Круг знакомых Ф.БАТЮШКОВА. Владимир ЩУКО

Загрузка ...

Круг знакомых Ф.БАТЮШКОВА, последний хозяин усадьбы Даниловское. 5 июля родился Влади́мир ЩУКО — русский, советский архитектор, художник театра, просветитель. Академик архитектуры (1911). Видный мастер петербургской неоклассики 1910-х гг. (ретроспективизма). В советское время, в соавторстве с В. Г. Гельфрейхом — проектировщик нового здания Библиотеки имени Ленина и нереализованного проекта Дворца Советов в Москве; один из создателей сталинской архитектуры.


Владимир Алексеевич ЩУКО родился 5 июля 1878 г., в Берлине, в семье военного, вырос в Тамбове. В 1888 году поступил в Тамбовское реальное училище, окончив которое в 1896 году поступил на Архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (мастерская Л. Н. Бенуа), которую окончил в 1904 г. со званием архитектора-художника и правом на пенсионерскую поездку. Совершил путешествие «через Константинополь и Грецию в Италию». Совет Высшего художественного училища приобрёл собрание его рисунков и набросков и продлил пенсионерство ещё на год. «Этот год работал исключительно в Италии» (Виченца, Мантуя, Рим); по возвращении провёл успешную выставку своих итальянских работ. Учась в Академии, путешествовал и по русскому Северу, побывал на Шпицбергене (1901). Разносторонне талантливый, Щуко был успешен и в живописи, и в театре — на сцене МХТ. Один из учредителей Музея Старого Петербурга (1907). Ранние практические работы Щуко — временные парковые и увеселительные постройки — несут печать модерна (1907—1911).


Предреволюционная неоклассика:

В. А. Щуко примкнул к лагерю неоклассиков (ретроспективистов) ещё в своём дипломном проекте 1904 года. Его первый практический успех в неоклассике — постройка двух доходных домов К. В. Маркова в Санкт-Петербурге (№ 65 (1908—1910) и № 63 (1910—1911) по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров.

В это же время Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме при участии своего ученика Э. Е. Шталберга и Торгово-промышленной в Турине. Получив международное признание и звание академика архитектуры (1911), Щуко стал одним из самых востребованных петербургских архитекторов, проектировал загородные усадьбы высшей знати, Памятный зал Академии художеств (1914, ныне т. н. зал Щуко), Дом губернского земства в Киеве (1913—1914; ныне здание штаб-квартиры СБУ) и др.

В то же время он руководил классом композиции в Обществе поощрения художников, возглавлял Женские архитектурные курсы Л. П. Молас и Е. Ф. Багаевой (c 1913 года), воспитывал архитекторов в собственной мастерской. В их числе был и будущий постоянный соавтор Щуко, Владимир Гельфрейх.


В.Щуко принял новую власть, работал оформителем и карикатуристом, создавал памятники революционным вождям в Петрограде и Одессе.

Строительство Московского банка (Невский проспект, д. 14), начатое по проекту Щуко, было остановлено в 1917 году.


В 1917 году Щуко реставрировал зал заседаний Таврического дворца, где последовательно размещались Временное правительство России, Всероссийское учредительное собрание и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.


В 1923—1924 годах были сооружены римско-дорические пропилеи Смольного (соавтор В. Г. Гельфрейх, по другим данным, Г. А. Голубев) — первая монументальная постройка советского периода в Петрограде. В том же (1923) году по проекту Щуко построен Иностранный отдел (вход, пропилеи, Главный павильон, кафе-ресторан и др.) на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (соавторы: В. Г. Гельфрейх, Г. А. Голубев; при участии Н. Д. Колли, худ. А. Гущин).


В 1925 году Щуко и Гельфрейх участвовали в конкурсе проектов Дома культуры Московско-Нарвского района (конкурс выиграл Н. А. Троцкий, но постройка была осуществлена по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского).


Щуко и Гельфрейх создали культовый образ советской истории — памятник Ленину на броневике (1925—1926; скульптор С. А. Евсеев) перед Финляндским вокзалом.


С этим скульптором Щуко также сотрудничал в работе над надгробным памятником А. Р. Кугелю на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде (1928) и нереализованным проектом памятника Т. Г. Шевченко в Киеве (1930—1931).Щуко и Гельфрейх не принимали участие в открытых конкурсах проектов Дворца Советов (1931—1933), представив свою работу на третий, закрытый конкурс (1932), когда первенство уже было признано за Б. М. Иофаном. Решением свыше усилия трёх архитекторов были объединены; образ Дворца, растиражированный прессой тридцатых годов, — плод их совместной работы.

В 1934 году Щуко совершил новое путешествие по Италии, что нашло отражение в новой серии графических работ.


В сентябре 1935 г. Щуко и Гельфрейх возглавили Вторую мастерскую Моссовета, работавшую над реконструкцией территорий, прилегавших к будущему Дворцу. Работа над проектом продолжалась до смерти Щуко в 1939 году; в то же время по его проектам строились и другие сооружения.


За свою жизнь В. А. Щуко оформил 43 спектакля, в том числе:

«Двенадцатая ночь» — Большой драматический театр, Петроград (1921)

«Борис Годунов» — Государственный театр оперы и балета, Ленинград (1926). «Дети солнца» в постановке А. Я. Таирова (1937)


Преподавательская деятельность:

Высшие Женские Политехнические курсы — Второй Петроградский Политехнический институт. Преподаватель по классу архитектурного рисования, акварели и декоративной композиции на Архитектурном факультете.

Политехнический институт Петра Великого. Преподаватель рисования.

Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств. Преподаватель по классу композиции и по классу съемки с натуры.

Академия художеств.


Владимир Алексеевич скончался 17 января 1939, в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. (Википедия)