Предлагаем вашему вниманию первую часть онлайн- выставки «Женских рук прекрасное творение», которая познакомит с предметами женского рукоделия из фондов музея XIX-XX веков.
Среди промыслов и ремесел старой Устюжны были такие, которыми традиционно занимались только женщины. Это изготовление и украшение тканей. В старинной Устюжне и деревнях Устюженского уезда мастерицы владели всеми этапами этого ремесла и умели производить различные ткани.
Женщины издревле изготовляли ткани из растительных волокон. Это были в основном льняные ткани и посконные (посконь – название мужских растений конопли). Процесс производства нитей – прядение являлся первым на пути изготовления ткани. Следующим этапом было ткачество.
* * *
Ткачество
Мастерицы для изготовления ткани, из которых можно было бы сшить одежду, скатерти и полотенца, использовали ручные ткацкие станы – кросна.
На выставке представлены блинницы из фондов музея. Блинницы – это именно устюженское изобретение. Это - небольшие остатки от тканей. Их мастерицы могли украшать разными прошвами, кружевом. В праздничные масляничные дни блинницы активно использовались в быту и для украшения праздничного стола.
Среди них можно увидеть салфетку, украшенную узором из красных нитей, такие ткани назывались закладными и бранными. Владение закладной и бранной техникой ткачества являлось признаком особого мастерства.
По данным XIX-XX веков в Устюжне и уезде производили следующие виды тканей: холст – неокрашенная льняная или посконная ткань. Ряднина – толстый холст из пеньковой (конопляной) или грубой льняной пряжи. Полотно – неокрашенная гладкая и плотная льняная ткань. Крашенина – однотонная окрашенная льняная или конопляная ткань. Набойка – полотно или холст, украшенное набивным рисунком по неокрашенному или одноцветному фону. Пестрядь (местное название «клетчанина») - льняная или посконная ткань с узором в мелкую клетку или полоску, вытканная цветными нитями.
На кроснах ткали не только ткань, но и половики. Основная технология тканья при этом сохранялась, только вместо нитей утка использовали разноцветные тканевые полоски и веревочки.
Прежде чем появились ткацкие станки, наши предки научились ткать на более простых приспособлениях.
* * *
Пояса
Во второй половине XIX века в южных волостях Устюженского уезда был распространен промысел по изготовлению тканых поясов и кушаков из льняных и шерстяных нитей. Для изготовления этих изделий устюженские мастерицы использовали так называемые «доски». Это гладко выструганные дощечки, размером 4x4 см, по углам прожигали или просверливали отверстия, в которые пропускали нити. Для получения нужного переплетения, дощечки поворачивали в разной последовательности в ту или иную сторону. Если изготовляли изделие, которое требовало небольшое количество нитей, то вместо «досок» использовали другое приспособление – деревянную дощечку-нитченку.
В старину без пояса нельзя было представить наряд. Женщины изготовляли тканые пояски из нитей. Были среди них совсем простые, сплетённые в косу из толстых нитей. Были и посложнее пояса, тканые на бёрде, на дощечках или иным способом. Такие пояса надевали к праздничной одежде, но могли носить и в будни. Никуда было не выйти без пояса! Он и сильный оберег. И поддерживает широкую льняную рубаху. И различные мелочи: ножи, ложки, гребни носили, привязанными к поясу, ведь, в одежде обычно не было карманов. Да и окружающим узоры славянского пояса могли многое рассказать о человеке. Соткать поясок для себя доверяли только добрым мастерицам. Особо хорошо, если пояс для мужчины сделает любящая его женщина, не обязательно невеста или жена – для молодого парня ткать могла мать или сестра. Устюжанки ткали пояса с символичными надписями: «Кого люблю, того дарю», «Люблю сердечно – дарю навечно». И такие пояса девушки дарили своим суженым. «Носи рубаху с крестом и с поясом - и с тобой ничего не доспеется»- говорили в старину.
* * *
Рушники
С древнейших времен у устюжан было принято украшать одежду, а также праздничные полотенца -судари, подзоры, скатерти, которые украшали вышивкой. Вышивали, в основном, геометрические орнаменты с мотивами ромба, розетки, креста и прочих узоров, имевших языческие корни. Устюженские крестьянки изображали на вышивках Богиню Земли Макошь. В вышивках изображались священные животные и птицы, например, павлины. Павлинов называли «павами», «павушками» и местные крестьянки вышивали таких птиц парно на свадебных полотенцах. Это изображение символизировало жениха и невесту.
