КРЕМЛЕВСКИЙ ПРОТОПОП ИЗ УСТЮЖНЫ
(о главном строителе собора Рождества Богородицы Устюжны о.Меркурии Гавриловиче)
6 (здесь и далее ст.ст.) сентября 1691 года в Устюжне Железнопольской освятили новый каменный собор Рождества Богородицы. Мастера [1] старались справиться с работами к престольному празднику, чтобы устюжане сумели достойно его встретить в главном храме своего города. Старая деревянная Богородице-Рождественская церковь погибла в страшном пожаре 1677 года. Устюжане всем миром несколько лет собирали копейки на постройку нового храма, но если бы не помощь московского протопопа, который и был, как предполагают, инициатором постройки каменного здания, то вряд ли удалось бы столь быстро завершить все дело. Фундамент нового собора заложили только 30 мая 1685 года, а уже через пять лет взметнулись к небу купола красавицы-церкви.
Стоимость нового здания составила 930 рублей. Из них 200 собрали устюжане, еще 200 рублей по указам царей Иоанна и Петра Алексеевичей были выделены из устюженских таможенных сборов и кружечного двора. 530 рублей, несколькими вкладами в течение 1679-1686гг., пожертвовал протопоп Благовещенского собора Московского Кремля о.Меркурий [2] , что в общей сложности равнялось его годовому жалованию.
Протопоп (протопресвитер) - высший сан белого духовенства, существовавший в Русской православной церкви с XVI до начала XIXвв. О протопопе Меркурии, принявшем активное участие в сооружении устюженского собора, известно немногое. Историки XVIII-XIXвв., основываясь на архивных материалах XVII столетия, называют его о.Меркурием Гавриловичем [3] и утверждают, что он являлся уроженцем Устюжны Железнопольской, где были похоронены его родители [4].
Сохранилась перепись населения Устюжны (так называемая Сотная) 1626 года, в которой могли быть упомянуты родители о.Меркурия. Следует заметить, что в XVII веке у устюжан еще преобладала династическая передача профессиональных ремесел и навыков, поэтому можно предположить, что о.Меркурий, скорее всего, происходил из семьи церковнослужителей. Известно также, что у него был племянник Стефан Парфениев, тоже служитель церкви и уроженец Устюжны, который по ходатайству дяди был принят в клир кремлевского Благовещенского собора.
В Сотной 1626 года упоминаются девять устюжан с именем Гаврил, два из которых имели отношение к служителям церкви. Это Гаврилка Вешняков, пономарь храма Вознесенского прихода, и Гаврил - сын дьячка храма Петра и Павла Сидорки Кузмина. В последнем случае Кузмин - это не фамилия, а отчество отца Сидорки.
К сожалению, перепись 1626 года не указывает всех членов семей, а только владельцев недвижимого имущества, включая дворы церковного причта. При этом, если проанализировать географию вкладов царского духовника в устюженские храмы, то они предназначались либо для собора Рождества Богородицы, либо для Николо-Преображенской церкви города. Будущий московский протопоп в бытность свою в Устюжне мог сам служить в одном из этих храмов, либо один из них являлся приходом его родителей.
В этой связи особый интерес представляет семья, записанная в Сотной 1626 года, как Гавриловы (Гавриловичи?). Любопытно то, что три брата этого семейства являлись служителями одного Николо-Преображенского храма. Посник Гаврилов [5] служил попом, Третьяк Гаврилов дьяконом, Тренка Гаврилов дьячком. То есть фактически основной церковный причт (без пономаря и просвирни) представляла одна семья.
Дворы Посника и Третьяка стояли «да у тое ж церкви» [6], а на Тренку была оформлена какая-то, возможно церковная, лавка. Иными словами, семья церковнослужителей Гавриловых по тем меркам была довольно зажиточной, а ее представители имели возможность обучать своих сыновей и внуков навыкам церковного богослужения, ибо духовное училище в Устюжне было открыто только в 1809 году. Кстати, переписчик указал братьев Гавриловых под их «домашними» славянскими именами, которые в то время еще широко применялись в местных семьях. Нельзя исключить того, что один из братьев «по святцам» мог носить имя Гаврила.
