Пароходы на Мологе

Загрузка ...

Продолжаем знакомить вас с экспонатами выставки «Связь времён и расстояний», работающей в Устюженском краеведческом музее. Один из её разделов посвящён средствам передвижения, так как в этом году отмечается 45-летие начала прямого автобусного сообщения «Устюжна – Ленинград». До 1970-х гг. устюжане могли добраться до г. Ленинграда (Санкт-Петербург) на конных повозках, по железной дороге, водным транспортом и даже на самолёте. Когда через Устюженский район была построена трасса Вологда – Новая Ладога основными средствами передвижения стали автобусы и машины.

В этой статье мы расскажем вам о пароходах, ходивших по реке Мологе, относящейся к верхней Волге. Пароходство на верхней Волге развивалось очень медленно из-за сильного мелководья, особенно в меженный период. Пароходы для верхней Волги строились с большими ограничениями по осадке (не более 1,2 м) и с меньшим диаметром гребных колёс. Знамениты пароход «Гаршин» имел осадку не превышающую 0,45 м. Нередко бывало, что в меженный период пассажиры, следовавшие на верхнюю Волгу, по несколько суток сидели на пристанях в ожидании «Гаршина», так как другие пароходы пройти не могли [1].

Пароход«Устюжанин» [2], построен в 1917 г., мощность 100 л.с., пассажиров мог перевозить 158 человек. С 1922 года переименован в «Судостроитель» (см.фото). В 1930-х годах ходил по рекам Шексне и Мологе. В 1950-х гг. владельцем было Управление пароходства «Москва-Волга канал» и пароход ходил вверх по Оке от г. Горького и на Клязьму. Списан в 1950-х гг.

Пароход«Кама», построен в 1910 году на заводе Яковлева в Нижнем Новгороде. Первым портом приписки был г. Касимов, владелец – И.А. Качков. В 1915 году пароход переименован в «Углич» (фото). В 1937 году он был приписан к пристани г. Калинин, в 1949 году пристань Переборы, г. Рыбинск. Технические характеристики парохода: мощность 140 л.с., скорость 12 км/ч, пассажиры 250 чел., грузоподъемность 50 тонн.

Пароход «Голубка». Построен в 1904 году, первый владелец В.В. Тюрин. Место постройки корпуса завод Тюрина с. Городец, машины и котла – завод Добровых и Набгольц (г. Нижний Новгород). Мощность 70 л.с. До революции выполнял рейсы между Рыбинском, Тверью, Весьегонском, Устюжною, Трезубовым и Череповцом, в мелководье работал до Твери. В 1923 году переименован в «Гаршин» (фото). Порт приписки Рыбинск. Пароход списан в декабре 1959 года.  

Тамара Васильевна Фавстова (1908-2002? гг.) в статье "О нашем береге реки Мологи"вспоминает: «Мы встречали и провожали пассажирские пароходы, которые курсировали по маршруту Рыбинск — Устюжна или Рыбинск—Весьегонск (в зависимости от уровня воды в реке). Издали узнавали их очертания. Это были «Суриков», «Гаршин», «Механик» (в прошлом «Крестьянка»). Каждый из них обладал собственным голосом, который мы отлично знали. Самый чистый был у «Механика», у «Гаршина» дребезжащий, надтреснутый»[3].

Пароход «Крестьянка», построен в 1914 году в г. Нижний Новгород, порт приписки г. Рыбинск. Мощность парохода была 140 л.с. Переименован в «Механик» (фото).

Пароход «Яков», построен в 1908 г. на заводе товарищества «Н.П. Латяева» (Молитовский затон), владелец: Устюженское Товарно-Пассажирское пароходство (г. Рыбинск, владелец Хасабов Э.Н.). Мощность парохода 120 л.с., пассажиров 235 человек, грузоподъёмность 49 т, скорость 11 км/ч. В 1923 году переименован в «Инженер» (фото) с таким названием он ходил по реке Мологе. В 1946 году переименован в «Герой Илья Кузин». Пароход базировался на р. Волге на пристани г. Калинин. В конце 1950-х гг. переименовывается в «Дебаркадер-386», приписан к г. Казань. Пароход списан и утилизирован в октябре 1959 года.

