История Васильевского храма в Устюжне
Первые письменные свидетельства о существовании в Устюжне Железопольской храма Василия Великого Кесарийского относятся ко второй половине XVI века. По данным 1567 года в Троицком конце, как называлась в то время часть западной территории городского посада, стояли две деревянные церкви: холодная летняя Васильевская и теплая зимняя мученика Мины, сооружения прихожан. При церквях было тринадцать келий для пономаря, просвирни («проскурницы») и нищих.
Город в тот период считался крупным промышленным центром и занимал территорию от Заижинья до современного Казанского храма, располагаясь по обе стороны реки Мологи. В 1569 году на Устюжну обрушилось страшное бедствие. Эпидемия чумы или, как тогда говорили, «морового поветрия» опустошила практически всю Заижинскую часть города, которая впоследствии была заброшена на многие годы. В результате Васильевский храм оказался стоящим «на всполье», то есть на границе городского поселения и загородных полей. Устюжане, напуганные эпидемией, старались не посещать опустошенные чумой постройки на западной окраине города, и Васильевский храм постепенно приходил в запустение. По описаниям 1597 года он еще был действующим, но при нем оставалось только девять келий, а службу вел не священник, а «черный поп» монах Елинарх.
В феврале 1609 года Устюжна пережила осаду польско-литовским отрядом интервентов. Горожане сумели отстоять город благодаря тому, что за короткий срок возвели вокруг поселения высокие крепостные стены. Однако в территорию крепости попали не все кварталы, а только центральная часть. Малонаселенный Троицкий конец с Васильевским храмом оказался за крепостными укреплениями и в результате сильно пострадал. По крайней мере, в описаниях Устюжны 1626 года указано вместо храмовых строений, «место пустое церковное Василия Кесарийского да место пустое ж великомученика Мины».
С течением времени жизнь в Заижинскую часть города постепенно вернулась. В Троицком конце вновь понадобились храмы. Васильевскую церковь отстроили заново. По данным 1713 года деревянная церковь Василия Великого в тот период стояла с приделами «мученика Мины да Фомина Уверения, да Положение честнаго пояса пресвятые богородицы». При церкви были два двора: священника и просвирни. Причт жалования не имел, а жил «с мирского подаяния и з земли и с сенных покосов».
Вплоть до второй половины XVIII века в Устюжне не существовало общественных кладбищ, не считая кладбища «убогих душ» в восточной части города, где хоронили неимущих и нищих жителей. Остальные православные устюжане имели право упокоить своих умерших родичей фактически возле любого из городских храмов, если на то имелось разрешение церковных властей. Назначение места захоронения зависело, в основном, от социального статуса и размеров кошелька родственников умершего.
Позднее в городе было организовано два общественных кладбища: на восточной окраине Казанское и, на западной окраине, Преполовенское (Васильевское). Оба по названию расположенных на них храмов. Каменную Преполовенскую церковь построили в 1800 году. До этого здесь, рядом со старым Васильевским храмом, стояла деревянная церковь того же названия, которая была куплена в 1690-е годы Васильевским приходом у прихода Казанского. В этот период московский купец Г.Д.Строганов, имевший в Устюжне свои дворы, решил построить на собственной земле каменный Казанский храм, в результате чего два стоящих здесь ранее деревянных церковных строения и были проданы Васильевскому и Троицкому приходам за 130 рублей.
Когда деревянные храмы Васильевского прихода обветшали, было решено возвести один каменный храм Преполовения Пятидесятницы с двумя приделами: 1-й Василия Великого; 2-й Святого Мученика Мины Александрийского, Святого благоверного князя Михаила Тверского и преподобного Иоанна Рыльского.
Прошло более ста лет, прежде чем на Преполовенском (Васильевском) кладбище возвели еще одну, небольшую однопрестольную церковь. Проект нового епархиального храма был рассмотрен и одобрен строительным отделением Новгородского губернского правления по протоколу № 70 от 6 июня 1915 года. При этом название престола новой церкви в проекте указано не было.