Так или иначе, но в 1670-е - первой половине 1680-х годов, а возможно и ранее, о.Меркурий проживал уже в Великом Новгороде, куда, видимо, был переведен на должность ключаря Софийского собора из какого-то устюженского храма. Устюжна Железнопольская в тот период находилась в ведении Новгородского приказа, то есть для Устюжны Великий Новгород того времени являлся, говоря современным языком, областным центром.
К 1684 году о.Меркурий служил протопопом новгородского Софийского собора, был женат на родственнице местной купеческой семьи Воротниковых и имел собственный двор в Детинце недалеко от Владимирской проездной башни, рядом с подворьем Юрьева монастыря. Новгородское жилище семьи протопопа описывают так: «Во дворе, огороженном тыном, стояла деревянная горница на жилом подклете [7] с сенями и повалушей [8] "о трех жильях" - трехэтажной башнеобразной пристройкой. Рядом располагался погреб с надстроенным над ним амбаром» [9].
В Великом Новгороде к Меркурию Гавриловичу относились с большим почтением. Известно, что его род был записан в Синодиках («Помянниках») нескольких новгородских монастырей [10].
В 1684 году о.Меркурий был приглашен в Москву для служения протопопом кремлевского Благовещенского собора. Некоторые исследователи полагают, что протекцию о.Меркурию составил тогдашний патриарх Иоаким (Савёлов), который, видимо, хорошо его знал в период своего служения в Великом Новгороде в качестве митрополита в 1672-1674гг.
Вслед за Меркурием Гавриловичем в столицу приехала его жена. Известно о торжественных ее проводах из Великого Новгорода «в сопровождении боярских домовых людей [11] Тимофея Жеглова и Якима Шульгина» .[12] В Москве, продав новгородское подворье, супруги поселились в казенном «духовниковом дворе» возле храма Св. Козьмы и Дамиана в Кремле, у Чудова монастыря.
Постановление о.Меркурия в сан протопопа Благовещенского собора было совершено патриархом Иоакимом 8 сентября 1685 года во время литургии «в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на сенях» .[13] По тогдашней традиции протопоп кремлевского Благовещенского собора становился царским духовником. Так устюжанин стал духовным наставником юных царей Петра и Иоанна Алексеевичей.
Будущему императору Петру Великому к тому времени исполнилось тринадцать лет. В 1682 году он совместно со старшим братом Иваном был провозглашен царем всея Руси. Кстати, в Оружейной палате Кремля до сих пор хранится двухместный трон братьев Романовых. При восхождении их на престол царь Иван был слишком болезненным, Петр малолетним и фактическую власть в стране на последующие семь лет обрела их старшая сестра Софья, женщина умная и властная, мечтавшая о царской короне.
О.Меркурий, оказавшись в Москве и став, не много – не мало, царским духовником, попал в самую гущу дворцовых интриг. В 1689 году бояре Нарышкины, к роду которых относилась мать Петра Алексеевича, решили женить Петра. В этом случае царевич считался совершеннолетним, а значит, мог править сам. Иными словами, наличие царицы должно было поставить правительницу Софью в положение лишней.
Брак Петра с избранной родственниками невестой Евдокией Лопухиной состоялся 27 января 1689 года. Жениху было 16 лет, невеста на три года старше. При подготовке свадьбы в царской семье были нарушены многие традиционные ритуалы смотрин и выбора невесты. Все делалось так, чтобы правительница Софья и ее родня Милославские не смогли заранее определить, кто же станет новой царицей. В результате практически тайным и потому весьма скромным оказалось и венчание.
Обряд царского бракосочетания состоялся вечером в кремлевской домовой церкви апостолов Петра и Павла [14] и совершил его не патриарх, как это обычно было с предшествующими царскими свадьбами, а духовник царей протопоп Благовещенского собора о.Меркурий («венчан в верху в церкви Святых Апостол Петра и Павла от своего Духовника Протопопа Меркурия» )[15]. На венчании присутствовали всего несколько человек, близких семье Нарышкиных. Лишь на следующее утро всему Двору и московским жителям, а за ними и всей России, стало известно о венчании царя Петра, что ознаменовало конец регентства царевны Софьи.
