Редкие иконографические типы изображения Богородицы

Загрузка ...

(иконы из фондов УКМ)


В православных храмах образы Богоматери — одни из самых почитаемых. Иконописцы писали Деву Марию одну, с Младенцем, в окружении святых.

Согласно православному греческому преданию VIII века первые иконы Божьей Матери были написаны одним из сподвижников апостола Павла, евангелистом Лукой, который, помимо искусства врачевания, был наделён талантом живописца. Исполняя желание первых христиан узреть хотя бы живописный лик Богородицы, если нет возможности предстать перед Ней самой, апостол написал три иконы. На двух из них он изобразил Богоматерь с младенцем Иисусом на руках; именно эти иконы стали прообразами икон типа Елеуса (Богоматерь нежно прижимает к себе Богомладенца) и Одигитрии (Богоматерь указывает на рождённого Ею Спасителя). На третьей он изобразил Богоматерь одну в молитвенной позе заступницы и просительницы за грешных людей. Она положила начало третьему типу икон, называемому Милостивая. Все три иконы Лука показал Богородице, которая благословила эти образы.

Сколько образов Пресвятой Богородицы написано никто точно не знает. Нам знакомы и узнаваемы многие иконы Божией Матери: Владимирская, Казанская, Смоленская и другие. Но есть много икон, имеющих необычную иконографию, да и просто редкие.


Богоматерь Коневская (Голубицкая)

Название образа происходит от наименования острова Коневец (в некоторых источниках встречается наименование «Коневский»). По преданию, именно сюда, в Коневскую обитель, преподобным Арсением Коневским (основателем упомянутой обители) со святой горы Афон в самом конце XIV века была привезена чудотворная икона.

Коневская икона относится к иконописному типу Одигитрия, но вместо традиционного свитка Иисус Христос держит в левой руке птенца голубя.

В 1935 году в фонды музея из Благовещенской церкви города Устюжны поступила икона «Богоматерь с младенцем», XVIIв. (№1), покрытая басменным окладом с расшитой ризой. Сохранность иконы была неудовлетворительной: лики Богоматери и Младенца покрыты мелкой пылью, копотью и потемневшим покровным слоем, в разрывах и утратах басмы наблюдались утраты левкаса с красочным слоем и мелкое шелушение красочного слоя. В 2008 году икона была передана на реставрацию в ФГУК «Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря для проведения полного цикла консервационно-реставрационных работ. В 2009 году работы были завершены, паволока, грунт и красочный слой укреплены. После снятия оклада и проведения реставрационных работ в левой руке младенца стало возможным увидеть птенца голубя. В связи с этим название после реставрации были уточнено и звучит как «Богоматерь Коневская (Голубицкая) (№2).


Богоматерь «Беседная» («Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу»)

Иконография образа «Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу» связана с историей явления на Руси в 1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» рассказывается о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, где явилась икона. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем освящении храма в праздник Успения Божией Матери. Исполнив поручение и возвращаясь обратно, в 3 верстах от храма он вдруг ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней свт. Николая. Богоматерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на Успенской церкви поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и опустил на землю без всякого вреда для него. После такого знамения был водружен деревянный крест.

Иконы на этот сюжет получили распространение и в поздней традиции обрели собственное название «Богоматерь Беседная», так как на ней изображаются Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский, беседующие с пономарем Георгием.

Беседная икона Божией Матери по своей иконографии не подходит ни под один существующий традиционный иконографический тип, является оригинальной. На ней Пресвятая Богородица предстает сидящей на срубленном дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами, с жезлом в правой руке. Справа или слева от Богоматери – святой Николай Чудотворец с Евангелием в руке и коленопреклоненный пономарь Юрыш.

«Явление Богоматери и Святителя Николая пономарю Юрышу», XVIIIв. (?) (3). Так называется одна из икон в фондах УКМ, поступившая в 1939 году из Троицкой церкви города Устюжны. В центре композиции изображена сидящая на бревне Богородица с игуменским жезлом в правой руке, справа помещена стоящая фигура Святителя Николая Мирликийского, в молитвенном жесте обращенная к Богородице, в левой части припадающая фигура пономаря Георгия (Юрыша) с крестообразно сложенными на груди руками. В верхней части, в центре в облаках размещено изображение Пресвятой Троицы иконографического типа «Сопрестолие». Композиция явления размещена на фоне пейзажа с изображением леса.

