Приглашаем на экскурсии по выставкам музея: «Тропою красоты», «Из истории собора Рождества Богородицы» и др.
Большинство экспонатов показываются впервые.Заказать экскурсию можно прямо здесь на сайте, а также по телефону или электронной почте.
Телефоны для справок: 8(81737)2-25-54; +7(921)135-43-44 e-mail: ukm35@mail.ru
г. Устюжна, Соборная пл., 5 (81737) 2-25-54 СР-ВС 08.00-17.00 info@ukm35.ru
Путешествие в мир старинных вещей
«Путешествие в мир старинных вещей» или «Тайны бабушкиного сундука»
виртуальная выставка
Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на сайте Устюженского музея!
Для вас наступила хорошая пора – время летних каникул!
В рамках проекта, инициированного Губернатором области «Онлайн - культура Вологодской области», связанного с временным переводом услуг учреждений культуры в виртуальный формат, Устюженский краеведческий музей предлагает для вас виртуальную культурно-познавательную интерактивную программу
В жизни каждого человека со временем многое меняется. Изменяются и окружающие его предметы. Вокруг нас появляется много новых, интересных предметов и вещей. Одни становятся более современными, другие забываются, устаревают и становятся музейной редкостью, музейными экспонатами. О таких вещах - старинных вещах, и пойдет сегодня речь на нашей виртуальной интерактивной программе «Путешествие в мир старинных вещей» или «Тайны бабушкиного сундука». В нашем музее очень много старинных вещей и предметов, т.е. экспонатов, которыми пользовались много лет назад. У каждого из них своя история, которая рассказывает о жизни людей: как они жили, как одевались и какие инструменты использовали в быту. В программе вашему вниманию представлены старинные вещи и предметы из фондов музея, которыми пользовались наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Бабушкин сундук – это копилка различных старинных вещей, предметов, и сегодня вы узнаете о том, как их использовали в жизни раньше, узнаете тайну, которую хранит бабушкин сундук. Сунду́к (от тюркского сандык) - это изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как хранилище одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. В настоящее время сундук можно увидеть в казахских аулах, русских и восточноевропейских деревнях, а также в различных музеях.
РУБАХА
Была древнейшей, самой любимой и распространенной нательной одеждой крестьянок. Ее название происходит от корня «руб» - кусок, отрез, обрыв ткани. «Порубить», подшить край подола. Женщины носили рубахи из льняного полотна. Женская рубаха была длинной, до полу. Рубаху с длинными до кисти рукавами носили в качестве основной повседневной, праздничной и обрядовой одежды девочки, девушки, замужние женщины и старухи.
Все рубахи украшались женщинами-мастерицами вышивкой. Считалось, что вышивка защищала человека от злых сил. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле. Женская рубаха имела длинный широкий рукав, сужающийся и собранный у кисти, или укороченный, который всегда был пышным. Ворот небольшой, кроился с разрезом на груди и застегивался на пуговицу. У повседневных рубах ворот мог быть обшит узкой полоской ткани красного, бордового или белого цвета. Праздничная, а также жатвенная рубахи украшались вышивкой.
САРАФАН
это женская одежда, надеваемая поверх рубахи в виде высокой юбки на лямках. Это слово, в переводе с персидского, обозначает «одетый с головы до ног». Сарафан был основной одеждой русской крестьянки, которую она носила и в праздники, и в будни, и на работе, и дома. Перед вами праздничный сарафан. Такие сарафаны шились из гладких красных, синих и черных льняных тканей (их украшали узорными лентами и нарядными пуговицами). На спине лямки пришивались к поясу вместе, а спереди – раздельно.
КОКОШНИК
это женский головной убор. Его шили из парчи, бархата, шелка. Украшали мишурой, бисером или жемчугом. В отличие от девичьих, женские головные уборы должны были скрывать полностью волосы, которые по народным поверьям обладали колдовской силой и приносили несчастья. Перед вами кокошник, который бытовал в Устюженском уезде в 19-нач. 20 вв.
ЛАПТИ
Основной обувью крестьян в будни и праздники были лапти. Это плетеная обувь из лыка или бересты (лыко – луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, который разделывали на слои и узкие полосы, которые применялись для изготовления лаптей и других предметов. Луб – это внутренняя волокнистая часть коры древесных и травянистых растений). Лапоть был неглубоким, с коротким носком и закреплялся на ноге особым способом. В задник вплеталась петля, в которую продевали тонкую лыковую веревку. Ею обматывали ногу крест–накрест и завязывали под коленом. Чтобы укрепить и утеплить лапти, крестьяне делали подошву из кожи. Еще для тепла в лапти подкладывали сена. В таких лаптях ноги не промерзали и не промокали. Зимой они пронашивались за 10 дней, весной после оттепели – за 4 дня, летом в страдную пору – и вовсе за три.