В этот период епархиальным губернским архитектором в Новгороде служил известный в профессиональных кругах России Алексей Егорович Эренберг (1863-1938гг.). В его обязанности входили не только контроль качества проектных, строительных и ремонтно-реставрационных работ епархиальных объектов, но и составление планов и фасадов зданий по ходатайству прихожан. Выпускник Императорской Академии художеств А.Е.Эренберг имел на своем счету более полутора сотен архитектурных сооружений в Петербурге и российской провинции. Не исключено, что проект новой кладбищенской церкви в Устюжне, выполненный в стиле эклектики, также принадлежал ему. Контроль над работами по сооружению храма осуществлял новгородский губернский инженер архитектор Евгений Алексеевич Трубников (1883-1964гг.).
Новое церковное здание на Преполовенском (Васильевском) кладбище выстроили в том же 1915 году из красного кирпича, с полусферическим куполом, с луковичной главкой на нем и на крыше алтаря, с арочной звонницей. Этот храм стал единственным культовым объектом, построенным в Устюжне в годы I Мировой войны.
В начале 1930-х годов, в период антирелигиозной кампании, церковь Преполовения Пятидесятницы была закрыта, а в 1939 году полностью уничтожена. В обезглавленном здании однопрестольного кладбищенского храма организовали склад, а позднее здание и вовсе забросили.
Прошли годы. Новые поколения устюжан привыкли к существованию на втором городском кладбище полуразрушенной церковной постройки, которую стали именовать по названию кладбища Васильевской. Такое наименование утвердилось в официальных документах и публикациях краеведческой литературы. Но возникает вопрос: зачем понадобилось строить храм с одноименным престолом придела Преполовенской церкви, стоящей на этом же кладбище?
Специалисты предполагали, что Васильевский престол был, видимо, вынесен из, возможно, обветшавшего придела Преполовенской церкви в отдельно стоящий храм. Действительно, такие случаи допускались. Однако, судя по недавно оцифрованным документам Государственного архива Новгородской области за 1916 год, храм Преполовения Пятидесятницы находился в удовлетворительном состоянии и придел Василия Великого в нем по-прежнему функционировал.
Однопрестольный храм, приписанный к Преполовенской церкви Устюжны, изначально был спроектирован и построен как кладбищенский. Кладбищенские храмы предназначались исключительно для православных погребальных богослужений, чаще всего таких, как отпевание и панихида. Они имели небольшой размер и были не рассчитаны на единовременный прием большого количества прихожан. В обязанность местных священнослужителей, в данном случае Преполовенского храма, входило совершение здесь по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище.
Кладбищенские храмы, как правило, строили по, так называемым, кладбищенским сборам. В большинстве случаев это являлось своеобразной платой за возможность хоронить усопших в престижных частях кладбища. Престол храма в Устюжне, который ныне именуется Васильевским, первоначально, в 1915 году, был освящен Во имя Св. Николая Чудотворца, Св. мученицы Елизаветы, апостола Иакова и великомученицы Параскевы. Судя по всему люди с этими именами и стали вкладчиками кладбищенского сбора для построения данного храма, а указанные святые, в честь которых был освящен престол, являлись их небесными покровителями. Не исключено, что это были представители богатой купеческой семьи Поздеевых, на Преполовенском (Васильевском) кладбище которых находились их родовые захоронения, сохранившиеся до сих пор.
Купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин и личный дворянин Яков Михайлович Поздеев (1834-1918гг.) с 1878 по 1917гг. являлся старостой Преполовенского храма. Известно, что личное дворянство купец-миллионер получил за благотворительность. В частности, большие средства он тратил на ремонты и украшение местных церквей, за что в 1886 году был награжден грамотой Священного синода. В 1891 году Поздеев на собственные деньги выстроил рядом с городским собором каменную часовню Во имя Святителя Николая, а на ремонт и украшение Преполовенского храма он истратил в общей сложности около 20 тыс. рублей, по тем временам деньги немалые.
