Онлайн-выставка «Флот, рожденный Петром» ч.1
С 16 апреля по 31 марта в Устюженском музее работала выставка «Флот, рожденный Петром», на которой были представлены модели и полумодели русских кораблей 16-18 веков, изготовленные мастером из Череповца С.В. Лушкиным. Представляем вашему вниманию I часть онлайн-выставки «Флот, рожденный Петром».
Судостроение и мореплавание на Руси известны с древних времен. Строили корабли для различных целей: торговля, рыболовство, добыча морского зверя. Организованное морское судостроение в России началось с конца 15 века, когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов.
В 1668 году на реке Оке в селе Дединово был спущен на воду большой военный корабль «Орел», предназначавшийся для охраны торгового судоходства на Волге. Однако экономическое и политическое развитие России требовало выхода к морям. К началу 18 века вместо попыток постройки единичных морских судов началось создание регулярного флота.
Петр I по праву считается основателем российского флота. Именно он положил начало созданию регулярного военного флота России. Активизировал и поднял морскую деятельность на высокий уровень. С царствования Петра I в нашем государстве начинается изготовление и собирание моделей кораблей. В конце 17 века во время дипломатической миссии в Европу Петр I посетил и осмотрел несколько модель-камер (комнат с моделями кораблей) и модельных коллекций в Голландии и Англии и сразу пришел к мысли о создании подобных модель-камер в Санкт-Петербурге при Адмиралтейской коллегии. В 1709 году вышел «Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов, при Адмиралтействе обретающихся», один из пунктов которого гласил: «Когда зачнут корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом при спуске корабля отдать в коллегию Адмиралтейскую».
* * * * *
В России строительство флота началось при Петре I. Рабочих на верфях в то время не хватало. Вологодчина в то время славилась своими корабелами. По Указу Петра I вологодских мастеров отправляли в Петербург, Архангельск, Воронеж на строительство кораблей. 70 процентов мастеров на кораблестроительных верфях в то время были выходцами из Вологодской губернии. Поэтому не удивительно, что в начале 18 века названия городов Вологодской губернии и имена местных святых носили более 20 кораблей. В честь Поморья, к примеру, названы всего лишь два корабля. В честь Вологодчины – пинки «Вологда» и «Великий Устюг», фрегат «Феодосий Тотемский», четыре галеры «Шексна», «Чагодоща», «Молога» и «Устюжна», галиоты «Вологда» и «Тотьма».
Автором моделей и полумоделей кораблей является судомоделист из Череповца Сергей Владимирович Лушкин. С.В. Лушкин родился и вырос в Череповце. Закончил Военно-морское училище подводного плавания в Ленинграде. Служил на Дальнем Востоке на подводных лодках. Он – морской офицер, капитан второго ранга в отставке, член Русского географического общества, который в течение 30 лет занимается историей русского флота и постройкой моделей деревянных судов. Когда служил на флоте, увлекся судомоделированием, которое стало его большим увлечением. К Мариинской водной системе (с 1964 года – Волго-Балтийский водный путь) у него особое отношение. Его дед – Александр Лушкин, был старшим судовым механиком в пароходстве Ивана Андреевича Милютина («Торговое пароходство братьев Милютиных и Ко» в Череповце). Любовь к морю и вологодским кораблям передалась ему по наследству от деда.
Мастер изготавливает только модели русских парусных кораблей и судов Вологодской губернии первой половины 18 века, а также 16 и 17 веков. Это, как правило, небольшие парусные суда – военные, торговые и промысловые: лодьи, карбасы, галиоты, русские шхуны, боты, фрегаты, пинки и др.
В его коллекции более 35 моделей и полумоделей русских кораблей. Они выполнены по историческим чертежам, хранящимся в архивах: Центральном военно-морском; Российском государственном архиве древних актов и других.
