В канун Всероссийского праздника – Дня любви, семьи и верности представляем выставку одной картины «Святое семейство» из фондов устюженского краеведческого музея.
Представляем вашему вниманию работу «Святое семейство» – это прекрасная копия с картины художника-академиста XIX века. По окончании Академии художеств, начинающим художникам давались задания написать копии картин всемирно известных мастеров живописи. По всей видимости, это одна из таких работ. На холсте отсутствует подпись художника. Тексты Ветхого и Нового Завета дали живописцам сотни тем для произведений.
Сюжет картины «Святое семейство» – это Дева Мария с Младенцем Иисусом Христом и Иосифом Обручником и ангелы вокруг них.
К теме «Святое семейство» в живописи обращались многие великие художники: Рембрандт, Рафаэль Санти, Микельанджело, Леонардо да Винчи и другие. В данной работе художник изобразил Деву Марию и старца Иосифа в тот момент, когда они любуются проснувшимся Богомладенцем. Взгляд Марии задумчивый, обращен к сыну и излучает бесконечную нежность и любовь.
Описание картины.
Мы видим многофигурную композицию на фоне неба. Язык искусства предполагает сокрытие символов во всех предметах, а мастер никогда не допускает в своем произведении чего-то случайного и необдуманного. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык картины.
Собственно изображение человека занимает основное пространство картины.
Все вместе три фигуры образуют своеобразный треугольник – отними у него кого-нибудь и он упадет.
В центре сидящая на мраморном возвышении Мария с младенцем на коленях. Её юное округлое лицо с нежным румянцем на щеках, чуть склонено к младенцу. Левая рука придерживает малыша, правая протянута к Иосифу, который предлагает ей две спелые вишни. Особый символический смысл имела и жестикуляция, так как жест в живописи передает определенный духовный импульс и несёт определенную информацию, так рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности. Поза Девы Марии выражает кротость, смирение и покорность божественной воле. Распахнутые руки младенца символ искренности, любви, доверия и чистоты помыслов.
Голова Марии покрыта белым чепцом с длинными наплечными концами. Свободного покроя платье с круглым вырезом пурпурного цвета задрапировано темно-синей тканью. Пожилой Иосиф изображен с седой бородой и лысиной, что подчеркивает его возраст. Он одет в темную одежду, задрапированную пурпурной тканью. Фигуры матери и младенца неотделимы друг от друга, тогда как Иосиф показан сторонним человеком. Иосиф Обручник в жизни был защитником и покровителем Пречистой Девы.
Вишни это очень богатый символ, часто присутствующий на картинах с библейскими сюжетами. Спелая вишня – это и предзнаменование пролития крови Христа, зритель может увидеть связь красного цвета ягод с кровью, которую прольет Спаситель. Красные вишни читаются также как символ непорочности Божьей Матери, ее нежности, чистоты, молодости и обещание будущих райских блаженств. Вишню называли райским фруктом, наделяли ею в качестве награды за добродетельность на картинах с изображением Девы Марии и богомладенца.
У ног Иосифа и Марии по два ангела, над головами, в пространстве неба изображены четыре ангела.
Ангелы в живопись пришли из Ветхого Завета. Ангелы – человекоподобные крылатые создания, посланники, вестники бога, носители божественной воли, посредники между материальным и духовным уровнями. Ангелы – символ невидимых сил в пространстве между источником жизни и миром явлений.
В рассматриваемой работе изображено восемь ангелов, число восемь в живописи символизирует земной мир, обозначает соединение Неба и Земли или промежуточный между ними мир, союз небесной и земной сфер, совершенство, справедливость, полноту, а также начало нового цикла.
У ног Девы Марии ангелы изображены с цветущими розами. Розы – символ бесконечной жертвенной любви Богородицы и Иисуса Христа. Роза в живописи разных мастеров обозначала чистоту, святость, добрые дела библейских святых.
В средневековой живописи все художники прибегали к символике цвета красок, каждый цвет привносил своё значение и настроение.
Палитра картины: теплые оттенки коричневого, красного, голубого, синего, светло-бежевого, мягкое свечение.
Картина, действительно, производит огромное впечатление – она словно светится изнутри глубоким внутренним светом. Свет исходит от изображения людей. Освещенные ангелы, словно сопровождаются божественным светом с небес. Свет – символ духовного прозрения, божественной благодати.
Синий цвет (цвет одежд) голубой (цвета неба) символ всего духовного. Белый – цвет символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа. В данном случае младенец Иисус изображен на белых пеленах.
Цвет одежд Марии и Иосифа насыщенно синий и пурпурно-красный.
Синий – цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения. Красный – царский цвет, символ власти и могущества, мог быть символом искупительной крови, мученичества. Так как дева Мария почиталась, как царица небесная, к цвету её одежд отнесли два главных монарших цвета – красный и синий.
Художник использовал насыщенную контрастную палитру, акцентировав фигуру Марии с Младенцем с помощью светотеневой техники. Живописец в своей работе максимальное количество внимания уделил изображению людей. Лицо каждого героя, словно живое. Оно доносит до зрителя человеческие эмоции и переживания. Мастер через изображение внешнего облика передавал содержание души каждого человека, его внутренний мир.
Чёткая, уравновешенная композиция, изысканное цветовое решение картины восхищает своим совершенством. Художнику удалось подчеркнуть изящество и жизненность фигур классического сюжета, чёткость и лёгкость деталей.
Отчетливо видно, что Мария намного моложе своего наречённого мужа Иосифа. Но в их семье полная идиллия и понимание. Чувствуется покой и общее умиротворение. Еще так далеки Голгофа и страшная казнь Христа. Еще так невероятны предательство и воскрешение. А здесь и сейчас Мария просто заботливая мать своего сына, посланного ей небесами.
В итоге картина, которая на первый взгляд напоминает групповой портрет, оказывается драматическим повествованием о мужестве, любви и вере, самоотверженности и стойкости.
Чтобы создать шедевр, многие из художников пользовались проверенным веками способом: взять один из библейских сюжетов и представить его на холсте в соответствии со своими умениями и собственной философией. А уж насколько зрителям всех времен было интересно совершать такие экскурсы в Ветхий и Новый Завет, можно судить по тому, что множество таких живописных иллюстраций Библии представляют собой лучшее в мировом изобразительном искусстве.
Эта картина выполнена на высоком уровне и возможно, это произведение одного из известных художников своего времени. Но нам его имя неизвестно.