Еще одна икона с тем же сюжетом поступила в фонды УКМ из церкви Спаса Нерукотворного, ус.Даниловское в 1936 году и числится по документам как «Видение пономаря Юрыша», XVII век (4). Здесь Богоматерь изображена сидящей на поваленном дереве. Перед ней коленопреклоненный пономарь Юрыш, за ним в полный рост изображен святитель Николай. На заднем плане в левой части иконы виднеется храм. Явление Богоматери пономарю Юрышу изображалось и как клеймо на Тихвинской иконе, и как самостоятельный сюжет.


Богоматерь «Троеручица»

Иконография относится к типу Одигитрии, но имеет оригинальную особенность – изображение третьей руки Богоматери. Образ Богоматери Троеручицы стал пользоваться почитанием в России после 1661 года, когда в Москву с Афона по инициативе патриарха Никона перенесли копию-список этой древней чудотворной иконы.

По преданию, преподобный Иоанн Дамаскин (VIIIв.), был несправедливо обвинен в заговоре против халифа и наказан отсечением правой руки. Св. Иоанн, молясь перед иконой Богоматери об исцелении, приложил руку обратно, и она приросла. В благодарность преподобный приложил к чудотворному образу изображение кисти руки, отлитое из серебра.

Другое предание, бытовавшее на Афоне и, очевидно, более раннее, повествует, что третья рука сама чудесным образом появилась на иконе Богоматери, которую писал некий иконописец. Художник дважды стирал изображение, но на третий раз услышал голос, полевевший не трогать «лишнюю» руку.

Со второй половины XVII века почитание данного образа способствовало распространению копий-списков.

В иконографии сложилось несколько вариантов расположения третьей руки; иногда ее кисть прописывается серебром согласно первому преданию.

В фондах музея хранятся несколько икон с данным изводом. Одна из них поступила из Покровской церкви города Устюжны после закрытия храма в 1941г. Богоматерь Троеручица, конец XIX-начало XXвв. (№5) Здесь Богоматерь изображена в короне (символ Царицей Небесной), правой рукой держит Младенца, левой указывает на Него. Кисть третьей руки расположена под правой рукой Богоматери.

Другая икона Богоматерь Троеручица, XVIII век (№6), была передана в фонды музея из Казанской церкви по акту от 20.06.1939г. Богородица также держит Младенца правой рукой, а левой указывает на Него. Взгляд Пречистой устремлен вперед, на молящихся. Христос смотрит на Мать. Третья рука прописана под левой рукой Богоматери. На полях иконы изображены святые: Архистратиг Михаил, преподобный Григорий Декаполит, великомученица Варвара, преподобномученица Евдокия. Еще одна икона из фондов УКМ (источник поступления не указан) состоит из пяти клейм с изображением разных образов Богоматери, среди которых есть и Троеручица. Состав клейм: «Утоли мои печали», «Троеручица», «Неопалимая Купина», «Почаевская», «Взыскание погибших», XVIII-XIXвв. (№7).


Богоматерь «О тебе радуется»

Многие изображения на иконах тесно связаны с молитвенными песнопениями. Примером является икона Божьей Матери «О тебе радуется», название которой дано по первым словам гимна, посвящённого Богородице: «О Тебе радуется, Благодатная…». Иконография на данный сюжет литургического песнопения сложилась на Руси в конце XV века и получила распространение в XVI-XVII веках. Существует несколько вариантов иконографического образа.

На иконе «О тебе радуется», XVI в. (№8) из фондов УКМ в центре изображена Богоматерь с Христом на руках, восседает на троне. Вокруг нее «архангельский собор» поет Ей славу. В нижней части иконы изображен молящийся «человеческий род», представленный как собор святых. Здесь изображены праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, цари, жены. Вверху композиция завершается пятикупольным собором и райским садом. У подножия трона изображён песнописец, автор молитвы – преподобный Иоанн Дамаскин, в руках которого свиток с текстом гимна. Икона, поступила в музей из Устюженской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в 1935 году и находилась в аварийном состоянии. Было проведено 2 этапа реставрации. Реставратором Калачевой Л.Я. на первом этапе была удалена профзаклейка, загрязнения и укреплен красочный слой. На втором этапе художником-реставратором Рыбаковой Т.П. были удалены потемневшая олифа и позднейшие записи, произведено укрепление красочного слоя, басменный оклад и венцы очищены от загрязнений и поставлены на место. В результате проведенных мероприятий раскрыта уникальная живопись XVIв.. Текст, нанесенный на металлическую пластину, прикрепленную к верхнему полю, соответствует канону Богоматери, написанному Иоанном Дамаскиным в VIIIв.

Несмотря на большое разнообразие образов Богородицы, каждая икона, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью и находит отклик в сердцах молящихся.


Рябчикова Е.А., научный сотрудник УКМ

(по материалам УКМ и сети интернет)







Еще публикации ...







24.12.2024