Работа по созданию моделей кораблей очень кропотливая: процесс постройки модели занимает обычно от года до двух лет, а иногда и от 4 до 7 лет, в зависимости от модели. Ведь для модели надо изготовить от 1500 до 8000 мелких деталей размером от 0,2 мм до 3-4 мм из дерева и металла. Корпуса моделей выполнены из дерева различных пород: мореный дуб, палисандр, яблоня, осина, самшит, ольха, черное и красное дерево. Из металлов: медь, латунь и сталь. Паруса – из тонированной бязи. Для имитации стёкол в окнах — слюда.
Много времени уходит на разработку модели, поиски старинных чертежей. Сергей Владимирович делает точную реконструкцию, потому что информацию собирает по крупицам. В российских архивах почти невозможно найти подробную и достоверную информацию о тех судах, которые он делает. Он сотрудничает с Госархивом флота, Военно-морским музеем в Санкт-Петербурге. Чтобы найти чертежи пинка «Вологда», он делал запрос в британский музей в Гринвиче и в музей Амстердама. Там смогли ему помочь.
Представленные модели и полумодели позволяют проследить историю судостроения, познакомиться с устройством старинных судов, вооружением, деталями, их архитектурой.
Галиот, 1738 г. – это тип судна, который появился под влиянием голландцев. Это торговое судно. В основном – это были полуторамачтовые судна. Но есть галиоты одномачтовые и трехмачтовые.
Этот тип судов широко использовался в 18 столетии вологодскими землепроходцами при освоении ими Курильских и Алеутских островов, Тихоокеанского побережья Северной Америки, больше известного под названием «Русская Америка». Ими там велась добыча морского и пушного зверя, и были открыты Лисьи острова.
Галиот изображен на гербе города Вытегра. В 1714 году Петр 1 послал своим Указом в Вытегру прапорщика Преображенского полка Алексея Щепнева для организации строительства галиотов. С задачей он справился, и на вытегорских верфях спускали на воду ежегодно до 100 галиотов длиной 15-20м.
Кроме того, имя «Вологда» носил галиот, построенный в 1736 году на архангельской верфи. Его длина по штевням была 18 м, а ширина без досок – 4 м. Чертил корабельный подмастерье – Козьма Острецов.
Пинк «Вологда», 1749 г.
Пинк «Вологда» построен на Соломбальской верфи (г. Архангельск) корабельным мастером Лямбе Ямесом, англичанином по происхождению, в 1749 году. Он предназначался для обеспечения боевых действий флота. Длина судна была 36 метров, а ширина – 8 метров. Артиллерийское вооружение для самообороны – 6 пушек малого калибра.
Основная служба пинка – это грузовые перевозки по Финскому заливу и Балтийскому морю. В 1751 году пинк «Вологда» совершил переход из Архангельска в Кронштадт. С 1772 по 1774 годы он использовался для грузовых перевозок между портами Финского залива. Принимал участие в Семилетней войне со Швецией (1756-1763 гг.). Привлекался к перевозке осадной артиллерии в городах Рига и Пиллау (ныне Балтийск). В 1774 году пинк «Вологда» разобрали по ветхости.
Модель построена в масштабе 1:72 по чертежам из архива ВМФ г. Санкт-Петербург с консультацией в музеях Лондона и Амстердама. Для изготовления использовались 8 пород деревьев, паруса сшиты из батиста. Корпус выполнен из липы, подводная часть – из морёного дуба. Этот морёный дуб пролежал в воде без доступа воздуха более 100 лет, в результате чего цвет древесины стал черным. Надводная часть выполнена из яблони. Мачты светлого цвета, так как выполнены из клена, яблони, рябины. Носовая фигура выполнена из груши. Резной декор на корме и юферсы сделаны из самшита. Блоки, используемые в такелаже для управления парусами, изготовлены из капа березы. Такелаж изготовлен из хлопчатобумажных нитей, сплетенных на самодельном станке под нужный диаметр. Метод оксидирования придал черный цвет всем железным деталям из латуни и меди.
