С именем реки Мологи

Загрузка ...

В этой статье мы расскажем вам о судах с именем реки Мологи, её имя носили тринадцать кораблей, в основном это были баржи и буксиры.

Баржа«Молога» (фото) построена на Мордовщиковской судоверфи Нижегородской области в 1928 году. Баржа относится к несамоходным наливным судам, грузоподъёмность 3000 т. Ходила «Молога» по реке Оке.

Обстановочное и служебно-разъездное судно«Молога» (фото ), построено в 1930 году, было приписано к Северо-Западному речному пароходству г. Ленинград, в 1980-х гг. передано в г. Череповец (ГП Череповецкая ремонтно-эксплуатационная база флота СЗРП МРФ РСФСР).

Деревянная баржа«Молога», проект 473, грузоподъёмностью 2000 тонн. Построена баржа в 1951 году на Енисейской судоверфи. Порт приписки Подтёсово Енисейского речного пароходства. Использовал её Подтёсовский судоремонтный завод. Списана в апреле 1960 года.

Такого типа баржи строили на Верфи имени Желябово в Устюженском районе (фото ).

Такого типа баржи строили на Верфи имени Желябово в Устюженском районе (фото ).

Универсальный сухогруз«Молога», тип ГТ, проект 821, построен в 1956 году на судоремонтном заводе "Красный Дон" в г. Ростов-на-Дону. Порт приписки г. Советск Западное речное пароходство. В 1990-х годах сухогруз утилизирован.

Обстановочное и служебно-разъездное судно«Молога», владелец канал им. Москвы, порт приписки г. Рыбинск. Мощность 120 л.с.

Буксир«Молога» (фото 4) тип БКТ (Бурлак), проект 14700. Построен 26 декабря 1990 года Рыбинским судостроительным объединением «Вымпел». Порт приписки Рыбинск. Первым владельцем судна было Министерство лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, оператором ПОВологдалеспром. В 1992 году передан АОЗТ «Рыбинская кондитерская фабрика РАОКОН», порт приписки г. Рыбинск. На фото теплоход в пассажирском исполнении, а не буксирном. Два носовых иллюминатора говорят о дополнительной каюте, либо длинном пассажирском салоне. На корме отсутствует труба для троса от буксирной лебедки. В 2001 году продан в Нижний Новгород.

Такого типа баржи строили на Верфи имени Желябово в Устюженском районе (фото ).

Характеристики буксира:  Дизельный буксир со стальным корпусом. Характеристики: Длина габаритная: 18,00 м. Ширина габаритная: 3,60 м. Высота борта: 2,30 м. Валовая вместимость: 35,2 рег.т. Вместимость носового трюма: 12,0 м3. Вместимость кормового трюма: 10,2 м3. Запас провизии: 0,024 т. Водоизмещение порожнем: 28,00 т. Водоизмещение без груза и пассажиров: 31,00 т. Водоизмещение с пассажирами: 32,50 т. Водоизмещение в грузу: 41,00 т. Скорость полного хода: 17 км/час. Экипаж: 4 чел. Грузоподъёмность: 10 т. Пасссажировместимость (спецперсонал): 15 чел. Автономность: 60 сут. Мощность: 1х150 л. с.

Буксир«Молога-2» тип БКТ (Бурлак), проект 14701. Построен в 1990 году Рыбинским судостроительным объединением «Вымпел». Порт приписки Хабаровск. Характеристики буксира такие же как у проекта 14700.

Один из кораблей с именем«Молога»(фото ) стал героем рассказаР. Бархударяна«Капитан Сизов»[1], это маленький одномачтовый, с деревянным корпусом, пароход-лейба. В рассказе говорится о судьбе парохода. В Финскую войну он был брошен отступающими финнами, а советские моряки привели его в Кронштадт. Во время Великой Отечественной войны он стал использоваться в Балтийском море, на нём эвакуировали людей и перевозили грузы. Порт приписки был Кронштадт. Погибла «Молога» от налёта вражеской авиации.


Переименованные суда



Часто корабли переименовывались и не по одному разу, так случалось и с судами с именем «Молога».

