Устюжна – город и теплоход

Загрузка ...

Уважаемые посетители, продолжаем виртуально знакомить вас с выставкой «Связь времён и расстояний», проходящей в Устюженском краеведческом музее до 25 ноября. В этот раз речь пойдёт о кораблях с именем нашего города. Это обновлённый и дополненный вариант статьи опубликованной в 2018 году в районной газете «Вперёд».

Буксирный колёсный пароход «Устюжна» (фото 1) мощностью 300 л.с.,
 первоначально назывался «Александр Бусыгин»[1], построен в 1936 году на Гороховецком ССЗ (завод №343)». Тип Алексей Стаханов (Мирон Дюканов), проект 1006. Серия из семи буксирных пароходов строилась в 1936-1938 гг. для пароходства "Москва-Волга канал". Назначение: буксировка плотов и несамоходных составов по Каналу имени Москвы. В августе 1950 года буксиру поменяли название на «Устюжну». Портом приписки долгое время был порт Переборы г. Рыбинск, в 1960-х гг. портом приписки стало с. Шиморское Горьковской области.

Характеристики: длина 45.50 м, ширина 7.2 м, высота борта 2.30 м, осадка порожнем 0.87–0.95 м, осадка в грузу: 1.07–1.10 м, валовая вместимость, 250 т, дедвейт 40.5 т, водоизмещение 279.3 т, тип главного двигателя: наклонная паровая машина тройного расширения с золотниковым парораспределителем, количество и мощность главного двигателя, 1×300 л.с. Тип движителя: гребное колесо (7 плиц). Количество движителей: 2 (по одному на борт). Скорость 17 км/ч.

Водомётный катер«Устюжна» (фото 2). Тип катера: водометный катер с движителем инженера Хренникова, проект МБКХ-4, построен в 1952 году на Красноярской судостроительной верфи. Владельцем было Вологодское областное управление освоения и эксплуатации малых рек. Работал на Устюженском эксплуатационном участке. Катер возил гонки леса по реке Мологе. В 1956 году команда катера выиграла соревнование Управления малых рек. В мае 1958 года катер передан в Рыбинский речной порт. Списан в декабре 1962 года.

Технические характеристики катера: длина  18,6 м, ширина 4,2 м, осадка 0,33 м, скорость 15 км/ч, мощность 150 л.с.

Буксир «Толкач-9», проекта 522, 522А, 794, мощностью 110 кВт, первое название «Устюжна». Тип судна: однопалубный винтовой буксир и буксир-толкач с помещениями и МО, расположенными в средней части корпуса и рулевой рубкой на полубаке. Назначение судна: буксировка и толкание несамоходных судов. Построен в 1954 году на Московском судостроительном и судоремонтном заводе, портом приписки был Череповец (Северо-Западное речное пароходство). В мае 1964 года переименован в «Толкач-9». Списан в апреле 1974 года, разрезан в июне 1976 года.

Характеристики буксира: длина: 17 м, ширина: 3,84 м, высота борта: 1,3 м, водоизмещение в грузу: 24,19 / 27,5 т, осадка в грузу: 0,72 / 0,84 м, водоизмещение порожнем: 21,3 / 24,6 т, осадка в грузу: 0,71 / 0,84 м, скорость: 17 / 15,5 км/ч, мест для экипажа: 6 чел, автономность: 3,5 сут, тип ГД: дизель 3Д6, мощность ГД: 1х110 кВт.

Теплоход (углерудовоз, балкер) «Устюжна» (фото 3).Построено судно на судоверфи в г. Росток в Германской демократической республике в 1959 году. 7 октября 1959 году в порту Варнемюнде ГДР на кормовой части дизельного теплохода, названного именем нашего города, был поднят советский флаг.

Проект морского углерудовоза разработан в ГПКБ Германской Демократической Республики. Серия строилась в 1957-1959 г.г. на судоверфи "Warnowwerft" (ГДР, г. Варнемюнде). Всего было построено 9 судов, все для Черноморского морского пароходства ММФ СССР. В дальнейшем эти суда были переведены в другие пароходства ММФ СССР (Азовское, Мурманское, Камчатское).

Тип судна: теплоход, углерудовоз (балкер). Конструктивный тип: однопалубное, двухостровное, с кормовым расположением МО и жилой надстройки, с баком и ютом, с наклонным носом и крейсерской кормой. Назначение: перевозка угля, руды и других навалочных грузов. Район плавания: неограниченный. Дальность плавания: 8000 миль. Экипаж: 40 чел.

Технические данные: валовая вместимость: 5628 рег.т, дедвейт: 7185 т, длина: 133,7 м, ширина: 17,0 м, высота борта: 9,5 м, осадка: 6,13/7,42 м, марка ГД: дизель "MAN-K7Z 70/120C" типа "7ДКРН 70/120" (завод MAN Машинен Фабрик, г. Аугсбург, ФРГ), мощность ГД: 1 х 5400 л.с. (1 х 3970 кВт), скорость: 15,5/15,8 уз. 5 грузовых трюмов общей вместимостью 8756 куб.м (киповая), 9313 куб.м (насыпью). 4 грузовых крана грузоподъемностью по 3,0 т