Протопоп Меркурий, оказавшийся волею судеб в самом центре событий, безусловно, понимал, что происходит в Кремле. Его непосредственный церковный начальник и духовный наставник патриарх Иоаким всячески поддерживал царя Петра и, конечно, знал о готовившемся венчании. Стараясь до времени сохранить тайну, он доверил проведение обряда своему верному человеку, царскому духовнику о.Меркурию. Вскоре после венчания Петр уехал в Переславль, где «собирался ходить по озеру под парусом на маленьком судне» ,[16] а о.Меркурий вернулся к своим повседневным обязанностям.
Высокий сан и кремлевские события не заставили московского протопопа забыть малую родину. Он сделал все для скорейшего завершения строительства собора Рождества Богородицы в Устюжне Железнопольской, а также и для его украшения. Благодаря участию о.Меркурия образа для соборного иконостаса были написаны мастерами иконописной мастерской Московской Оружейной палаты, включая Кирилла Ивановича Уланова, одного из лучших царских «жалованных» иконописцев. Судьба так распорядилась, что только в Устюжне до наших дней сохранились самые ранние работы именитого мастера.
В подарок новому устюженскому «дому Божией Матери» о.Меркурий прислал из столицы драгоценную церковную утварь, священнические одежды и воздуха, колокол весом 120 пудов, литый в июле 1691 года известным в то время московским мастером Михаилом Матвеевым .[17] К его благодеянию также относят передачу двадцать одной иконы из Успенского собора Московского Кремля. Московские иконы поставили на западную, южную и северную внутренние стены устюженского собора . [18]
Полагают, что не без участия царского духовника в соборную ризницу были переданы шитые ризы, пелены и священнические одежды от цариц Натальи Кирилловны (матери царя Петра), Татьяны Михайловны (его тетки), Параскевы Федоровны (жены брата Ивана) и Софьи Алексеевны (его сестры). Из всех этих предметов до наших дней дошла шитая золотом и шелком по розовому атласу Владимирская икона Богоматери работы Татьяны Михайловны Романовой . [19]
Жаловал московский протопоп и другие местные храмы и обители. Например, он прислал в Устюжну для Николо-Преображенского храма две служебные книги Минеи «в помяновение своей души и усопших родителей», печатанные в Москве в 1690 и 1691гг. [20]. Предполагается, что Меркурий Гаврилович, а позднее его племянник Стефан Парфеньев, являлись посредниками для устюжан при заказе Кириллу Уланову ряда икон для городского храма Петра и Павла . [21]Известно также, что кремлевский протопоп делал пожертвования в Троицкую Синозерскую пустынь под Устюжной. В частности, к его вкладам в эту обитель относят икону «Иоанн Богослов в молчании» работы изографа Оружейной палаты Тихона Филатьева .[22]
Между тем, к августу 1689 года обстановка в Московском Кремле накалялась. Царевна Софья, не желая окончательно потерять власть, фактически спровоцировала стрелецкий бунт. Петр, предупрежденный своими сторонниками, спасая жизнь, бежал в Троице-Сергиев монастырь. Туда же стали прибывать верные ему дворяне и бояре, подходить войска, присягнувшие на верность «истинному царю». Большая часть стрелецких полков также перешла на сторону Петра.
Перепуганная Софья, решив примириться с братом, а главное, выманить его из стен монастыря, посылала в Троицу переговорщиков, однако никто из них не возвращался обратно. Известно, что 16 августа по приказу Софьи туда был направлен дядька царя боярин П.И.Прозоровский и его духовник протопоп о.Меркурий, дабы «смягчить Царя словами Евангелия» .[23] Вслед за ними на следующий день, по желанию царевны, в монастырь уехал патриарх Иоаким, который там и остался, полностью поддержав юного Петра. Бунт был подавлен, Софью постригли в монастырь.
А жизнь продолжалась. В июне 1690 года у брата и соправителя Петра I Ивана Алексеевича родилась дочь Феодосия. Петр Алексеевич пожелал стать крестным отцом племянницы («восприемник был царь Петр Алексеевич да царевна Татиана Михайловна» )[24]. Новорожденную царевну крестили 20 июня в храме Алексея митрополита в кремлевском Чудовом монастыре. Обряд проводил протопоп Меркурий.