Паровой буксир«Колхозник», построен в 1905 году на заводе Ониксон в Финляндии. Первоначально именовался «Крестьянин» (фото ), примерно в 1925 году переименован в «Мологу», а в 1938 году его переименовали в «Колхозник». Первым владельцем был Тюрин К.Е. из г. Вытегры. После революции 1917 года, судно было национализировано и перешло в ведение к Северо-Западному Управлению внутренних водных путей НКПС. В 1939 году буксир приписывают к Шекснинскому речному пароходству. Примерно в 1955 году его передают в г. Белозерск Белозерской пристани. Списан в декабре 1962 года. Мощность 110 л.с., длина 18,2 м., ширина 4,8 м., высота борта 1,9 м.

Паровой буксир«Молога», построен в 1925 году. Первое название «1503». Первый владелец Управление пароходства «Москва-Волга канал».Переименован в «Мологу» (фото ) в августе 1950 года и приписан к Московскому северному речному вокзалу. Мощность 150 л.с. Утилизирован в декабре 1964 года.

Обстановочное и служебно-разъездное судно «Гидрограф № 1», первоначальное имя «Молога». Владелец Управление канала им. Москвы, порт приписки г. Рыбинск. В марте 1958 года судно переименовывают в «Гидрограф № 1».

Несамоходное сухогрузное судно «1140», первоначально носил имя «Молога» тип 459, проект 459К, построено 31 августа 1960 года на Тюменском заводе п/я № 45. Порт приписки Моряковка. В октябре 1961 года судно переименовывают в «1140», портом становится Озёрное, затем Томск и Моряковка. Дальнейшая судьба не известна.

Сухогрузный теплоход «Святая Варвара», построен 31 мая 1996 года на заводе ОАО «ССЗ «Красное Сормово»» в Нижнем Новгороде. Проект 17310, тип «Россия», первое имя «Молога». Теплоход семь раз менял своё название  и ещё больше – порт приписки.

Первым владельцем была судоходная компания «Речдан», г. Калининград. В марте 1999 года передана (продана?) новому владельцу в Данию, порт приписки Валлетта на Мальте. С этого времени баржа носила имя «Mologa». В июне 2001 года корабль переходит к новому владельцу в Германии, порт приписки Сент-Джонс в островном государстве Антигуа и Барбуда. Его переименовали в «Lukandi». Следущим хозяином баржи в 2011 году стала итальянская фирма Genova Servizi Navali S.r.l., оператор: Zem Shipping Ltd (Монако), а порт приписки Валлетта на Мальте. Судну дают новое имя «Antonella » ( фото ). С 2010 года судно три раза меняет своего хозяина, но порт приписки остаётся тот же. В 2013 году корабль переходит греческой фирме и уходит в порт Панама и в очередной раз переименовывается в «SantaKaterinaI ». В августе 2017 года греческий владелец переименовывает судно в « SvyatayaVarvara». 19 декабря 2017 года возвращается в Россию владельцу ООО «Угольный морской порт Шахтёрск» и получает русское имя «Святая Варвара».

Характеристика сухогруза: Тип судна: однопалубный, двухтрюмный, одновинтовой грузовой с баком, ютом, МО и рубкой в кормовой части, с двойным дном и двойными бортами в районе грузовых трюмов. Назначение судна: перевозка генеральных, насыпных грузов, включая зерно без применения отбойных переборок в трюмах, навалочных грузов с удельным погрузочным объёмом 0,85 м³/т, опасных грузов 4 класса по МОПОГ, леса и контейнеров международного стандарта IC и ICC в трюмах и на люковых крышках. Характеристики: длина: 96,3 м, ширина: 13,6 м, высота борта: 6,7 м. Мог везти груз на люковых крышках: 64 контейнеров или 620 тонн леса.

Несмотря на то, что река Молога давно обмелела, корабли с её именем бороздят речные и морские просторы.

Подробнее рассмотреть макет деревянной баржи проекта 473 грузоподъёмностью 2000 т можно на выставке «Связь времён и расстояний», работающей в Устюженском краеведческом музее до 25 ноября.



Зубов К., старший научный сотрудник Устюженского краеведческого музея



Примечания:

Основная информация о судах взята с сайта «Водный транспорт»: https://fleetphoto.ru.

[1] Бархударян Р. Капитан Сизов. Рассказ. Альманах «Мир приключений», ред. Левитина Г.Д. Л : Ленинградское отделение Детгиз, 1959. 389 – 408 с.