Пояса

Загрузка ...

Онлайн - проект Устюженского краеведческого музея «Этнографические коллекции» в рамках проекта, инициированного Губернатором области «Онлайн-культура Вологодской области», «Пояса», в котором рассказывается о девичьих и женских поясах из коллекции «Ткани» музея (в дальнейшем – УКМ).



Пояса

Пояс («опояска», «кушак») был обязательной деталью женского и девичьего крестьянского костюма. Пояс был не только необходимым дополнением костюма, но и выполнял важные социальные и обрядовые функции. Охранную силу пояса признавали старейшие жители деревни: «Носи рубаху с крестом и поясом, и тебе ничего не доспеется» (то есть ничего плохого не случиться, никто не сглазит). По традиции выход на улицу без пояса считался неприличным. Женская рубаха обязательно подпоясывалась в том случае, если была единственной деталью одежды (на жатве, на покосе, во время сна).

В конце ХIХ - начале ХХ вв. В Устюженском уезде повсеместно бытовали пояса домашнего, кустарного и фабричного производства. Они выполнялись из льняных, конопляных, хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Для изготовления использовали полосу тканей, тесьму, галун. По технике изготовления пояса были плетеные, вязаные, полутканые, тканые, витые. Самой сложной техникой считалось тканье, оно требовало наличия специальных дощечек (кружки), палочки (тканья «на ниту»), бердечки или ткацкий станок. В полутканье для этого использовали рогульку или ухват. Для изготовления в технике витья не требовалось специальных приспособлений. При витье и плетении нити крепились к гвоздю, крюку, скобе, поясу ткачихи. Мастерица могла плести пояс «на ходу», например, когда пасла телят или овец. Процесс витья состоял в скручивании нескольких однотонных или разноцветных нитей или пучков в круглую бечевку. В плетении требовались одна или несколько спиц. При тканье нити разделяли на основу и уток. В результате получались круглые или узкие плоские пояса.

Длина их составляла 150-280см при ширине 1-5см. Часто их дополняли кистями, помпонами так называемыми «шаркунками». Носили пояса, завязывая два раза спереди. А у молодых женщин распространилась мода застегивать пояс на железные крючки или пуговицы по обхвату по талии. Тканые пояса имели геометрический орнамент в виде продольных полос, «елочек», треугольников, зигзагов, ромбов, ромбов с крючьями, со свастикой, со стилизованными женскими изображениями. В первой половине ХIХ века цвета поясов были более сдержанные, большое значение имели сочетание красного и белого тонов. Позднее цветовая гамма была очень многообразной, включая все цвета и оттенки. Некоторые пояса украшались блестками, которые нашивались на кисти. Особую категорию составляли пояса с надписями: «Кого люблю, того дарю», «Люблю сердечно, дарю навечно» и другие. Пояса (кушаки), изготовленные из фабричного материала представляли собой полосу ткани, цвет такого пояса соответствовал цвету сарафана или юбки, с которым носился. Использовались пояса и из фабричной тесьмы, а праздничные - из позумента.

С.В.Логинова, научный сотрудник Устюженского краеведческого музея