Панорама «Реконструкция летней навигации пинка «Великий Устюг».
На побережье Белого моря у стационарного пирса (стенки) идет подготовка к летнему плаванию пинка «Великий Устюг». Он был предназначен для обслуживания корабельного порта города Архангельска, осуществлял грузовые перевозки. Панорама изображает событие, происходящее в 1751 году.
1. К борту отшвартована шлюпка с комплексом весел.
2. На берегу два шпиля (ворота) для тимберовки (укладки корабля на бок) для ремонта подводной части корпуса путем заваливания его на борт.
3. Слева - поморская изба для людей, проводящих корабельные работы (такие возводились в конце 17 века). Характерная черта того времени – деревянная труба и ограниченное количество маленьких окон для сохранения тепла.
4. Справа – корабельный магазин (склад) корабельного имущества: бочки, паруса, мешки, подсобный инвентарь и др.
5. Комплект мачт для фрегата средней величины, которые предназначены для следующего судна.
6. Между постройками – колодец с журавлем для подъема ведер с водой и наполнения бочек для подготовки корабля к плаванию.
Для изготовления панорамы были использованы 8 пород деревьев.
Линейный корабль «Трех иерархов».
Линейные корабли предназначались для совместных боевых действий против кораблей противника. Появление линейных кораблей связано с применением линейной тактики ведения морского боя (корабли выстраивались в кильватерную колонну — линию баталии).
Парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи «Трех иерархов» - один из кораблей типа «Слава России», участник русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в том числе Хиосского и Чесменского морских сражений. Корабль был построен в 1766 году в Санкт-Петербурге на верфи Главного Адмиралтейства по проекту опытного корабельного инженера Ямеса Лямбе, англичанина по происхождению, и в июне этого года вошел в состав Балтийского флота. Наименование кораблю было дано императрицей Екатериной II в честь иерархов русской православной церкви – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., линейный корабль в составе эскадры адмирала Г.А. Спиридова участвовал в Хиосском, а затем и Чесменском морских сражениях 5-7 июля 1770 г. Командовал парусником шотландец Самуил Грейг.
В 1774 году корабль «Трех иерархов» прошел по маршруту Порт-Магон-Гибралтар-Портсмут-Копенгаген-Ревель. В 1775 году прибыл в Кронштадт. В1789 году корабль «Трех иерархов был разобран в Кронштадте.
О модели. Совершенные формы корпуса корабля гармонично сочетались с красивым декором. Носовая часть корабля украшена фигурой воина в римских одеждах. Кормовая часть корабля украшена композицией из четырех фигур нимф (божества природы в древнегреческих мифологиях в виде девушек) и кариатид, соединенных между собой завитками орнамента. Весь изящный барельеф позолочен и хорошо смотрится на фоне голубой решетки балкона. Модель выполнена в масштабе 1:84, причем специально без парусного вооружения, чтобы подчеркнуть разнообразие мачт и т.д. Подводная часть выполнена из палисандра в темно-коричневом цвете; надводная часть борта выполнена из морёного дуба и яблони. Для внутренней обшивки использовались: яблоня, красное дерево, морёный дуб. Морёный дуб – это древесина, пролежавшая в воде без доступа воздуха около 100 лет, приобретая со временем естественный черный цвет и крепость. Металлические части сделаны из металла с последующим чернением. Окна имеют решетки из светлого дерева и остеклены. Фигуры декора из металла с последующим золочением. Длина - 47,5 м; ширина – 12,5 м; глубина трюма – 5,5 м; вооружение – 66 пушек.
Ка́рбас - парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная с XV и до середины XX века.