Старинные фолианты сохранили также память о том, что 24 ноября 1691 года, в день своего небесного покровителя, Меркурий Гаврилович по традиции пришел к тогдашнему патриарху Адриану (Иоакима к тому времени уже не было в живых), который благословил его и одарил окладными иконами («оклад басемной [25] мелкотравой, венцы резные» )[26] с изображением Николая Чудотворца и Алексея митрополита. За год до этого в тот же день святейший патриарх одарил протопопа Владимирским образом Богородицы («оклад басемной, венец гладкой басемной» ).[27]
Протопоп из Устюжны оставался духовником Петра I и его брата царя Ивана V вплоть до своей кончины. На его отпевании 18 мая 1692 года в кремлевском храме Козьмы и Дамиана присутствовал царь Иван Алексеевич. Неугомонный Петр был в то время в Преображенском. Отпевал протопопа и царского духовника патриарх Московский и всея Руси Адриан.
Похоронили о.Меркурия возле того же Козьмодемьянского храма («а тело его положено у тое же церкви» ).[28] Известно, что кладбище при церкви Козьмы и Дамиана было закрыто царским указом еще в 1657 году, но для захоронения царского духовника, видимо, сделали исключение. Место упокоения устюжанина-протопопа кажется очень символичным, ведь святые Козьма и Дамиан считаются покровителями кузнецов, мастерством которых славилась Устюжна Железнопольская . [29]
После смерти о.Меркурия его племянник Стефан Парфениев стал священником, а позднее и протопопом кремлевского Благовещенского собора, не являясь, однако, царским духовником. В память о дяде он неоднократно делал богатые вклады в устюженские и новгородские храмы и обители. Это, например, пожертвованный им в 1697 году в устюженский собор драгоценный напрестольный крест с мощами 73 святых, включая Св.Николая Чудотворца и Вкм.Меркурия (см. Приложение); Служебник и два печатных Евангелия 1688 и 1698гг. Первое с серебряной вызолоченной верхней доской, с изображением распятия и евангелистов. Второе в переплете, обложенном цветным бархатом, также с серебряной вызолоченной верхней доской, украшенной жемчугом и чеканными изображениями святых. К приношению протопопа Стефана относится и подписное серебряное кадило весом 1 фунт и 32 золотника [примерно 546 грамм] с вызолоченными цепочками, которое было передано в собор в 1699 году . [30]
Есть также предположение о том, что некоторые иконы, написанные изографами в 1680-е-90-е годы для храма Петра и Павла в Устюжне, тоже являлись даром племянника о.Меркурия. К его же благодеянию относят появление в устюженском соборе Рождества Богородицы улановского образа «Богоматерь Боголюбская, с предстоящими святыми и чудесами на полях» 1697/98гг. Специалисты отмечают, что в изображениях на иконе «включены редкие образы великомученика Меркурия и преподобного Стефана Нового, соименные уже умершему к тому времени Меркурию Гавриловичу и его племяннику Стефану Парфениеву, скорее всего и вложившего этот памятник… на «поминовение души» своего дяди» . [31]
Могила протопопа Меркурия не сохранилась. В сильный пожар 1737 года кремлевский храм Козьмы и Дамиана в Москве значительно пострадал. Впоследствии его и ряд соседних построек разобрали, освобождая место для Сенатского дворца по проекту архитектора Матвея Казакова. В наши дни дворец является резиденцией Президента Российской Федерации.
Е.Воротынцева
ПРИМЕЧАНИЯ
1.Доктор искусствоведения А.А.Рыбаков сделал предположение, что собор Рождества Богородицы в Устюжне строили ярославские мастера. См.: Рыбаков А. Устюжна. Череповец. Вытегра. Л., 1981. С.24.
2. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С.30; Казанский И. Опись предметов старины из ризничного церковного имущества, имеющих начало свое до 1800 года включительно и сохраняющихся до настоящего времени в церковной ризнице Богородице-Рождественского собора города Устюжны Новгородской епархии. (Сост. в 1905г.). Устюжна, 1908. С.4.
3. В Википедии о.Меркурий проходит под фамилией Хрисанфов, однако ни один из известных источников, в том числе приведенных в Википедии, этого не подтверждает.
4. См.: Древняя Российская Вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских по истории, географии и генеалогии российской касающихся, изданная Николаем Новиковым, членом Вольного Российского собрания при Императорском университете. Изд. 2. Часть XI. М., 1789. С.186; Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1859. Т.2. С.64; Токмаков И.Ф. Указ.соч.; Извеков Н.Д. Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVIIв., М., 1906. Л.111 и др.