ПРЯЛКА
это предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Она состоит из лопасти, к которой привязывали кудель (льноволокно, шерсть), тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку (на него садилась пряха). Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Именно поэтому на веретене, гребнях и прялках делали специальный орнамент и узоры. По мнению крестьян, это оберегало их «от сглаза» и охраняло от лихих людей.
ВЕРЕТЕНО
это инструмент для ручного прядения пряжи. На веретено пряха наматывала нить. Веретена изготавливали из сухой березы на токарном станке. На верхнем конце устраивалась «бородка» для завязывания петли. Длина веретена бывает от 20 до 80 см.
Рыльник
это старинный умывальник в виде глиняного кувшина со сливным носиком. В крестьянской избе рядом с печью обязательно висели полотенце и рыльник. Под ним стояло специальное деревянное ведро – лохань, для грязной воды.
КАШНИК
это маленький глиняный горшочек, в котором варили кашу для детей. Отсюда произошло и название горшка. Хозяйка в кашник наливала воды, клала крупу, солила и ставила в протопленную печь.
Рушник
это полотенце, об которое руки не вытирали, а украшали красный угол с иконами. Перед иконами люди молились, и поэтому красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали красивыми домоткаными вышитыми полотенцами-рушниками.
Ухват
это приспособление для передвижения горшков и чугунов в печи. Хозяйка ставила чугунок в печь и вынимала его оттуда с помощью ухвата. Ухват представляет собой полукруглую металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы.
УТЮГ УГОЛЬНЫЙ
С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей был изобретен утюг. Долгое время, с ХVII до середины ХХ века, люди использовали угольные утюги. Их еще называли паровыми. Такой утюг имеет открывающийся корпус, куда кладут раскаленные угли. Сверху находится ручка, а по бокам, для лучшей тяги, имеются небольшие отверстия. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, утюгом размахивали из стороны в сторону. Угольные утюги были тяжелыми, и поэтому глажка превращалась в настоящее силовое упражнение.
РУБЕЛЬ
это один из самых древних утюгов. Сухое белье наматывали на валёк и начинали катать по столу при помощи толстой прямоугольной палки с рукоятью и ребристым низом. Назывался такой «утюг» - рубель. Крестьяне очень бережно относились к своим инструментам, украшали их резьбой.
РЕШЕТО
это хозяйственная утварь. Это приспособление для просеивания крупы, муки, зерна.
РУЧЕНЬКА
это криночка с ручкой для молока.
КОРОМЫСЛО
это предмет быта, на котором носили ведра с водой. Вот на такой деревянной дуге с выемками на концах, на которые подвешивали дужки ведер, носили воду. Коромысло клали на левое или правое плечо. Так было гораздо легче нести полные вёдра с водой, чем в руках.
А сейчас, настало время для конкурсов: Ребята, а вы знаете старинные русские пословицы?
Перед вами начало русских пословиц, которые вы должны продолжить:
И последний конкурс - «Бюро находок». Ребята, перед вами названия потерянных вещей сказочных героев, помогите вернуть их в сказки законным владельцам. Вы должны назвать, кому принадлежали эти предметы и название сказки.
Устюженский краеведческий музей приглашает на выставку «Шедевры строгановского барокко. 70 лет без реставрации». Выставка посвящена Дню народного единства и Дню Казанской иконы БожиейМатери, а также 330-летию храма Казанского образа Божией Матери в Устюжне.
Ежеквартальная акция «Музейная неделя» пройдет в МБУК «Устюженском краеведческом музее» с 28.10.2024 – 03.11.2024, в ходе которой участникам СВО, а также членам их семей будет предоставлена возможность посещения экспозиций, выставок и мероприятий.
В 2024 год вся музыкальная общественность Вологодской области празднует юбилей выдающегося композитора Валерия Александровича Гаврилина. 85-летию нашего земляка посвящена выставка «Валерий Гаврилин – «Для меня все в жизни - музыка».
При оформлении подписки Вы будете получать на Ваш адрес электронной почты письмо с информацией о новостях, размещенных на сайте музея. Узнайте новости первыми!