Важным и достаточно часто повторяющимся знаком устюженских орнаментов является крест в различных его интерпретациях. У специалистов много мнений его возникновения. Одни считают крест символом скрещивания путей и четырех сторон света, другие – схематичным изображением человеческой фигуры с раскинутыми руками или летящей птицы. Третьи – что это геометризированный вариант языческого мирового древа. В местных геометрических орнаментах крест изображали косым, в виде буквы X, и это не ошибка вышивальщиц. Специалисты полагают, что изображение косого креста является зашифрованной информацией о наличии в древности в Устюженских краях стад северных оленей, а эту версию, поддерживают археологи. Одним из распространенных изображений устюженских языческих крестов являлась свастика. Ее можно встретить в вышивках местных свадебных полотенец.
Дворянские девушки-вышивальщицы украшали полотенца особой вышивкой. Здесь представлены два таких полотенца. Они поступили из церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на левом берегу Мологи. Полотенца украшены рисунком с цветочным орнаментом, изображением строений и деревьев. Дерево также является отголоском символики – мирового древа. А цветочная композиция символизирует богатство и процветание рода человеческого. Концы полотенца украшены бахромой из золотой нити.
* * *
Иконы
К особому роду относится украшение, которое называется золотным шитьем. Это вышивка золотыми и серебряными нитями, бисером, жемчугом.
Тихвинская икона Божьей Матери (ХVIII в.) – памятник древнерусского искусства. Лицевое шитье по голубому атласу шито золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Икона Тихвинской Божьей Матери – одна из самых почитаемых в православии образов.
Известно, что представители рода русских царских династий Рюриковичей и Романовых по-особому относились к устюженскому собору Рождества Богородицы, т.к. здесь находился чудотворный образ Смоленской Божьей Матери. Главный храм Устюжны посещали царь Иоанн Грозный и император Александр I. В разные годы ценные вклады в соборную ризницу храма делали царицы Наталья Кирилловна, Парасковья Федоровна, а также царевна Софья Алексеевна.
Владимирская икона Божьей Матери (ХVII в.) – это вклад устюженскому собору родной тетки Петра I, царевны Татьяны Михайловны, которая сама вышила эту икону. Икона вышита шелковыми и золотыми нитями по светло-розовому атласу. Рамка иконы, нимб, контуры Богородицы и младенца Христа расшиты мелким жемчугом.
Икона "Успенье" поступила в музей из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в 1935 году. Лик и руки Богородицы - из картона, а одеяния вышиты бисером.
Икона "Святой Митрофанъ" вышита мелким бисером по ткани.
* * *
Женский и девичий костюм
Мастерицы в светлицах шили и вышивали не только святыни и иконы, но и свои наряды девичьи и женские. В старину в Устюжне пошив простейшей одежды считался одной из домашних обязанностей хозяйки.
Костюм женский был многослойный, предельного кроя, т.к. ткань доставалась большим трудом, резали ее мало и кроили из больших полотен. Каждый костюм имел свои особенности, которые зависели от умения мастерицы и достатка ее семьи.
Основа костюма - рубаха-стануха. Она шилась из льняного полотна. Верхняя часть (оплечье) станухи изготовлялась из более мягких и богатых тканей, а нижняя из более грубых и простых. Рукав на рубахах часто украшался обжимкой. У запястья рукав был широкий. Рубаха – одежда, которая ближе всего к телу, и она не только согревала, но и оберегала от всякого зла. Для этого ее украшали вышивкой, в которой сохранялись солярные знаки. Особенное внимание уделялось отверстиям: горловине, рукавам и подолу.
Сверху надевался сарафан. Он был из черной, темно-синей или набойчатой ткани. Понизу сарафан украшался обложкой из шелковой или атласной ткани. В полный комплект входили пояса и фартуки. Здесь представлены праздничные фартуки: один из набойчатой ткани, второй состоит из нескольких полос – это и вышивка, и ткачество, и кружево ручной и машинной работы. Повседневный передник представлен из пестряди с орнаментом и кистями.
Богатые женщины надевали украшение «перышко». «Перышко» – это именно устюженское украшение, безрукавая погрудная одежда, которая шилась из шелка и бархата, украшалась парчой и кружевом.
