Вклады Никиты Рудакова в Устюженские церкви

Загрузка ...

Среди экспонатов Устюженского краеведческого музея выделяются подписные церковные предметы, сделанные по заказу тех или иных людей и подаренные в церкви Устюжны и Устюженского уезда. Шесть предметов культа были сделаны по обещанию москвича сторожа печатного приказа [1] Никиты Софроновича Рудакова – это евангелие, потир, кадило и три иконы. Вкладные иконы написаны иконописцами Кириллом Ивановичем Улановым и Павлом Васильевичем Казанцем. Иконы, написанные Павлом Казанцем, появляются в Устюжне раньше икон Кирилла Уланова, в начале 1680-х гг. Казанец Павел Васильевич [2] , малоизвестный иконописец, известно о нём, что он сын иконописца Василия Казанца, упоминающегося в 1657 года в Кирилло-Белозерском монастыре. Если фамилия Казанец (возможно, первоначально она была прозвищем) не отражала место семейного происхождения, то Казанцы могли быть выходцами из Белозерска, мастера которого активно привлекались для убранства как кирилловских, так и устюженских храмов.[3]



Вклады в церковь Петра и Павла г. Устюжны

1. Федор Иоаким. Евангелие 1677 г. сентябрь (7186 г.). М. Печатный двор. УКМ КП-4153. Бархат, бумага, дерево, металл, типографская печать, переплётные работы, чеканка (рис. 4)

Запись на страницах 25-175 «Лета 7190 [4] году сентябре в 1 дня ... святое евангелие царские палаты сторож печатного приказу москвитин Никита Сафронов сын Рудоков на о Устюжну Железопольскую в церковь сретению господа бога и спасителя нашего Иисуса Христа и верховным опостолом Петру и Павлу ото святое евангелие оболочено отлосом золотым и евангелисты приложены к тому евангелию суборовки. Фибренные чеконные и позлощены с посреди стесов оброз на престоле а по правую страну святая Богородица а подругую строну Иоаннъ Предтеча застежки сребренные чеканные и позолоченные и то святое евангелие положил в церковь ради поминовения своих родителей на веки неотемлемо аминь к сему светому евангелию приложена доска серебряная резная позолочена и на той доске поставлены четыре камни в гнездах два зеленых да два красных".

2. Потир оловянный 1681/1682 года. Олово, литьё, сборка, гравировка. Размеры: высота – 18,5 см, диаметр – 10 см, диаметр поддона – 10 см. УКМ КП-4482/3, УМ 546 (рис. 5).

Потир - глубокая чаша с длинной ножкой и круглым основанием. Чаша декорирована четырьмя круглыми медальонами, в трёх - деисусный чин: Богородица, Иисус Христос, Иоанн Предтеча; в четвертом - изображение орудий страстей Господних - крест, копьё, губка. По верху чаши была надпись, она частично обрезана. На основании потира, на его внешней стороне, вкладная гравированная надпись в две строки: «Лета ЗРЧ году сентября вь I де(нь) построил сия сосудь црквья оловяныя москвитин царскiя полаты печатного приказу сторож никита / софроновъ на оустюжню же(зно)лезопольску в црквь стыхъ аполъ петра и павла ради помяновения своихъ родителей». Вкладная надпись сделана позднее, чем изготовлен сосуд. Поступил из церкви Дмитрия Солунского г. Устюжна в 1926 году. Видимо потир когда-то был передан из церкви Петра и Павла в церковь Дмитрия Солунского.

3.Павел Васильевич Казанец. Икона «Господь Вседержитель на троне с предстоящими Иоанном Предтечей и апостолом Петром и с припадающими Иоанном Богословом и преподобным Никитой». Дерево, левкас, темпера. Размеры: 117х146 см. УКМ КП-5120/14 (рис. 6)