5. Любопытно, что в конце XVII- XVIIIвв. в Устюжне была известна семья Посниковых (фамилия произошла от имени Посник), которые, являясь прихожанами Николо-Преображенского храма, делали в него значительные вклады. Один из членов семьи Федор Постников в 1813 году служил дьячком указанного храма (См.: Зубов К.А.Подписные иконы и предметы из Преображенской (Никольской) церкви Устюжны. Электронный ресурс http://ukm35.ru/podpisnye-ikony-nikolskoi-tserkvi Дата обращения: 23.08.2023)
.6. Сотная Устюжны Железопольской с писцовых книг Ивана Кутузова да подьячего Посника Трофимова 1626 года. Л.18 / Пугач И. Устюжна Железопольская: город и власть. Очерки социально-экономической истории XVI-первой половины XVIIвв. LAP LAMBERT Akademik Publishing, 2012.
7. Подклет, подклеть, подызбица — название нежилого нижнего этажа под верхним жилым помещением.
8. Повалу́ша — в традиционной русской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором, в которой находилось помещение для пиров и приема гостей.
9. Л.А.Секретарь. Дома, события, люди. Новгород. XVIII-нач.XXвв. Великий Новгород, 1999. Электронный ресурс https://proza.ru/2009/06/04/782 Дата обращения 20.07. 2023г.
10.См.: там же; Ю.Д.Рыков. Малоизвестный список синодика Новгородского Николо-Вяжищского монастыря конца XVII века с позднейшими дополнениями / Новгородский исторический сборник. Новгород, 2019. Вып.18(28). С.104-105.
11. «Боярские домовые люди» - они же «служилые люди по отечеству», несшие обязанности военной и охранной службы того периода.
12.Там же.
13.Извеков Н.Д. Указ.соч.
14. Существуют несколько версий о месте венчания Петра с Евдокией Лопухиной, однако сведения, приведенные в издании «Древняя Российская Вивлиофика…» (см. указ.соч.) на основе древнерусских исторических источников, прямо указывают на домовую церковь Петра и Павла в Кремле.
15. Древняя Российская Вивлиофика. Указ.Соч. С.194.
16.Бушкович П. Петр Великий. Борьба за власть (1671-1725). СПб, 2008. С. 160.
17.Михаил Матвеев – московский колокольный мастер, живший в XVIIв. Его искусству, в частности, приписывают отливку осенью 1693 года большого благовестного колокола Троице-Сергиевой лавры подписным весом 3.555 пудов (58 тонн 230 кг).
18.Об этом вкладе о.Меркурия упомянул в издании «Новгородские епархиальные ведомости» тогдашний настоятель устюженского собора И.В.Казанский. Он, в частности, писал: «Протоиерей Меркурий Гаврилович… блаженный строитель сего храма украсил его древними иконами, привезенными в Устюжну из Московского Успенского собора. Сии иконы в числе двадцати одной украшают западную, южную и северную внутренние стены храма» (См.: НЕВ.1913, №13. С.16). Все иконы (деисусный чин, 21 образ), которые, по словам Казанского, были переданы из Успенского собора Московского Кремля, в Устюжне сохранились до сих пор.
19.В настоящее время входит в коллекцию Устюженского краеведческого музея.
20.См.: Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель. Ч.2. Книги кириллической печати (1564-1825гг.) / Под общей редакцией П.А.Колесникова. Вологда, 1983. С.253. Кат. № 17,18.
21.См.: Шалина И.А.. «…Писал сий образ Пресвятыя Троицы царев писец Кирилл Уланов» / Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова. М., 2015. С.63.
22.Икона «Иоанн Богослов в молчании» (вторая половина XVIIв., 107х84) работы Тихона Иванова Филатьева из церкви Св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова Синозерской пустыни с 1936 года находится в коллекции Череповецкого музейного объединения.
23.Устрялов Н.Г. Указ.соч.
24. Древняя Российская Вивлиофика. Указ.соч. С.186.
25.Басма - тонкая металлическая пла¬стинка, на которой рельеф получали тис¬нением с матрицы. Оклад «басемной мелкотравой» – серебряный, с узорами.
26.Забелин И. Материалы для археологии и статистики города Москвы. М., 1884. Ч.1 Стлб. 170-171.
