Продолжаем цикл выставок «Иконы из собора Рождества Богородицы». В экспозиции периодически представляются иконы конца XVII-нач. XVIII вв., из пророческого и праотеческого рядов пятиярусного иконостаса собора, в настоящее время находящиеся в фондах музея. Следующей, представлена икона «Праотец Дан» из праотеческого ряда иконостаса собора.
Праотеческий ярус иконостаса – это пятый ярус, который состоит из икон праотцов – ветхозаветных патриархов, которые подвигом своей веры заложили основу истории избранного народа Божия.
На одной из икон праотеческого ряда иконостаса собора Рождества Богородицы изображен Праотец Дан. Святой изображен в полный рост с поворотом в левую сторону. В левой руке он держит развернутый свиток. Правая рука согнута в локте, ладонь раскрыта.
Дан в Библии – это пятый из двенадцати сыновей патриарха Иакова, родившийся от Валлы, служанки Рахили; родоначальник одного из Колен Израилевых.
Согласно Торе, имя Дан происходит от дананни — «он судил меня», означающее, что по вере Рахиль получила ребёнка в результате решения Бога. Кроме этого, современные ученые полагают, что подобно тому, как имя патриарха Гада происходит от божества Гада, и имя патриарха Ашера происходит от божества Ассура, так и Дан происходит от племенного божества. Согласно этому мнению, имя Даниэль интерпретируется как «Дан - это Эль», а не в смысле «Эль мой судья» или «Бог мне судья».
От Дана в Египте произошло колено, которое во времена исхода из Египта насчитывало 62700 человек.
Данитяне отличались хитростью и коварством, но из них выходили замечательные художники. Художник Аголиав сын Ахисамахов был назначен Богом в помощники Веселеилу для строительства Скинии — походного храма израильтян на пути из Египта в Землю обетованную. По завоевании Ханаана, Данову колену был дан сравнительно небольшой, но плодородный удел на берегу Средиземного моря в районе Яффы. Из Данова племени происходил богатырь Самсон, сражавшийся с филистимлянами.
Стеснённые в своих владениях филистимлянами, данитяне вынуждены были искать себе новое место для поселения. Значительная их часть двинулась на север, где они захватили город и назвали его Дан, ставший впоследствии, крайним северным пунктом земли Израильской.
Северная колония Данова колена завязала тесные торгово-промышленные отношения со своими соседями, финикийцами. Царь Соломон назначил (965 до н.э.) знаменитого художника Хирама, происходившего по матери из Данова колена, строителем Иерусалимского Храма.
Жившие вдали от общеизраильского духовного центра данитяне, устроили в своем городе собственное святилище. Впоследствии, израильский царь Иеровоам (930-909 до н.э.) пытался превратить его наряду со святилищем в Бейт-Эле в альтернативу Храму Соломона.
В Православии Дан почитается в сонме святых, как один из праотцов. Память о нём совершается в Неделю святых праотцов (за две недели перед праздником Рождества Христова).
В Книге Судей Дан описывается непокорным, не придерживающимся правил; в книге Иеремии, север Ханаана ассоциировался с тьмой и злом; раввинские источники рассматривают Дана, как архетип зла. В апокрифе «Заветы двенадцати Патриархов» Дан изображается, ненавидящим Иосифа, придумавшим обмануть Иакова, измазав одежду Иосифа кровью ягнёнка. В апокрифе Молитва Асенефы Дан изображается, как заговорщик с египетским наследным принцем, против Иосифа и Асенефы.
В предсмертном благословении, Иаков говорит: «Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» . Называние Дана «змеем» интерпретируют, как связь Дана с Белиалом.
Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский верили, что антихрист придет из колена Данова. Книга Иеремии, упоминает храп лошадей всадников Апокалипсиса, из колена Дана.
Апостол Иоанн Богослов опускает колено Даново при упоминании 12 колен сынов Израилевых, которые спасутся в Конце Света. Возможно, это свидетельство недостоинства Дана. Вместо Дана дважды упоминается колено Иосифово, как «колена Ефремово и Манассиево».
Выставка работает с 22 сентября по 20 ноября. Стоимость входного билета в музей: взрослый -120 руб., студенты и пенсионеры – 70 руб., детский - 50 руб.
Л. Носова, научный сотрудник УКМ