Из всех речных судов карбас заслуживает особое внимание, как по конструкции, так и по качествам. На веслах и под парусом он хорош и безопасен. За счет сшитых досок борт прочен и эластичен. Карбасы были беспалубные, с заострёнными оконечностями и прямыми вертикальными штевнями. Вёсел было от 3 до 10 (чаще 4-6); парусов — два, как правило, четырёхугольных с древком по диагонали. Предназначались для хождения по рекам и в море на промыслы. Карбасы имели длину до 12 метров и более, и служили до 7 лет. Строительным материалом служил сосновый и еловый лес. Металлические детали (в том числе и гвозди) не применялись. Были способны перевозить от 600 до 1000 кг грузов.
Небольшие частные карбасы управлялись двумя людьми и могли иметь один парус. Были карбасы разъездные, почтовые (почта в некоторых беломорских деревнях перевозилась на карбасах вплоть до 1950-х годов), грузовые, таможенные, лоцманские, извозные, которые перевозили до 45 человек. Они также использовались для перевозки грузов и десанта, такие карбасы могли вмещать до 70 человек.
Холмогорские карбасы имели длину до 35 футов (11 м) и поднимали грузы до 450 пудов (7 т). На таких судах поморы, совершали двух-трёхмесячные плавания по Белому и Баренцеву морям, доходили до Новой Земли.
Павозок – это речное беспалубное, плоскодонное парусное судно для перевозки грузов по рекам. Эти суда строили в Вологодской губернии. Они служили до 3 лет. Павозок прост и технологичен в постройке. На киль ставили поперечные брусья тагуны. По их концам в пазы устанавливали вертикальные стойки. Жесткость обеспечивалась специальными креплениями – кокорами, имевшими Г-образную форму. Делали их из корней ели.
Особенностью павозков с реки Сухоны было то, что борт ставился под углом 100 градусов к плоскодонному днищу. Надо отметить, что на всех реках Вологодчины павозки строили по-своему и внешне они различались. Но задача была одна – перевезти, как можно больше товара за навигацию.
Чаще павозки использовались одноразово для доставки груза в одну сторону по течению. На каждом можно было перевезти 20-25, 6 тонн груза. Затем павозки разбирались на дрова или домовые постройки. Поэтому их конструкция была необычайно проста и технологична, т.е. не требовались большие затраты и умение на строительство таких судов. Длина павозка -12-18 м; ширина – 2,4-3,9 м; глубина – 1,5-1,8 м.
Каюк - это речное беспалубное, плоскодонное парусное судно для перевозки грузов по рекам. Эти суда строили в Вологодской губернии. Служили они от 3 до 6 лет. Устройство каюка: в кормовой части находилась каюта для лоцмана или капитана. В носовой части на палубе делали выход – люк для схода в отделение команды. Жилье (голубятню) почти всегда устраивали в середине судна. Над ним в крыше делали выход – люк, через который во время плавания можно было войти в жилое помещение. В борту проделывали дверь, через которую было удобно погружать и выгружать товары.
Каюк приводился в движение 6-8 веслами или гребками. Кроме того, на нем была мачта, на которой в случае необходимости можно было поднять парус. На каюках перевозили муку, овес, льняное семя, смолу, рыбу. В основном, на них перевозили грузы из Великого Устюга в Архангельск и обратно. При каюках держали одно-два гребных суда (лодки) – набойни. Длина каюка – 12-18 м; ширина – 2,4-3,9 м; глубина – 1,5-1,8 м
Облас - речное парусное грузовое судно, распространенное в XIX веке на реках русского Севера. Обласы строили по рекам Ваг и Вычегда. Способ построения его тот же, что и у холмогорского карбаса, с той только разницей, что в серединной части обласа, а иногда и над всей длиной судна, делалась крыша, как на каюках. По сторонам его, по бортам устраивались перила. Облас имел руль обыкновенный, одну мачту, с поднимающимся парусом, 2-4 весла. Судорабочих было 2-3 человека. Облас ходил до города Архангельска, куда привозили смолу и деготь. Назад везли – соленую рыбу.
И. Петрова, научный сотрудник Устюженского краеведческого музея
* * * * *
часть 2