27. Успенский А.И. Словарь патриарших иконописцев. М., 1910. С.144.
28.Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные II-м отделением собственной его Имп. Величества канцелярии. СПб., 1855. Т.4. Стлб.688.
29.Археологические раскопки, проведенные в 2016/17 гг. специалистами Института археологии РАН в районе утраченного храма Козьмы и Дамиана на территории Московского Кремля, выявили здесь многочисленные свидетельства работы кузнецов и металлургов XIVв.
30.Токмаков. Указ. соч. С.19-20, 21-23,40-41,43.
31. Шалина И.А. Указ.соч. С.51. Автор в данной статье пишет и о других возможных вкладах Стефана Парфениева в устюженский собор.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список личных вещевых вкладов в храмы Устюжны Железнопольской протопопа Меркурия Гавриловича, подтвержденные документально
В собор Рождества Богородицы:
1. Главный соборный колокол весом 120 пудов с надписью: «Лета 7199 [1691] июля в 5 день вылит сей колокол в царствующем граде Москве при державе Благочестивейших Великих Государей Царей и Великих Князей Iоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев на Устюжну железнополскую к соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и чудатворнаго образа Одигитрия, и построил сей колокол по обещанию царствующаго града Москвы Благовещенскаго собору что у их Великих Государей на сенях протопоп а их Великих Государей духовник Меркурий Гаврилович по себе и по своих родителех вечный помин. Лил сей колокол мастер Михайло Матфеев».
2. «Московскаго Благовещенскаго собора протопопа и Великих государей Духовника Меркурия Гавриловича «ризы объяриныя [шелковые, с золотыми и серебряными узорами] зеленыя, оплечье золотое, епитрахиль и поручи такия же. Воздухи объяриныя травчатая [с узорами, разводами]».
Источник: Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С.34; Казанский И. Опись предметов старины из ризничного церковного имущества, имеющих начало свое до 1800 года включительно и сохраняющихся до настоящего времени в церковной ризнице Богородице-Рождественского собора города Устюжны Новгородской епархии. (Сост. в 1905г.). Устюжна, 1908. С.8, >
В Николо-Преображенский храм:
1. «Московскаго Благовещенскаго собора протопопа и Великих государей Духовника Меркурия Гавриловича «ризы объяриныя [шелковые, с золотыми и серебряными узорами] зеленыя, оплечье золотое, епитрахиль и поручи такия же. Воздухи объяриныя травчатая [с узорами, разводами]».
Источник: Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С.34; Казанский И. Опись предметов старины из ризничного церковного имущества, имеющих начало свое до 1800 года включительно и сохраняющихся до настоящего времени в церковной ризнице Богородице-Рождественского собора города Устюжны Новгородской епархии. (Сост. в 1905г.). Устюжна, 1908. С.8, 37.
В Николо-Преображенский храм:
1. Минея служебная на февраль. М., Печат. двор, 1690. Ноябрь 2. Переплет: доски в коже с золотым теснением. Рукописная чернильная запись по низу листов, начиная с заглавного (Л.1-31): «Лета 7 тысяч двухсотого году [1692] марта в 17 день положил сию книгу Минею месяц февруарий Устюжны Железопольские в церковь Николая чудотворца Благовещенского собора что на сенех их великихъ государей духовник священно протопоп Меркурий Гаврилович в помяновение своей души и усопших родителей во веки неотемлемо».
2. Минея служебная на апрель. М., Печат. двор, 1691. Май, 2. Переплет: доски в коже. Рукописная чернильная запись по низу листов, начиная с заглавного (Л.1-31): «Лета 7000 двухсотого году [1692] марта в 17 день положил сию книгу Минею месяц априллий Устюжны Железопольские Благовещенского собора что на сенях их великих государей духовник священно протопоп Меркурий Гаврилович в помяновение своей души и усопших родителей во веки неотемлемо».
Источник: Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель. Ч.2. Книги кириллической печати (1564-1825гг.) / Под общей редакцией П.А.Колесникова. Вологда, 1983. С.253. Кат. № 17,18. Примечание: Минеи в настоящее время входят в коллекцию Устюженского краеведческого музея (УКМ. Инв. № К.176, 206).
