Жизнь замечательных людей Устюжны. Мастер карандашного рисунка

Загрузка ...

Зорин Михаил Ионович (1887-1941 гг.) – художник-график, учитель рисования и каллиграфии Устюженской женской гимназии.

Михаил Ионович родился в Москве в большой семье в 1887 году. Отец его был маляром. Мать, домохозяйка, воспитывала 5-х детей. Несмотря на небольшой достаток в семье, отец сумел дать сыну прекрасное образование. После окончания Строгановского училища (ныне Московское высшее художественно-промышленное училище) в 1910 году Зорин был направлен в Устюжну. Он преподавал рисование и каллиграфию в женской гимназии, а после ее закрытия – в школе 2-й ступени.

По воспоминаниям его учеников, уроки М.И. Зорина были очень живые и увлекательные на «академический лад». В те нелегкие времена Михаил Ионович ухитрялся обеспечивать учеников цветными карандашами, кистями, акварельными красками, бумагой для рисования. Бумага была самой разной, часто грубой, пригодной для завертывания селедки в магазине, но вполне приемлемая для незамысловатого творчества. На урок любимый учитель приносил вазы с цветами, глиняные горшки, кувшины, живописно расставлял их на столе, называя композицию натюрмортом. После урока листы с выставленными на них оценками вывешивались для всеобщего обозрения в школьном зале. Лучшей оценкой была «единица». Именно так оценивалось мастерство учащихся в Российской Академии художеств, «единицы» там всегда получал лучший рисовальщик Илья Ефимович Репин, бывший кумиром для М.И. Зорина. А в школе лучшим был всегда Володя Судаков, ставший впоследствии профессиональным художником.

Школьники с интересом ждали уроков рисования. По воспоминаниям учеников, легкой, стремительной походкой, маленький, коренастый, в темном костюме, в пенсне Михаил Ионович входил в класс, бросал портфель на стул и писал на доске тему урока.

М.И. Зорин рассказывал детям о полотнах Репина, Сурикова, Шишкина и др. художниках. Строгий и требовательный, но всегда улыбчивый, он любил шутки и розыгрыши. Премией за удачный рисунок был карандашный портрет ученика, выполненный тут же во время урока. Незабываемы для его учеников были прогулки на берег Мологи, Ижины, на городище. Художник учил школьников правильно работать с кистью и карандашом, подбирать цвета, добиваться нужного оттенка, улавливать настроение деревьев и цветов.

Ученицей М.И. Зорина также была Антонина Дмитриевна Никонова, ставшая профессиональным художником. Она считала, что именно он открыл в ней талант живописца.

Михаил Ионович оставил нам большое художественное наследие. Около 400 его работ хранят фонды Устюженского музея. Рисунки художника, несмотря на скромность и простоту, очень многообразны по своей природе и роли в его творчестве. Это – его мысли, записная книжка, которую мы открываем. Зорин подарил нам целую портретную галерею устюжан 1910-1920 годов. Человек, прекрасно образованный, веселый и обаятельный, он притягивал к себе людей, и они интересовали его. Рисунок открывал наиболее быстрый и простой путь к художественному постижению индивидуальных особенностей человека, своеобразие его характера. Скромные «карандаши» Зорина запечатлели многообразие проявлений естественной природы человека, индивидуальных неповторимых характеров. Его портретируемые – люди, близкие художнику духовно. Графическое решение этих портретов лишено расчета на художественный эффект. Они исполнены в сдержанной манере графитного карандаша, но поражают четкостью и продуманностью.

Рисовальщик по натуре, М.И. Зорин никогда не расставался с карандашом и блокнотом. Рисунок был его стихией. На заседаниях и совещаниях, в поездках по уезду, дома, в школе, в гостях, в театре – везде он рисовал, со свойственной ему свободой и легкостью.

Карандашный цикл художника включает множество портретов и портретных зарисовок его современников-устюжан. Лучше всего художнику удались портреты учителей и артистов, тех, с кем он много работал и выступал на сцене.

М.И. Зорин был и театральным декоратором. Его эскизы к театральным постановкам, хранящиеся в музее, красочны.

Акварель была также любима художником, как и карандаш. Об этом свидетельствует акварельная работа «Собор Рождества Богородицы», который показывает главный храм Устюжны во все его великолепии.

Около 20 лет прожил Михаил Ионович Зорин в Устюжне. Здесь он в 1919 году женился на своей бывшей ученице Александре Ивановне Чулочниковой. В 1921 году он был назначен заведующим художественным отделом УОНО (коллектив артистов уездного отдела народного образования). «Министром культуры», иронизируя, называла его пианистка В.У. Сипягина-Лилиенфельд. Любим и уважаем в Устюжне был талантливый учитель и художник М.И. Зорин. Здесь у него была семья, работа, любимый театр, но стремился он в Москву. Он хотел дать своим детям хорошее образование.

В 1929 году семья Зориных переехала в Ярцево Смоленской области. Здесь Михаил Ионович кроме преподавательской работы в школе, занимался оформлением праздничных колонн, украшал здания огромными портретами, преподавал в ФЗУ, оформлял спектакли в театре, работал в газете. В 1937 году он был арестован, но, к счастью, его скоро освободили. В 1939 году во время финской войны он был мобилизован и занимался регистрацией лошадей. Работал сутками на морозе и простыл.

20 апреля 1941 года М.И. Зорин умер.





По материалам музея подготовила И.Петрова, научный сотрудник УКМ.






Еще онлайн-выставки ...