В центре иконы изображён сидящий на троне Иисус Христос, его правая рука в благословляющем жесте, в левой руке – крест (скипетр). Справа от него стоит Иоанн Предтеча, указывающий на Иисуса Христа. В его левой руке свиток с надписью. Слева от Иисуса Христа стоит апостол Пётр, указывающей рукой на Иисуса Христа, в правой руке свиток с надписью. У ног Иисуса Христа коленопреклоненные Иоанн Богослов с евангелием в руках (слева) и преподобный Никита (справа) Внизу на поле иконы надпись «Лета ЗРУА [5] писал сей образ Изограф Павел Василиев сын Казанец во град Устюжну Железнопольскую по обещанию Никиты Сафронова сына Рудакова». На нимбах были металлические венчики и цата на груди Иисуса Христа. Икона находилась в иконостасе церкви Петра и Павла в местном ряду слева от диаконской двери. Видимо преподобный Никита, изображённый на иконе, это соимённый небесный покровитель Никиты Рудакова

4.Кадило 1684/1685 г. Серебро, позолота, выколотка, чеканка, резьба. Размеры: диаметр – 13 см. УКМ КП-3841 ХС-2-17 (рис. 7).

Чеканной работы с растительным и геометрическим орнаментом. По краям верхней и нижней чаши надписи. Завершение в виде одноглавой церкви. Вкладная надпись в две строки: «Никита Софроньев Рудаков сиё кадило построил на Устюжну Желез/польскую в церковь верховных святых апостолов Петра и Павла положил вклад ради для поминовения родителей своих весом П фунт четыре золотника РЧГ месяца февраля сторож печатного приказа». Поступило из церкви Петра и Павла в 1936 году.

5.Кирилл Иванович Уланов. Икона Пётр и Павел. 1689/1690 гг. Дерево, левкас, темпера, 108х137 см. УКМ КП-5120/13 (рис. 8). Вкладная надпись сохранилась частично, в ней упоминается сторож Никита Софронов сын Рудаков.

На иконе изображены в полный рост апостолы Пётр и Павел, на руках они держат пятиглавый храм. У Петра в левой руке ключ, в правой свиток с надписью «Ты *** Христос сын ста живаго пришеды в мир грешный спасти». У Павла в левой руке книга (Евангелие). Между апостолами вверху в центре в облаках благословляющий Иисус Христос. В нижней части иконы (на уровне колен апостолов) изображён город и сцены казни Петра и Павла: усекновение главы Павлу и распятие на кресте вверх ногами Петра. На нижнем поле иконы вкладная надпись в две строки: «… иконописца Кирилла Иванова сына У[ланова]… сторож…». Пробное раскрытие на иконе делала Ольга Александровна Соколова, сейчас икона находится под записью: фон золотого цвета, а авторский слой был сине-зелёного цвета. На фотографии иконостаса церкви Петра и Павла начала ХХ века, видно, что на иконе была риза (рис. 2, 3). Икона находилась в местном ряду иконостаса церкви Петра и Павла слева от царских врат.

Вклад в собор Рождества Богородицы г. Устюжны

6.Кирилл Иванович Уланов. Икона «Вседержитель» с двумя припадающими. Дерево, левкас, темпера. Размеры 128х98 см. УКМ КП-5149/4 (рис. 9). Икона находится в экспозиции в местном ряду иконостаса первая справа от царских врат.

На иконе изображён Христос на престоле. У нимба надпись в два ряда «IИС», «ХС», «ГДЬ ВСЕДЕЖИТЕЛЬ». Христос восседает на богатом золотом престоле, украшенном пышным растительным орнаментом. Одежда Христа написана по золоту без орнамента. В левой руке Христос держит книгу, в которой читаем «Всея елика аще молящиеся просите веруйте яко присылати и будет вам иегда стоите молящееся отпущайте ещё что имате накого дайоць».[7] К ногам Иисуса припадают Пётр и Иоанн – небесные покровители царевичей Петра и Иоанна Алексеевичей Романовых, духовником, которых был Меркурий Гаврилович. На нижнем поле авторская надпись: «Лета 7197 [8] писал сей образ великих государей жалованной иконописец Кирилл Иванов сын Уланов». До реставрации 1976 [9] года надпись была более пространная в 3 строки: «Лета 7197 [8] писал сей образ великих государей жалованной иконописец Кирилл Иванов сын Уланов по обещанию печатного приказу старосты [10] Никиты Софроньева сына Рудакова (родительского), а поставил сей спасителев образ на Устюжне Железопольской в соборной церкви Рождества пресвятые Богородицы Одигитрия спасения ради души своея и вечного ради поминовения родителей своих». Как выяснил В.К. Седов, икона поновлялась и ремонтировалась её доска, так поверху и низу укреплена дополнительными накладными планками (скорее всего под оклад). 24 марта 1828 года неуказанным купцом был установлен киот на эту икону. [11] О наличие оклада говорило большое количество отверстий от гвоздей по силуэту Христа и престола, а так же по полям иконы.

