Выставка «Иконы из собора Рождества Богородицы» (выставка одной иконы)

Загрузка ...

Устюженский краеведческий музей предлагает вниманию цикл выставок «Иконы из собора Рождества Богородицы». В экспозиции поочередно будут представлены иконы конца ХVII - начала ХVIII веков из пророческого и праотеческого рядов мемориального пятиярусного иконостаса, в настоящее время находящиеся в фондах музея.

Пророческий ярус иконостаса – это четвертый ярус, в котором помещены иконы, изображающие ветхозаветных пророков, предрекавших приход Иисуса Христа на землю. В центре пророческого яруса – образ Пресвятой Богородицы. Праотеческий ярус иконостаса – это пятый ярус, который состоит из икон праотцов – ветхозаветных патриархов, которые подвигом своей веры заложили основу истории избранного народа Божия. В центре этого ряда помещают образ Троицы либо икона Саваофа (Бога Отца).

Первой из праотеческого яруса представлена икона святого праотца Ноя.

Святой праотец Ной – прямой потомок Адама в десятом колене. Ной – родоначальник человечества, последний из десяти допотопных ветхозаветных патриархов. Во времена жизни Ноя было велико развращение людей на земле, все мысли и помышления которых были нечестивые и злые. Однако ветхозаветный патриарх отличался от своих современников тем, что был человеком праведным и непорочным. Само имя Ной означает «утешение». Он явился благодатным утешителем, как сохранитель человеческого рода и восстановитель его в лучшем виде. Святой Иоанн Златоуст отмечает главную черту личности Ноя – небывалую твердость и решимость на пути к добродетели. Требовалась поистине несгибаемая воля для того, чтобы быть одному против всего мира, который погряз в грехах.

В Библии говорится, что видя греховность первобытного рода человеческого, Бог решил истребить его, чтобы очистить на земле место для новой, лучшей породы людей. Тогда уже жили люди десятого поколения после Адама. Среди них был лишь один праведник – Ной (Ноах). Бог открыл Ною, что намерен истребить всех обитателей земли всемирным потопом, и сказал ему: «Сделай себе большой деревянный корабль (ковчег) и сядь в него со своей семьёй. Помести там также по одной паре от каждой породы животных и собери запас пищи для прокормления всех в ковчеге». Ной так и поступил. Вскоре начался страшный потоп. 40 дней и 40 ночей шли дожди. Вода залила всю землю, но ковчег Ноя уцелел, плавая по волнам. Все живое на земле погибло от всемирного потопа, кроме тех, кто был в ковчеге. Затем дожди прекратились, вода стала спадать, и ковчег остановился на высокой горе Арарат. Ной открыл окно ковчега и выпустил оттуда сначала ворона, а затем голубя. Птицы улетали и прилетали назад, так как им негде было сесть из-за воды. Но однажды, выпущенный на волю голубь не возвратился в ковчег, и Ной понял, что наводнение прекратилось, и где-то поднялась из моря суша. Он вышел с семьёй из ковчега, вывел оттуда зверей, построил жертвенник и принес в жертву Богу некоторых животных в знак благодарности за спасение. Бог обещал Ною, что больше уже не пошлёт на землю потоп, и в знак своего примирения с людьми поднял меж облаков радугу. Благословив Ноя и его детей, Всевышний сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Пусть подчиняются вам все звери земные, птицы небесные и рыбы морские. Вы можете употреблять их мясо в пищу наравне со всякой зеленью и травами. Не проливайте только крови человеческой, ибо человек создан по образу и подобию Божию».

В иконографии пророка Ноя существовало несколько сюжетов, на которых присутствовали образы ковчега и свитка. На иконе из коллекции Устюженского музея праотец Ной изображен в полный рост. В правой руке он держит, спущенный вниз раскрытый свиток, левая рука положена на правое предплечье. Ной изображен в красной рубахе – хитоне, синей гиматии - верхней накидке из шерсти с босыми ногами.

Икона была расположена справа от центральной иконы праотеческого яруса иконостаса собора Рождества Богородицы.






Петрова И.И., научный сотрудник Устюженского краеведческого музея.