Онлайн-выставка "Женских рук прекрасное творение"
Предлагаем вашему вниманию первую часть онлайн- выставки «Женских рук прекрасное творение», которая познакомит с предметами женского рукоделия из фондов музея XIX-XX веков.
Среди промыслов и ремесел старой Устюжны были такие, которыми традиционно занимались только женщины. Это изготовление и украшение тканей. В старинной Устюжне и деревнях Устюженского уезда мастерицы владели всеми этапами этого ремесла и умели производить различные ткани.
Женщины издревле изготовляли ткани из растительных волокон. Это были в основном льняные ткани и посконные (посконь – название мужских растений конопли). Процесс производства нитей – прядение являлся первым на пути изготовления ткани. Следующим этапом было ткачество.
* * *
Ткачество
Мастерицы для изготовления ткани, из которых можно было бы сшить одежду, скатерти и полотенца, использовали ручные ткацкие станы – кросна.
На выставке представлены блинницы из фондов музея. Блинницы – это именно устюженское изобретение. Это - небольшие остатки от тканей. Их мастерицы могли украшать разными прошвами, кружевом. В праздничные масляничные дни блинницы активно использовались в быту и для украшения праздничного стола.
Среди них можно увидеть салфетку, украшенную узором из красных нитей, такие ткани назывались закладными и бранными. Владение закладной и бранной техникой ткачества являлось признаком особого мастерства.
По данным XIX-XX веков в Устюжне и уезде производили следующие виды тканей: холст – неокрашенная льняная или посконная ткань. Ряднина – толстый холст из пеньковой (конопляной) или грубой льняной пряжи. Полотно – неокрашенная гладкая и плотная льняная ткань. Крашенина – однотонная окрашенная льняная или конопляная ткань. Набойка – полотно или холст, украшенное набивным рисунком по неокрашенному или одноцветному фону. Пестрядь (местное название «клетчанина») - льняная или посконная ткань с узором в мелкую клетку или полоску, вытканная цветными нитями.
На кроснах ткали не только ткань, но и половики. Основная технология тканья при этом сохранялась, только вместо нитей утка использовали разноцветные тканевые полоски и веревочки.
Прежде чем появились ткацкие станки, наши предки научились ткать на более простых приспособлениях.
* * *
Пояса
Во второй половине XIX века в южных волостях Устюженского уезда был распространен промысел по изготовлению тканых поясов и кушаков из льняных и шерстяных нитей. Для изготовления этих изделий устюженские мастерицы использовали так называемые «доски». Это гладко выструганные дощечки, размером 4x4 см, по углам прожигали или просверливали отверстия, в которые пропускали нити. Для получения нужного переплетения, дощечки поворачивали в разной последовательности в ту или иную сторону. Если изготовляли изделие, которое требовало небольшое количество нитей, то вместо «досок» использовали другое приспособление – деревянную дощечку-нитченку.
В старину без пояса нельзя было представить наряд. Женщины изготовляли тканые пояски из нитей. Были среди них совсем простые, сплетённые в косу из толстых нитей. Были и посложнее пояса, тканые на бёрде, на дощечках или иным способом. Такие пояса надевали к праздничной одежде, но могли носить и в будни. Никуда было не выйти без пояса! Он и сильный оберег. И поддерживает широкую льняную рубаху. И различные мелочи: ножи, ложки, гребни носили, привязанными к поясу, ведь, в одежде обычно не было карманов. Да и окружающим узоры славянского пояса могли многое рассказать о человеке. Соткать поясок для себя доверяли только добрым мастерицам. Особо хорошо, если пояс для мужчины сделает любящая его женщина, не обязательно невеста или жена – для молодого парня ткать могла мать или сестра. Устюжанки ткали пояса с символичными надписями: «Кого люблю, того дарю», «Люблю сердечно – дарю навечно». И такие пояса девушки дарили своим суженым. «Носи рубаху с крестом и с поясом - и с тобой ничего не доспеется»- говорили в старину.
* * *
Рушники
С древнейших времен у устюжан было принято украшать одежду, а также праздничные полотенца-судари, подзоры, скатерти, которые украшали вышивкой. Вышивали, в основном, геометрические орнаменты с мотивами ромба, розетки, креста и прочих узоров, имевших языческие корни. Устюженские крестьянки изображали на вышивках Богиню Земли Макошь. В вышивках изображались священные животные и птицы, например, павлины. Павлинов называли «павами», «павушками» и местные крестьянки вышивали таких птиц парно на свадебных полотенцах. Это изображение символизировало жениха и невесту.
Важным и достаточно часто повторяющимся знаком устюженских орнаментов является крест в различных его интерпретациях. У специалистов много мнений его возникновения. Одни считают крест символом скрещивания путей и четырех сторон света, другие – схематичным изображением человеческой фигуры с раскинутыми руками или летящей птицы. Третьи – что это геометризированный вариант языческого мирового древа. В местных геометрических орнаментах крест изображали косым, в виде буквы X, и это не ошибка вышивальщиц. Специалисты полагают, что изображение косого креста является зашифрованной информацией о наличии в древности в Устюженских краях стад северных оленей, а эту версию, поддерживают археологи. Одним из распространенных изображений устюженских языческих крестов являлась свастика. Ее можно встретить в вышивках местных свадебных полотенец.