Список личных вещевых вкладов в собор Рождества Богородицы Устюжны Железнопольской протопопа Стефана Парфениева, подтвержденные документально
1. Крест напрестольный чеканный сребропозлащенный без пробы, вышиною 11 вершков [49 см], весом 2 фунта 78 золотников [1152 грамм], с изображением Распятия в средине, а кругом Воскресения, Снятия со креста, Положения во гроб и Тайной вечери. В этом кресте 73 частицы разных святых мощей, а именно на лицевой стороне: 1) Камня гроба Господня, 2) Древа Животворящаго Креста Господня, 3) Ризы Божией Матери; на задней стороне: 4) Св.пророка Даниила, 5) Св. Иоанна Предтечи, 6) Жезла Ааронова, 7) Камня горы Синайской, 8) Младенца от Ирода убиеннаго, 9) Праведнаго Лазаря четверодневнаго, 10) Св. Праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, 11) Св. Апостола Андрея Первозваннаго, 12) Св. Апостола и Евангелиста Марка, 13) Св. Апостола и Евангелиста Луки, 14) Св. Апостола Филиппа, 15) Св. Апостола Варфоломея, 16) Св. Апостола Варнавы, 17) Св. Апостола Тита, 18) Св. Апостола Прохора, 19-21) Святителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, 22) Св.Николая чудотворца, 23) Св. Иоанна Милостиваго, 24) Св. Спиридона, Епископа Тримифунтскаго, 25) Св. Филиппа Митрополита Московскаго, 26-27) Священномученика Анфиногена и Елевферия, 28) Св. сорока мучеников, иже в Севастии, 29) Священномученика Игнатия Богоносца, 30) Великомученика Артемия, 31) Великомученика Иакова Перскаго, 32-33) Преподобных мучеников Анастасия Перскаго и мученика Андрея Стратилата, 34) Великомученика Георгия Победоносца, 35) Великомученика Дмитрия Солунскаго, 36) Великомученика Феодора Тирана, 37) Великомученика Феодора Стратилата, 38) Св. Первомученика Архидиакона Стефана, 39) Св. Великомученика Пантелеймона, 40-41) Свв. Великомучеников Никиты и Макария, 42) Св. мученика Логгина Сотника, 43-44) Св. Великомученика меркурия и Св. Евстафия Плакиды, 45-46) Преподобных Иоанна Дамаскина и Иоанна Лествичника, 47) Преподобнаго Григория Деканомета, 48) Преподобнаго Михаила Малеина, 49-50) Преподобных Пимена великаго и Ефрема Сирина, 51) Преподобномученика Стефана Новаго, 52) Преподобнаго Феодора Сикеота, 53-54) Мученика и Безсеребреника Кира и ризы Сергия преподобнаго, 55) Благовернаго Царя Константина, 56) Равноапостальнаго Великаго Князя Владимира Киевскаго, 57) Благовернаго Князя Георгия Владимирскаго, 58) Князя Романа Углицкаго, 59) Первомученицы и Равноапостольной Феклы, 60) Св. великомученицы Варвары, 61) Св. мученицы Феодосии, девицы Тирской. 62) Преподобномученицы Анастасии Римляныни, 63) великомученицы Параскевы, 64) Мученицы Христины, Остальных 65-73 неизвестно.
Внизу на оборотной стороне надпись: «Во славу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во благолепное же украшение святыя церкви Его устроися сей честный и животворящий крест Господен: имеющий в себе мощи многих святых, и иныя святыни, во освящение людей Божиих, верно ему поклоняющихся и любезно Его лобызающих: в соборную церковь Рождества Пресвятыя Богородицы и чудотворнаго Ея образа Одигитрия, что в граде Устюжне Железнопольском тщанием и изживением Благовещенскаго Собора, что у Великих Государя на сенях, священника Стефана Парфеньева, по нем самом и по его родителех в вечное помяновение. Лета 1697 месяца октября в 1 день, а весу в нем два фунта и семьдесят золотников».
2. Кадило серебряное, с серебряно-вызолоченными цепочками, пожертвованное для поминовения души Великих Государей Духовника Меркурия Гавриловича, с надписью на нем: «1699 года дано сие кадило в соборную церковь на Устюжну Железнопольскую для поминовения души Великих Государей Духовника Меркурия Гавриловича и прочих его родителей, а весу 1 фунт 32 золотника [546 грамм]».