К моменту строительства кладбищенской церкви на Васильевском погосте Я.М.Поздееву перевалило за восемьдесят, и он не мог не думать о будущем упокоении. К этому времени с ним оставались его родные: жена Прасковья Николаевна, младшая дочь Елизавета Яковлевна и старший внук, служивший у деда секретарем, Николай Павлович Иконников.
Купец и личный дворянин Я.М.Поздеев скончался 24 ноября 1918 года и действительно был похоронен на Васильевском кладбище, но уже без приличных его положению и заслуг почестей. Его жену и дочь новые власти выселили из собственного дома, в котором был открыт Пролетарский клуб. Его внук Николай в 1930-е годы вынужден был уехать из родного города и обратно уже не вернулся.
А кладбищенский храм на городском Васильевском погосте все-таки устоял, хотя дожидаться нового благотворителя полуразрушенной однопрестольной церкви пришлось не одно десятилетие.
Вопрос о необходимости восстановления храма на втором городском кладбище Устюжны поднимался еще в 1990-е годы, однако из-за отсутствия финансирования так и не был решен. Время «собирать камни» пришло в 2021 году. Церковь начала восстанавливаться по инициативе и на средства местного мецената, председателя Совета директоров ООО «Жуковец» Николая Андреевича Великанова. 21 октября 2021 года состоялось освящение креста на возрождавшемся церковном здании. 2 июня 2022 года освятили колокола, которые установили на восстановленную звонницу.
7 мая того же года епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий совершил в ожившем храме первую, после многолетнего забвения, Божественную литургию. Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления, почетный настоятель кафедрального собора преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких о.Александр (Куликов) и благочинный Устюженского округа протоиерей о.Константин (Лобанов). Богослужебные песнопения исполнил квартет певчих молодежного хора Череповецкой епархии под управлением регента Елены Сергеевой.
Престол восстановленного храма освятили Во имя архиепископа Кесарии Каппадокийской Василия Великого, что исторически оправдано. В современной России, пережившей в советское время уничтожение большинства православных храмов, некоторые уцелевшие и построенные вновь кладбищенские церкви используются как обычные приходские, то есть там можно совершать все положенные обряды: крещение, венчание и т.д. Такая судьба досталась и устюженскому, ныне уже Васильевскому храму.
фото Алексея Абрамова
Е.Воротынцева
Список источников и использованной литературы:
2. Устюженский краеведческий музей (УКМ). Ф.4. Оп.1. Д.10/5. Ведомость церкви Преполовения Пятидесятницы за 1909 год, б/л; Д.10/6. Проект кладбищенской церкви в г. Устюжна Новгородской губ., рассмотренный и одобренный строительным отделением Новгородского губернского правления по протоколу от 6 июня 1915 года за № 70; Ф.14. Оп.1. Д.87/1-12. Поздеевы.
3. Баландин Н.И. Червяков В.П. Переписная ландратская книга Устюжны Железопольской 1713г.// Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда, 1970.
4. Сотная из книг И.И.Плещеева и Григория Зубатово Никитина сына Беспятого на посад Устюжны Железопольской 1567г. / Публ. Ю.С.Васильева, Н.П.Воскобойниковой // Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Вологда, 1981.
5. Сотная из писцовых книг Д.Г.Бельского на посад Устюжны Железопольской 1597г. /Публ. Н.П.Воскобойниковой, П.А.Колесникова // Крестьянство Севера России в XVIв. Вологда, 1984.
6. Сотная Устюжны Железопольской с писцовых книг Ивана Кутузова и подьячего Посника Трофимова 1626 года// Иван Пугач. Устюжна Железопольская: город и власть. Очерки социально-экономической истории XVI–первой половины XVII вв. LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012.
7. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897.
8. Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской //Устюжна. Историко-литературный альманах. Вологда, 1993.
9. Пугач И.В. Устюжна Железопольская в XVI-XVII веках //Устюжна. Краеведческий альманах. Вып.5. Вологда, 2002.
10. Кедров Н.Г. Государство и церковная община в 1920-1930-е годы: эволюция взаимоотношений в Устюженском районе. //Устюжна. Краеведческий альманах. Вып.6. Вологда, 2008.
Еще публикации ...