Дворянские девушки-вышивальщицы украшали полотенца особой вышивкой. Здесь представлены два таких полотенца. Они поступили из церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на левом берегу Мологи. Полотенца украшены рисунком с цветочным орнаментом, изображением строений и деревьев. Дерево также является отголоском символики – мирового древа. А цветочная композиция символизирует богатство и процветание рода человеческого. Концы полотенца украшены бахромой из золотой нити.
* * *
Иконы
К особому роду относится украшение, которое называется золотным шитьем. Это вышивка золотыми и серебряными нитями, бисером, жемчугом.
Тихвинская икона Божьей Матери (ХVIII в.) – памятник древнерусского искусства. Лицевое шитье по голубому атласу шито золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Икона Тихвинской Божьей Матери – одна из самых почитаемых в православии образов.
Известно, что представители рода русских царских династий Рюриковичей и Романовых по-особому относились к устюженскому собору Рождества Богородицы, т.к. здесь находился чудотворный образ Смоленской Божьей Матери. Главный храм Устюжны посещали царь Иоанн Грозный и император Александр I. В разные годы ценные вклады в соборную ризницу храма делали царицы Наталья Кирилловна, Парасковья Федоровна, а также царевна Софья Алексеевна.
Владимирская икона Божьей Матери (ХVII в.) – это вклад устюженскому собору родной тетки Петра I, царевны Татьяны Михайловны, которая сама вышила эту икону. Икона вышита шелковыми и золотыми нитями по светло-розовому атласу. Рамка иконы, нимб, контуры Богородицы и младенца Христа расшиты мелким жемчугом.
Икона "Успенье" поступила в музей из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в 1935 году. Лик и руки Богородицы - из картона, а одеяния вышиты бисером.
Икона "Святой Митрофанъ" вышита мелким бисером по ткани.
* * *
Женский и девичий костюм
Мастерицы в светлицах шили и вышивали не только святыни и иконы, но и свои наряды девичьи и женские. В старину в Устюжне пошив простейшей одежды считался одной из домашних обязанностей хозяйки.
Костюм женский был многослойный, предельного кроя, т.к. ткань доставалась большим трудом, резали ее мало и кроили из больших полотен. Каждый костюм имел свои особенности, которые зависели от умения мастерицы и достатка ее семьи.
Основа костюма - рубаха-стануха. Она шилась из льняного полотна. Верхняя часть (оплечье) станухи изготовлялась из более мягких и богатых тканей, а нижняя из более грубых и простых. Рукав на рубахах часто украшался обжимкой. У запястья рукав был широкий. Рубаха – одежда, которая ближе всего к телу, и она не только согревала, но и оберегала от всякого зла. Для этого ее украшали вышивкой, в которой сохранялись солярные знаки. Особенное внимание уделялось отверстиям: горловине, рукавам и подолу.
Сверху надевался сарафан. Он был из черной, темно-синей или набойчатой ткани. Понизу сарафан украшался обложкой из шелковой или атласной ткани. В полный комплект входили пояса и фартуки. Здесь представлены праздничные фартуки: один из набойчатой ткани, второй состоит из нескольких полос – это и вышивка, и ткачество, и кружево ручной и машинной работы. Повседневный передник представлен из пестряди с орнаментом и кистями.
Богатые женщины надевали украшение «перышко». «Перышко» – это именно устюженское украшение, безрукавая погрудная одежда, которая шилась из шелка и бархата, украшалась парчой и кружевом.
* * *
Головные уборы
Девичьи головные уборы – повязки, в Устюженском уезде их называли «красота». Они частично украшали голову в отличие от женских. «Красота» состоит из твердого очелья, выполненного из парчи или шитого золотыми и серебряными нитями, украшался драгоценными камнями. В Устюжне этими драгоценностями был жемчуг. Его добывали в реке. И когда девице сватался жених, было принято дарить жемчуг. И тогда мастерица украшала свой головной убор жемчугом, несколькими нитками, вязками. Здесь на красоте – бисер. Повязка одевалась на голову и сзади фиксировалась тесьмой и широкие ленты струились по спине. Если обратим внимание на ленты, то увидим на них золотое шитье.
Сколки более поздний головной убор. На них мы видим и тесьму, и золотое шитье. Лицевое шитье представлено вышивкой цветочного орнамента золотой нитью. Если видишь женщину в сколке, значит эта женщина из богатой семьи и молодого возраста.
Кокошники – головные уборы молодой женщины. Устюженский кокошник был треугольной формы и имел твердое очелье.
Шапочка «сорока» или «золотоломка». Верхняя часть украшена орнаментом – свастикой. Украшение могло быть из парчи, золотых и серебряных нитей. Затылочная часть – это хвост, боковые части – это крылья сороки, сзади завязывается на голове. Затылочная часть украшалась позатыльником, который укреплялся на головном уборе сзади.
Л. Носова, научный сотрудник музея
Онлайн-выставка «Женских рук прекрасное творение». часть 2