Онлайн-выставка «Флот, рожденный Петром» ч.2

Загрузка ...

С 31 марта по 16 апреля в Устюженском музее работала выставка «Флот, рожденный Петром», на которой были представлены модели и полумодели русских кораблей 16-18 веков, изготовленные мастером из Череповца С.В. Лушкиным. Представляем вашему вниманию 2 часть онлайн-выставки «Флот, рожденный Петром».

Судостроение и мореплавание на Руси известны с древних времен. Строили корабли для различных целей: торговли, рыболовства, добычи морского зверя. Организованное морское судостроение в России началось с конца 15 века, когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов.

В 1668 году на реке Оке в селе Дединово был спущен на воду большой военный корабль «Орел», предназначавшийся для охраны торгового судоходства на Волге. Однако экономическое и политическое развитие России требовало выхода к морям. К началу 18 века вместо попыток постройки единичных морских судов началось создание регулярного флота.

Петр I по праву считается основателем российского флота. Именно он положил начало созданию регулярного военного флота России. Активизировал и поднял морскую деятельность на высокий уровень.

С царствования Петра I в нашем государстве начинается изготовление и собирание моделей кораблей. В конце 17 века во время дипломатической миссии в Европу Петр I посетил и осмотрел несколько модель-камер (комнат с моделями кораблей) и модельных коллекций в Голландии и Англии и сразу пришел к мысли о создании подобных модель-камер в Санкт-Петербурге при Адмиралтейской коллегии. В 1709 году вышел «Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов, при Адмиралтействе обретающихся», один из пунктов которого гласил: «Когда зачнут корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом при спуске корабля отдать в коллегию Адмиралтейскую».

В России строительство флота началось при Петре I. Рабочих на верфях в то время не хватало. Вологодчина в то время славилась своими корабелами. По Указу Петра I вологодских мастеров отправляли в Петербург, Архангельск, Воронеж на строительство кораблей. 70 процентов мастеров на кораблестроительных верфях в то время были выходцами из Вологодской губернии. Поэтому не удивительно, что в начале 18 века названия городов Вологодской губернии и имена местных святых носили более 20 кораблей. В честь Поморья, к примеру, названы всего лишь 2 корабля. В честь Вологодчины – пинки «Вологда» и «Великий Устюг», фрегат «Феодосий Тотемский», четыре галеры «Шексна», «Чагодоща», «Молога» и «Устюжна», галиоты «Вологда» и «Тотьма».

Онлайн-выставка «Флот, рожденный Петром» представляет работы нашего современника – судомоделиста из Череповца Сергея Владимировича Лушкина. С.В. Лушкин родился и вырос в Череповце. Закончил Военно-морское училище подводного плавания в Ленинграде. Служил на Дальнем Востоке на подводных лодках. Он – морской офицер, капитан второго ранга в отставке, член Русского географического общества, который в течение 30 лет занимается историей русского флота и постройкой моделей деревянных судов. Когда служил на флоте, увлекся судомоделированием, которое стало его большим увлечением. К Мариинской водной системе (с 1964 года – Волго-Балтийский водный путь) у него особое отношение. Его дед – Александр Лушкин, был старшим судовым механиком в пароходстве Ивана Андреевича Милютина («Торговое пароходство братьев Милютиных и Ко» в Череповце). Любовь к морю и вологодским кораблям передалась ему по наследству от деда.

Мастер изготавливает только модели русских парусных кораблей и судов Вологодской губернии первой половины 18 века, а также 16 и 17 веков. Это, как правило, небольшие парусные суда – военные, торговые и промысловые: лодьи (ладьи), карбасы, галиоты, русские шхуны, боты, фрегаты, пинки и др.

В его коллекции более 35 моделей и полумоделей русских кораблей 16-18 веков. Они выполнены по историческим чертежам, хранящимся в архивах: Центральном военно-морском; Российском государственном архиве древних актов и других.

