фарфоровых изделий делает их универсальными.
Рябчикова Е.А., научный сотрудник УКМ.
Статья написана с использованием материалов системы Интернет.
Еще публикации ...