3. Евангелие, печатаное в Москве в 1688 году. На нем верхняя доска серебряная, вызолоченная, на средине Распятие Господа Иисуса Христа, по углам Евангелисты. Надпись, находящаяся в заглавии Евангелиста Марка: «Лета 1688 года марта в 1 день, царствующаго Великаго Града Москвы Собору Честнаго и славнаго Ея Благовещения что у Великих Государех на сенях Соборный дьякон Стефан Парфентиев обрядом того же града Устюжны, дал сие Святое и новоисправное Евангелие на Устюжну железопольскую в Соборную и Апостольскую Церковь к Рождеству Пречистей Богородицы, к Чудотворному образу Одигитрию, кроме прикладу. Об тот приклад снят стараго Соборнаго Евангелия. А весом того прикладу 2 фунта 2 золотника [828 грамм]. А дал по себе и по своих родителех в вечное помяновение и оттое Соборные церкви не отъемлему быть тому Евангелию во веки веков. Аминь».
4. Евангелие, печатанное в Москве в 1698 году на александрийской бумаге, на нем верхняя доска серебряная, вызолоченная, на средине образ Воскресения Христова, кругом обнизанный жемчугом, на наугольниках изображены Евангелисты, серебряные, чеканные, вызолоченные, повыше средника – Распятие Господа Иисуса Христа, пониже и по сторонам изображение Страстей Господних. Около образа Воскресения Христова четыре простые камня: два малинового и два зеленого цветов, в серебряной оправе. Переплет и нижняя доска обложены цветным бархатом. Надпись в заглавии Евангелистов: «Лета 7208 от сотворения мира, от Рождества Христова 1700 году марта в 1 день дал сие Святое и пречестное напрестольное Евангелие Царствующаго и Богом спасаемаго града Москвы, Собору Пресвятыя Ея Благовещения, что у Великаго государя на сенях, Священноиерей Стефан Парфениев, По предварившей своей рачительной вере в богоспасаемый град на Устюжну Железопольскую. В соборную церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества и Чудотворнаго Образа Ея Одигитрия в честь и в похвалу, и в проповедь Святей Соборне и апостольстве церкви, и на услышанье христианам и к спасеннопутушествию и восприятию щедрот Божиих. И в поминовение Души Блаженные памяти Великих Государей духовника: Того же Благовещенскаго Собору Священнопротопресвитера Меркурия Гавриловича . И по прочих общих родителех во вечное помяновение. И чтоб сему Святому Евангелию от Святой церкви неотъемлему быть, а буде кто сие Святое Евангелие с Престола Божия Соборныя Церкви похитит, не будет на нем милость Божия но вечная клятва в нынешний век и в Будущий. Аминь».
5. Служебник. М., Печат. Двор, 1684. Ноябрь 4. Переплет – доски в коже с тиснением. Рукописная чернильная запись по низу листов, начиная с заглавного (л.1-46): «Лета 7201 февраля в 8 день собора пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения что у великих государей на сенех священник Стефан Парфениев по приказу того же Благовещенского собора священно протопопа Меркурия Гавриловича дядюшки своего дал сию книгу глаголемую Служебник в помяновение души его и своих родителей в соборную церковь [прсвя] тые Богородицы [честн]аго ея [Рож]д[ес]тва и чудотворнаго образа Одигитрия что на Устюжне Железополской в век неотемлемо, а кто сию книгу из церкви Рождества пресвятыя Богородицы себе возмет или кому отдаст, или продаст, или заложит, или украдет и тому не буди милость божия ни в сий век, ни в будущий».
Источник: Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С.40-41, 44-47; Казанский И. Опись предметов старины из ризничного церковного имущества, имеющих начало свое до 1800 года включительно и сохраняющихся до настоящего времени в церковной ризнице Богородице-Рождественского собора города Устюжны Новгородской епархии. (Сост. в 1905г.). Устюжна, 1908. С. 14-18, 20-23, 30; Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель. Ч.2. Книги кириллической печати (1564-1825гг.) / Под общей редакцией П.А.Колесникова. Вологда 1983. Кат №11. С.251-252.
Примечание: Служебник в настоящее время входит в коллекцию Устюженского краеведческого музея (УКМ. Инв.№ К.58).