Работа по созданию моделей кораблей очень кропотливая. Процесс постройки модели занимает обычно от года до двух лет, а иногда и от 4 до 7 лет, в зависимости от модели. Ведь, для модели надо изготовить от 1500 до 8000 мелких деталей размером от 0,2 мм до 3-4 мм из дерева и металла. Корпуса моделей выполнены из дерева различных пород: мореный дуб, палисандр, яблоня, осина, самшит, ольха, черное и красное дерево. Из металлов: медь, латунь и сталь. Паруса – из тонированной бязи. Для имитации стёкол в окнах — слюда.

Много времени уходит на разработку модели, поиски старинных чертежей. Сергей Владимирович делает точную реконструкцию, потому что информацию собирает по крупицам. В российских архивах почти невозможно найти подробную и достоверную информацию о тех судах, которые он делает. Он сотрудничает с Госархивом флота, Военно-морским музеем в Санкт-Петербурге. Чтобы найти чертежи пинка «Вологда», он делал запрос в британский музей в Гринвиче и в музей Амстердама. И только там смогли ему помочь.

Мастер переписывался с английскими моделистами. Историческое моделирование в Англии было очень популярно и широко распространено. Материалы, достоверные чертежи и информация о кораблях там гораздо были доступнее, чем в России. Британские друзья ему часто помогали в поиске чертежей.

Представленные на выставке модели позволяют проследить историю судостроения, познакомиться с устройством старинных судов, вооружением, деталями, их архитектурой.

Барка - речное беспалубное плоскодонное деревянное судно для перевозки грузов, которое применялось с начала XVI века и до конца XIX века на крупных водоёмах Российской империи. Это судно служило для перевозки хлеба и других грузов. На барках перевозили до 980 тонн груза. Основное место постройки барок в России – на реках Юг и Луза в Вологодской губернии.

Барка приводилась в движение 12-20 большими вёслами – гребками и, могла плыть по течению носом, боком, кормой вперед, т.е. по ситуации. Для управления судном обычно набирали 60 и более человек. Из них половина только для того, чтобы провести барку от места погрузки до Великого Устюга, остальные плыли до Архангельска. Обычно барки имели облегчённую конструкцию с плоским корпусом, палубой и тупыми оконечностями. Их строили на гвоздях из полуобработанного лесоматериала на один сезон. Для управления использовались рулевые вёсла на носу и на корме. Длина барок могла быть до 64 метров, ширина - до 17 метров, а грузоподъёмность - до 1200 тонн,

Барки были основным типом судов, которые перевозили товары по речным торговым путям России, в частности, по Мариинской водной системе. На барках сплавлялись разного сорта товары, которые затем шли за границу через порт Архангельск. По прибытию к месту (по течению реки) барки продавались и использовались на дрова и домовые постройки.

Полумодели дуббель-шлюпки, 1736 г. Это небольшое парусно-гребное военное судно русского флота 18 века. Использовалось на реках, в лиманах и вблизи побережья морей.

Баржа - это плоскодонное тихоходное грузовое судно, несамоходное. Баржи использовались для перевозки грузов по воде и для других целей. Для перемещения несамоходной баржи использовали буксир, буксир-толкач, раньше - людскую (бурлаки) или конную тягу. Если баржа имеет двигатель, то добавляется уточнение, прилагательное: «самоходная баржа». Баржи подразделяются на две категории по видам перевозимых грузов:
- сухогрузные (для сухих продуктов, изделий);
- наливные (для жидких продуктов, главным образом нефти, в трюмах или в специальных встроенных ёмкостях - танках).

В конце XIX века баржи строились из дерева и из стали, и как суда для перевозки грузов на рейдах, имели различное предназначение и соответственно названия в зависимости от рода груза:
- артиллерийская, снабжалась внутри особыми устройствами и стеллажами для перевозки этих тяжёлых и ценных грузов;
- угольная, доставляла уголь из береговых складов к борту корабля (судна) для погрузки и др.