* * *
Головные уборы
Девичьи головные уборы – повязки, в Устюженском уезде их называли «красота». Они частично украшали голову в отличие от женских. «Красота» состоит из твердого очелья, выполненного из парчи или шитого золотыми и серебряными нитями, украшался драгоценными камнями. В Устюжне этими драгоценностями был жемчуг. Его добывали в реке. И когда девице сватался жених, было принято дарить жемчуг. И тогда мастерица украшала свой головной убор жемчугом, несколькими нитками, вязками. Здесь на красоте – бисер. Повязка одевалась на голову и сзади фиксировалась тесьмой и широкие ленты струились по спине. Если обратим внимание на ленты, то увидим на них золотое шитье.
Сколки более поздний головной убор. На них мы видим и тесьму, и золотое шитье. Лицевое шитье представлено вышивкой цветочного орнамента золотой нитью. Если видишь женщину в сколке, значит эта женщина из богатой семьи и молодого возраста.
Кокошники – головные уборы молодой женщины. Устюженский кокошник был треугольной формы и имел твердое очелье.
Шапочка «сорока» или «золотоломка». Верхняя часть украшена орнаментом – свастикой. Украшение могло быть из парчи, золотых и серебряных нитей. Затылочная часть – это хвост, боковые части – это крылья сороки, сзади завязывается на голове. Затылочная часть украшалась позатыльником, который укреплялся на головном уборе сзади.
Л. Носова, научный сотрудник музея
Онлайн-выставка «Женских рук прекрасное творение». часть 2
Онлайн-выставки
МБУК "Устюженский краеведческий музей"- главная
Онлайн-выставки (страница)
1.Устюжане - герои Советского Союза
2.Устюжане - полные кавалеры ордена Славы
3.Хроника районных будней 1941-1945
4.Память огненных лет
5.Они сражались за Родину!
6.Война в судьбах устюжан – Тараканова Анна Петровна
7.Война в судьбах устюжан – «В тылу врага
8.«Устюжане – участники партизанского движения в годы великой отечественной войны. Дунаева Клавдия Андреевна»
9.Рассказы о войне - Колтаков Алексей Иванович
10.Рассказы о войне - Окинин Борис Степанович
11.Деньги военной поры
12.Иван Зайцев - И приснятся мне звуки
13.Икона Божией Матери «Знамение» со святыми Борисом и Глебом XVII в.
14.Окна ТАСС
15.Окна ТАСС, ч.2
16.Окна ТАСС, ч.3
17.Пословицы о птицах
18.Оригами из бумаги для детей
19.Рубаха-стануха
20.Сарафан
21.Девичий и женский головные уборы
22.Нагрудная одежда. Душегреи и кофты. Юбки
23.Проект «Где просвещение – там добро…»
24.Проект «Где просвещение – там добро… ч.2»
25.Проект «Где просвещение – там добро… ч.3»
26.Проект «Где просвещение – там добро… ч.4»
27.Устюженская лотерея помголода
28.Василий Дмитриевич Батюшков и его Жетон
29.Первомай в Устюжне
30.Устюженские жетоны
31.На машине времени по Торговой площади
32.«Путешествие в мир старинных вещей» или «Тайны бабушкиного сундука»
33.Открытки, изданные магазинами Грейвер
34.Пояса
35.Школьные каникулы военного времени
36.Устюжна – капелька России
37.ВОЙНА В СУДЬБАХ УСТЮЖАН – ЗИМИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
38.Колокола России
39.Святое семейство
40.Свадебная мода прошлых лет
41.Вкус позднего лета
42.Редкие цветковые растения устюженского района, занесенные в красную книгу вологодской области
43.Платки
44.Куй железо, пока горячо
45.Символы России, овеянные славой
46.Места отчизны, милый край..
47. Цветы Устюжны-2020
48. Романовы и Устюжна православная
49. Пароходы на Мологе
50. С именем реки Мологи
51. Устюжна – город и теплоход
52. Автобусом до Ленинграда
53. Гармония сложного
54. Мастер карандашного рисунка. Зорин М.И.
55. Женских рук прекрасное творение ч.1
56. Женских рук прекрасное творение ч.2
57. Устюжане – участники партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, ч.1
58. Устюжане – участники партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, ч.2
59. На Родине любимой
60. Прялки. ч.1
61. Прялки. ч.2
62. Флот, рожденный Петром
63. Пропагандист советского спорта
НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Смотрите также
Устюженский краеведческий музей