Пароход «Вячеслав», построен в 1896 году в Финляндии на заводе Paul Wahl & Co, г. Варкаус. Первый владелец: Круглов В.И. (г. Рыбинск). В 1926 году переименован в «Информатор» (фото), в этот период он ходит по реке Мологе в г. Устюжне. В мае 1963 года пароход списан.

Пароход «Надежда», построен на Воткинском казённом заводе в 1904 году, принадлежал Хасабову Э.Н., затем Устюженскому ТПП. Мощность 160 л.с., пассажиров 280 человек, грузоподъёмность 74 т., скорость 13,5 км/ч. После революции работал в Северо-Западном, Нижне-Волжском и других пароходствах. В 1922 году переименован в «Райкомвод», затем «Пушкин», последнее название было «Зоя Космодемьянская» (фото). После войны работал на нижней Волге в районе г. Волгограда, где и затонул в 1958 г.[4]

Пароход «Прогресс» [5], переименован в «Эммануил», с 1922 года в «Гидротехник» с 1935 г. в «Сергей Киров». Работал на верхней Волге в районе г. Рыбинска. Мощность 140 л.с., пассажиров 200 человек, грузоподъёмность 82 т. Списан в 1950-х гг.

Про пароходы на реке Мологе есть стихотворение, в нём упоминается пароход «Мария»:

Наша речка обмелела
Пароходу не пройти.
Пароход пары пускает
Нужно в Устюжну идти.

Пароход бежит "Мария"
Из-под черного мыса.
Миленок в вышитой рубашке
Стоит у колеса.

Пароход бежит на низ,
С парохода кланялись.
Мне миленковы поклоны
Лучше (больше - Е.В.) всех понравились.[6]

Пароход «Мария» двухпалубный колёсный пароход (фото).

Устюжанка Людмила Дианова вспоминает про пассажирские теплоходы «Я жила в д. Поддубье на самом берегу с 1958 г. И тогда ещё река была достаточно глубока, по ней сплавляли лес, ходили огромные баржи, катера и два парохода "Брейтов[о]"[7] и "Иван Земнухов"[8] (фото) от Устюжны до Пестова. Я была маленькая, помню, вся деревня сбегалась на гудок парохода. Для нас детей это был восторг!»[9]. Был ещё теплоход «Сергей Тюленин» (фото), он вместе с «Иваном Земнуховым» ходил по Мологе.



Зубов К., старший научный сотрудник Устюженского краеведческого музея


Примечания:

Основная информация о пароходах взята с сайта «Водный транспорт»: https://fleetphoto.ru.

[1] Немцев В.В. Судоходство на Рыбинском водохранилище (история и перспективы). Авторская рукопись. С. 1. Архив УКМ Ф.1.Оп.24.Д.17.

[2] По данным В.В. Немцева. Источник: архив УКМ Ф.1.Оп.24.Д.16. Переписка музея с Немцевым В.В. о судах Устюженского пароходства.

[3] https://mymologa.ru/slider/243-t-favstova-o-nashem-berege.html

[4] По данным В.В. Немцева. Источник: архив УКМ Ф.1.Оп.24.Д.16. Переписка музея с Немцевым В.В. о судах Устюженского пароходства.

[5] Там же. Фотографии найти не удалось.

[6] Воротынцева Е.А. Старинная Устюжна: из истории города и края с древнейших времён до начала XX века. – Вологда: Полиграф-Периодика, 2018. – с. 245.

[7]Информации и фото найти не удалось.

[8]«Иван Земнухов» это теплоход, а не пароход. Про пароход «Брейтов[о]» информации не удалось найти.

[9] https://vk.com/wall-3775417_137943.