Когда же появляются надписи на иконах о вкладе Никиты Софроновича Рудакова?

Судя по годам вкладов (1681-1690 гг.) Никита Софронович Рудаков был современником Кирилла Уланова (около 1660 – 1731 гг.), Павла Казанца (упоминается в 1683 году) и Меркурия Гавриловича (умер 18.05.1692 гг.) [12] . Но существует ряд противоречий, пока не разрешённых. Так на иконах Кирилла Уланова в авторских надписях нет упоминаний о Никите Рудакове и о других дарителях, кроме иконы «Троица ветхозаветная» из Петропавловской церкви г. Устюжны. Седов Виктор Константинович, вологодский реставратор, считает, что надпись о вкладе Рудакова, на иконе из собора Рождества Богородицы, дописали при её поновлении. При пробном раскрытии записей на иконах Кирилла Уланова и Павла Казанца Ольгой Александровной Соколовой выявлено два слоя записи. Она считает, что первый слой поновления, можно датировать XVIII веком. [13] В 1850-1851 гг. второй раз поновлял иконы Кирилла Уланова и Павла Казанца устюженский купец 3-й гильдии Николай Абрамович Сулимов, но к этому времени Печатного приказа уже не существовало [14], и Рудаков не мог дожить до 1850 года.

Таким образом, надписи на иконах о вкладах Никиты Софроновича Рудакова в церкви Устюжны могли появиться при их первом поновлении в XVIII в., тогда ещё могли помнить вкладчика Никиту Софроновича Рудакова. Это можно доказать или опровергнуть при использовании рентгенографии и изучении икон реставраторами.




Зубов К.А. старший научный сотрудник Устюженского краеведческого музея






Источники:

Архив УКМ. Вологодская СНРПМ. Реставрационный протокол № 35. Реставрация иконы «Спас на престоле» из местного ряда иконостаса Богородице-Рождественского собора в г. Устюжна, 1689 г., автор: царский иконописец Кирилл Уланов, № 3. Фотофиксация Донина С.В., 1976 г. Художник-реставратор Седов В.К.

Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова. Коллектив авторов. М. 2015.






[1] Печатный приказ - орган управления Русского государства. Находился в ведении печатника, который хранил государственную печать. В письменных источниках упоминается с 1611 года. Приказ удостоверял подлинность грамот, наказов, указов, памятей и всяких вообще актов, выдаваемых частным лицам в Москве, посредством приложения к ним государственной печати. Приказ заведовал также сбором Печатных пошлин, поступавших в присутственные места вообще по всему государству. Печатный приказ ликвидирован 15 декабря 1763 года в связи с образованием Московской и Петербургской печатных контор.

[2] Интересно то, что иконописец Рудаков Яков Тихонович упоминается в 1644–1659 гг. как Яков Казанец. Связь Якова Тихоновича с Павлом Васильевичем Казанцем и с Никитой Софроновичем Рудаковым пока не установлена.

[3] Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова. Коллектив авторов. М. 2015, С. 63.

[4] 1681 год

[5] 1683 год.

[6] 1684/1685 гг.

[7] Описание даётся по реставрационному протоколу № 35 В.К. Седова. Л.2.

[8] 1689/1689 год.

[9] Реставратор В.К. Седов, реставрационный протокол № 35, хранится в УКМ.

[10] На других предметах он именуется сторожем.

[11] Надпись об установлении киота находится на иконостасе в круглом медальоне под иконой.

[12] Появление икон Кирилла Уланова в Устюжне исследователь И.А. Шалина связывает с протопопом Благовещенского собора Московского кремля Меркурия Гавриловича Хрисанфова, родом он из Устюжны.

[13] Речь идёт об иконе Кирилла Уланов «Троица ветхозаветная», но и для других икон, написанных в конце XVII века это может быть применимо. Соколова О.А История реставрации и исследования иконы «Троица Ветхозаветная» Кирилла Уланова/ Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова. Коллектив авторов. М. 2015, С. 114.

[14] Печатный приказ работал с 1611 по 1763 гг.

Еще публикации ...