Перевозку нефти и нефтепродуктов наливом, в баржах и на судах, предложил Д.И. Менделеев русский учёный, и в то время этот способ получил название «менделеевский» и был подхвачен во всем мире.

Шхуна - это парусное судно с двумя и более мачтами и преимущественно с косыми парусами. Шхуны бывают двух-, трех- или четырехмачтовые с косым парусным вооружением и наклоненными назад мачтами, вооружение и такелаж которых были спроектированы таким образом, чтобы предельно уменьшить число членов экипажа, необходимых для их обслуживания.

Первые шхуны русского флота были заложены в 1771 году по проекту английского адмирала на русской службе Чарльза Ноульса для комплектования Дунайской флотилии. Первые русские шхуны строились, как ударные суда, подобные гребным фрегатам. В российском флоте шхуны использовались для крейсерских и учебных плаваний, в качестве таможенных и пассажирских судов, для доставки срочных грузов и почты, а также принимали участие в гидрографических работах и научных экспедициях.

Шхуны использовались и нашими переселенцами из Тотьмы при освоении земель Русской Америки - Форт Росс. Первым губернатором Форт Росса был Иван Кусков – уроженец Тотьмы. Эти шхуны использовались при освоении земель Калифорнии, Алеутских островов и Дальнего Востока. Назначение шхун – коммерческие, т.е. торговые цели.

Лодья или ладья «Преподобный Зосима», 1790 г.

Это - ладья Соловецкого монастыря. Для плавания в северных широтах Поморья строили особо прочные суда, в частности, ладьи. Поморская ладья ХVII-ХVIII вв. была парусным судном с траниевой кормой, как правило, и навесным рулем. В отличие от традиционного европейского судостроения корпус делили на три равные части. Грузоподъемность лодей достигала до 300 тонн. Длина – 18-25 м, ширина – 6-8 м, высота борта – 2,5-3,5 м. На ладье были 3 мачты: первые две – с прямыми парусами, третья – с косым парусом. Русская ладья соответствовала требованиям, предъявляемым к морскому торговому судну, способному к дальним морским походам. Срок службы лодей был от 30 до 40 лет. Это свидетельствовало об их добротности.

Надо отметить, что большинство лодий, строившихся по заказу Соловецкого монастыря, строились по определенным шаблонам. Корпус ладьи напоминал огурец, с утолщением в первой носовой трети и плавным переходом - сужением к корме, причем завал бортов вовнутрь был по всей длине одинаков. Пузатость носа позволяла плавно всходить на волну, а также обеспечивала безопасность при встрече со льдами. Обшивка корпуса была также толще стандартной. Детали корпуса (набор) крепились не только железными болтами и гвоздями, но и большим количеством деревянных нагелей. Корпус ладьи мог противостоять сжатию, для этого поперек судна клали несколько толстых брусов в районе мачт. Известный лодейный мастер - Федор Рюхин.

О модели. Модель ладьи «Преподобный Зосима» выполнена в масштабе 1:72. Размеры модели: длина по килю – 275 мм; ширина – 100 мм; высота мачт – 280 мм.

Использованные материалы: корпус, палуба – мореный дуб (черный цвет); наводная часть борта, мачты – красное дерево (красный цвет); реи – черное дерево; оковка юферсов, крепление руля, рымы, якоря – металл (медь, латунь, свинец), чернение выполнено оксидированием; коф-нагели – самшит; паруса – батист; такелаж – нитки х/б.

Гекбот

Под словом «бот» понимается тип судна, предназначенного для решения второстепенных задач военного и коммерческого (торгового) флотов. А на деле часто бывало так, что боты выполняли задания первостепенной государственной важности. Боты бывают одно, реже двух- и трехмачтовые. Они разные по назначению: шхерботы, пакетботы, платботы; одно- и двухпалубные, с артиллерийским вооружением и без. Шхер-бот предназначен для плавания вблизи берега и обладает меньшей осадкой и большой маневренностью. Для постройки судов в приморские города Санкт-Петербург, Архангельск, Воронеж переселялись мастеровые люди – плотники и кузнецы.