Первый пробный рейс теплоход проходил в 1959 году, судно за два месяца, прошло Северное море, Бискайский залив, Гибралтар, Средиземное море и затем вернулось в Одессу – порт приписки. Уже на второй день плавания «Устюжна» попала в десятибальный шторм, трое суток бушевало море, но сухогруз не подвёл. За это время команда теплохода побывала в портах Франции, Италии, Алжира и других стран. Первым капитаном судна был Н.З. Бабиенко. В 1960 году сухогруз был поставлен на советско-индийскую судоходную линию – перевозил промышленное оборудование и огнеупорный кирпич. 1 марта 1960 года на аэродроме Калькутты встречали Никиту Сергеевича Хрущёва, в числе встречающих были и члены экипажа «Устюжны», они были представлены Никите Сергеевичу. Он тепло поздоровался с матросами, а подойдя к судовому повару Алиму Агенидзе, мужчине двухметрового роста, спросил: «Как вы помещаетесь на судне?». Команда была восхищена простотой и скромностью Никиты Сергеевича. В 1966 году капитаном «Устюжны» стал Косяков Виктор Иванович. Одним из долгих рейсов под  его руководством был рейс в Японию – он продолжался три месяца. После выхода из порта Поти теплоход до берегов Японии не сделал ни одного захода в какой-либо порт. Это был тяжёлый рейс, судно преследовали штормы, однообразие и жара под 40 градусов, но моряки не унывали, пересекая экватор, организовали встречу и коронование Нептуна. Когда проходили Вьетнам, над теплоходом появились американские истребители.  Они проносились над судном, пытаясь изменить курс или остановить его, но корабль не сбавляя скорость, шёл по курсу. В феврале 1975 года «Устюжну» передают из Азовского в Мурманское пароходство. Переход из г. Жданова (ныне – Мариуполь) в Мурманск предстоял не близкий: через Чёрное и Средиземное моря, Атлантический океан, вдоль Скандинавии. По пути зашли в марокканский порт  Мелилья, где взяли груз для портов Западной Европы, позади осталась Атлантика и восемь морей. В составе Мурманского пароходства теплоход обеспечивал Дудинскую транспортную линию, доставлял норильскую руду и другие грузы для горно-обогатительных комбинатов Кольского полуострова. Интересно то, что капитаном «Устюжны» в 1970-х годах был вологжанин Анатолий Афанасьевич Сивериков. Кроме него ещё были наши земляки, трудившиеся на корабле: матросы Н.В. Соколов из Вологды, В.В. Тихомиров из Грязовецкого района, старший моторист И.И. Поповский из Бабушкинского района. Мурманский экипаж теплохода был молодым, но работал хорошо. В апреле 1975 года сухогруз первым открыл навигацию на остров Шпицберген. Во втором квартале экипаж отмечен Красным знаменем Мурманского горкома КПСС и горисполкома. В 1984 году «Устюжна» списана.

Сухогрузный теплоход«Rand».Построен 12 декабря 1978 года в Испании на заводе «Soc. Metalurgica Duro Felguera», первое название «Lorena» (фото 4).

Изображение «Lorena» есть в рекламном буклете испанской фирмы «Armadores de Cabotaje, SA», присланном в музей её капитаном Юрием Юльевичем Гавриленковым. В январе 1988 года переименован в «Brigitte», порт приписки стал Порт-Вила в государстве Вануату. В июне 1988 года теплоход переименовывается в «Устюжна»иприписывается к Азовскому морскому пароходству, работал в Испании. Сухогруз продолжал бороздить морские просторы, вот что написал в 1996 году про это капитан Юрий Юльевич: «Сейчас мы стоим под выгрузкой зерна в порту Миндело на острове Сан Винсент, республика Кабо Верде. Перед этим были в порту Лас Пальмас (Канарские острова)». С 1999 года название сухогруза стало писаться латиницей «Ustjuzhna» (фото 5). В это время основные маршруты корабля проходили вокруг Европы. В 2004 году «Ustjuzhna» прибыла на завод «Залив» в город Керчь, где встал на ремонт. 18 декабря 2004 года он снова получил русское имя «Устюжна». В 2009 году корабль переименован в «Rand», порт приписки Батуми, в 2012 году перешёл в порт Ломе государства Того. В марте 2015 года сухогруз разобран в Алиаге (Турция).

Буксир«Устюжна»(фото 6). На фотографии запечатлён буксир тип РП серии Р-14. «Эрики», так их ласково называют любители речного транспорта. С названиями городов Вологодской области выпускались буксиры на Вологодском судоремонтном заводе и один из них «Устюжна». Он был спущен на воду в 1972 году и приписан к Северному речному пароходству. До 2014 года он ходил по реке Северная Двина в Архангельской области. В 2014 году буксир переведён в г. Котлас. С 2016 года служит в Северном речном пароходстве.

Характеристики буксира: малые речные буксиры, предназначенные изначально для буксировки плотов по рекам Севера и Сибири (Сухона, Северная Двина, Печора, Енисей, Лена). Некоторые суда впоследствии были оборудованы устройством для толкания барж. Длина буксира 29,42 м, ширина 6,84 м, высота 1,8 м, осадка 1,05 м, дедвейт 31,2 т, мощность ГД, кВт 2x165, экипаж: 7 чел.



Зубов К., старший научный сотрудник Устюженского краеведческого музея


Примечания

Основная информация о судах взята с сайта «Водный транспорт»: https://fleetphoto.ru.

[1] Александр Харитонович Бусыгин (19071985 гг.) — кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда (1975 г.).