О музее
Устюженский краеведческий музей был основан 30 июня 1921 года. До 1926 года он существовал как «Устюженский художественный музей». Первым директором музея была Е.Н. Кириллова, которая совместно с заведующим местной секцией по охране памятников искусства и старины Б.Г. Кирилловым положила начало формированию коллекций произведений изобразительного искусства.
С 1926 года Устюженский музей стал называться музеем местного края, а затем Устюженским краеведческим музеем. С 1936 года он стал располагаться в соборе Рождества Богородицы – памятнике архитектуры II-ой половины ХVII века.
Коллекции музея формировались из поступлений Государственного музейного фонда Эрмитажа, от частных лиц, учреждений и организаций, в результате археологических и этнографических экспедиций с участием работников музея. Часть коллекций была пополнена после передачи произведений искусства, утвари, одежды и др. в результате закрытия местных храмов и национализации дворянских усадеб в 1920-е - 1930-е гг. Большую научную и фондообразовательную работу с 1928 по 1959 год провел бывший директор музея Б.М Яковцевский.
В 1966 году в ведение музея был передан дом Батюшковых и А.И. Куприна в п. Даниловское, бывший до этого Народным музеем. С 1987 года он становится филиалом Устюженского краеведческого музея и называется «Музей-усадьба Батюшковых и А.И. Куприна».
В современную экспозицию музея входят: отдел истории, художественный отдел и выставочный зал.
Отдел истории знакомит посетителей с историей края с древнейших времен и до начала ХХ вв. Во входной музея - выставка «Устюжна – город кузнецов» в постоянной экспозиции, посвященная истории Межрегионального фестиваля кузнечного мастерства «Железное Поле», который с 2007 года ежегодно проводится в Устюжне в рамках Поздеевской ярмарки. Фестиваль способствует возрождению древних кузнечных традиций и развитию современного кузнечного промысла.
В художественный отдел музея входят зал древнерусской живописи, масляной живописи конца XVIII – начала XX вв. и выставка коллекции фарфора. В зале древнерусской живописи, представлен сохранившийся четверик собора с мемориальным иконостасом XVII века, работы мастеров Московской оружейной палаты.
Также, в зале древнерусской живописи в постоянной экспозиции - выставка «Русские святые на устюженской земле», посвященная русским святым, родившимся или совершившим молитвенный подвиг на устюженской земле. Это: преподобномученик Евфросин Синозерский, преподобный Гурий Шалочский, преподобный Филарет Устюженский, преподобномученица Елизавета Сулимова (Серафима Ферапонтовская), проповедник Иоанн Кронштадтский, священномученик митрополит Иосиф Петровых, устюженский юродивый Афанасий Железный посох. Они своим подвижничеством прославили устюженскую землю.
Масляная живопись отдела представлена полотнами И.К. Айвазовского, Б.М. Кустодиева, К.Я. Крыжицкого, Ю.Ю. Клевера и др.
В одном из залов музея постоянно действует выставка «Птицы и звери нашего края».
В выставочном зале проводятся выставки различной тематики.
На месте каменного собора Рождества Богородицы стояла деревянная церковь Рождества Богородицы, основанная, предположительно, в ХV веке. При ней существовали небольшое монашеское общежитие и кладбище. Рядом с церковью Рождества Богородицы находился теплый деревянный храм Иоанна Милостивого. До ХVII века обе церкви находились на территории одноименного монастыря. Сначала монастырь был смешанный, позднее – мужской, а с конца ХVI века – женский. Особым достоянием монастыря являлась явленная чудотворная Смоленская икона Божьей Матери, которая находилась в храме Рождества Богородицы.
В начале ХVII века монастырь был упразднен. Церковь Иоанна Милостивого к тому времени уже не существовала, а церковь Рождества Богородицы стала приходской. В 1677 году во время пожара она сгорела,и устюжане решили построить новый храм в камне.
Строительство собора Рождества Богородицы в камне началось 30 мая 1685 года, а освящение состоялось 7 сентября 1691 года. Значительную сумму на строительство храма внес наш земляк Меркурий Гаврилович, который был духовным наставником малолетних царей Петра и Иоанна Алексеевичей и служил протоиереем в Благовещенском соборе Московского Кремля. Меркурий Гаврилович привлек к строительству собора самых лучших мастеров того времени - ярославских мастеров. Высокое положение протоирея не только позволило ему делать крупные денежные пожертвования в фонд строительства собора в родном городе, обогащать его различной утварью, но и привлечь к украшению храма лучших иконописцев Московской Оружейной палаты. Во второй половине ХVII века, почти одновременно со строительством холодного храма,мастера Оружейной палаты во главе со знаменитым, царским изографом Кириллом Улановым,писали иконы для соборного иконостаса. В результате, мы имеем возможность в настоящее время видеть мемориальный классический пятиярусный иконостас.
В конце ХVII века, рядом с собором, была воздвигнута трехъярусная шатровая колокольня с колоколами русского и голландского литья. В 1721-1730 гг. к каменному холодному храму были пристроены крытая паперть, трапезная и четыре придела Иоанна Милостивого, Благовещения, Георгия Победоносца, Зосимы и Савватия.
Неизменно почитаемой святыней собора Рождества Богородицы за весь период его существования являлась явленная чудотворная икона Смоленского образа Божьей Матери (Одигитрия),которая была написана в конце ХV- начале ХVIвв. Представители русских царских династий Рюриковичей и Романовых по особому относились к Устюженскому собору Рождества Богородицы в связи с тем, что здесь находился чудотворный образ Смоленской Божьей Матери.
Главный храм Устюжны в 1823 году посещал император Александр I. Устюжну по легенде посещал царь Иоанн Грозный. В разные годы ценные вклады в соборную ризницу Устюженского храма Рождества Богородицы делали царицы Наталья Кирилловна, Татьяна Михайловна, Прасковья Федоровна, а также царевна Софья Алексеевна Романовы. В начале ХVII века в келье при соборе жила монахиня Тихвинского Введенского монастыря инокиня Дарья, известная, как бывшая жена Иоанна Грозного, Анна Колтовская. Среди знаменитых посетителей Устюженского собора были известные святые Иоанн Кронштадтский и Иосиф Петровых.
В ХIХ-начале ХХ вв. собор Рождества Богородицы являлся главным храмом Устюжны.
После закрытия собора в 1936 году, в нем был размещен Устюженский краеведческий музей.