Гекбот построен на верфи Санкт-Петербурга мастеровыми из Вологодской губернии в 1702 году. Согласно чертежу, гекбот имел длину 36 м (120 футов) и ширину 8,2 м. Реконструкция выполнена в масштабе 1:72 с артиллерийским и парусным вооружением – 34 орудия и 17 парусов. Корпус обшит рейками из натурального дерева: береза, черное дерево, яблоня, клен. Паруса изготовлены из тонированного батиста, имеют все нашивки и крепления. Такелаж выполнен из хлопчатобумажных нитей, свитых на специальном станке. Количество мелких деталей такелажа размером от 2до 5 мм – более 800 шт. Гвозди, различные оковки (изготовлены индивидуально) – более 1500 шт. Металлические части зачернены методом оксидирования. Резьба в стиле барокко выполнена из самшита.

Подобную модель гекбота не найти ни в одном музее России. Конструкция этого судна позволяла решать задачи в интересах флота: разведку, конвоирование коммерческих судов, дозорная служба и многое другое.

Транспортные суда «Шексна», 1810 г. и «Вытегра», 1818 г.

На общей подставке представлены две модели транспортных судов «Шексна», 1810 г. и «Вытегра», 1818 г. Оба сконструированы специально для эксплуатации по Мариинской водной системе. «Шексна» - для перевозки зерна, разных грузов; «Вытегра» предназначалась для доставки корабельных дубовых лесов от низовых пристаней до Санкт-Петербурга. Обе модели изготовлены по чертежам из Вологодского государственного архива.

Модели транспортных судов изготовлены в масштабе 1:72. При постройке использованы только натуральные материалы. Подводная часть и место чуть выше ватерлинии были осмолены древесной смолой и имеют черный цвет. Для этого использован морёный дуб, пролежавший в воде без доступа воздуха около ста лет – аналог чёрному дереву. Выше ватерлинии по борту, применено дерево груши и, частично, яблони, дающие розово-красный оттенок. Палуба и трюм изготовлены из ореха.

Металлические детали выполнены из меди и латуни, чернение – методом оксидирования.

«Шексна», 1810 г.

Длина – 85 футов 8 дюймов (25,6 м);
Ширина без обшивки – 21 фунт (6,3 м);
Глубина в середине по перпендикуляру – 8 футов (2,4 м)

«Вытегра», 1818 г.

Длина между штевнями – 86 футов (25,8 м);
Ширина без обшивки – 25 футов 6 дюймов (7,6 м);
Глубина трюма – 6 футов 2,5 дюйма (1,86 м);
Грузоподъемность – 8000 пудов (128 тонн).

Фрегат «Паллада».

Корабль был заложен на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге в 1831г. и был спущен на воду в 1832 г. Фрегат был назван в честь греческой богини войны и победы Паллады. В конструкции корпуса и парусном вооружении были учтены самые последние новшества. Корабль относился к классу императорских яхт. Первым командиром «Паллады» стал капитан-лейтенант П.С. Нахимов. В октябре 1852 г. корабль под командованием капитан-лейтенанта И.С. Унковского отправился из Кронштадта в кругосветное плавание. Экспедицию возглавил вице-адмирал Е.В. Путятин, который направлялся на Дальний Восток с дипломатической миссией.

17(29) января 1856 г. из-за опасений, что фрегат может быть захвачен англо-французской эскадрой, он был затоплен в Императорской (сейчас Советской) гавани. В наше время на берегу бухты установлен памятник фрегату.

Длина – 52,8 м; ширина – 13,6 м; скорость – 12 узлов; масштаб – 1:84.


* * * * *






И. Петрова, научный сотрудник Устюженского краеведческого музея








* * * * *




часть 1