Продолжаем знакомить вас с экспонатами выставки «Связь времён и расстояний» , работающей в Устюженском краеведческом музее. Один из её разделов посвящён средствам передвижения, так как в этом году отмечается 45-летие начала прямого автобусного сообщения «Устюжна – Ленинград». До 1970-х гг. устюжане могли добраться до г. Ленинграда (Санкт-Петербург) на конных повозках, по железной дороге, водным транспортом и даже на самолёте. Когда через Устюженский район была построена трасса Вологда – Новая Ладога основными средствами передвижения стали автобусы и машины.
В этой статье мы расскажем вам о пароходах, ходивших по реке Мологе, относящейся к верхней Волге. Пароходство на верхней Волге развивалось очень медленно из-за сильного мелководья, особенно в меженный период. Пароходы для верхней Волги строились с большими ограничениями по осадке (не более 1,2 м) и с меньшим диаметром гребных колёс. Знамениты пароход «Гаршин» имел осадку не превышающую 0,45 м. Нередко бывало, что в меженный период пассажиры, следовавшие на верхнюю Волгу, по несколько суток сидели на пристанях в ожидании «Гаршина», так как другие пароходы пройти не могли [1].
Пароход«Устюжанин» [2], построен в 1917 г., мощность 100 л.с., пассажиров мог перевозить 158 человек. С 1922 года переименован в «Судостроитель» (см.фото). В 1930-х годах ходил по рекам Шексне и Мологе. В 1950-х гг. владельцем было Управление пароходства «Москва-Волга канал» и пароход ходил вверх по Оке от г. Горького и на Клязьму. Списан в 1950-х гг.
Пароход«Кама» , построен в 1910 году на заводе Яковлева в Нижнем Новгороде. Первым портом приписки был г. Касимов, владелец – И.А. Качков. В 1915 году пароход переименован в «Углич » (фото). В 1937 году он был приписан к пристани г. Калинин, в 1949 году пристань Переборы, г. Рыбинск. Технические характеристики парохода: мощность 140 л.с., скорость 12 км/ч, пассажиры 250 чел., грузоподъемность 50 тонн.
Пароход «Голубка ». Построен в 1904 году, первый владелец В.В. Тюрин. Место постройки корпуса завод Тюрина с. Городец, машины и котла – завод Добровых и Набгольц (г. Нижний Новгород). Мощность 70 л.с. До революции выполнял рейсы между Рыбинском, Тверью, Весьегонском, Устюжною, Трезубовым и Череповцом, в мелководье работал до Твери. В 1923 году переименован в «Гаршин » (фото). Порт приписки Рыбинск. Пароход списан в декабре 1959 года.
Тамара Васильевна Фавстова (1908-2002? гг.) в статье "О нашем береге реки Мологи"вспоминает: «Мы встречали и провожали пассажирские пароходы, которые курсировали по маршруту Рыбинск — Устюжна или Рыбинск—Весьегонск (в зависимости от уровня воды в реке). Издали узнавали их очертания. Это были «Суриков », «Гаршин », «Механик » (в прошлом «Крестьянка »). Каждый из них обладал собственным голосом, который мы отлично знали. Самый чистый был у «Механика », у «Гаршина » дребезжащий, надтреснутый»[3].
Пароход «Крестьянка », построен в 1914 году в г. Нижний Новгород, порт приписки г. Рыбинск. Мощность парохода была 140 л.с. Переименован в «Механик » (фото).
Пароход «Яков », построен в 1908 г. на заводе товарищества «Н.П. Латяева» (Молитовский затон), владелец: Устюженское Товарно-Пассажирское пароходство (г. Рыбинск, владелец Хасабов Э.Н.). Мощность парохода 120 л.с., пассажиров 235 человек, грузоподъёмность 49 т, скорость 11 км/ч. В 1923 году переименован в «Инженер » (фото) с таким названием он ходил по реке Мологе. В 1946 году переименован в «Герой Илья Кузин ». Пароход базировался на р. Волге на пристани г. Калинин. В конце 1950-х гг. переименовывается в «Дебаркадер-386 », приписан к г. Казань. Пароход списан и утилизирован в октябре 1959 года.
Пароход «Вячеслав », построен в 1896 году в Финляндии на заводе Paul Wahl & Co , г. Варкаус. Первый владелец: Круглов В.И. (г. Рыбинск). В 1926 году переименован в «Информатор » (фото), в этот период он ходит по реке Мологе в г. Устюжне. В мае 1963 года пароход списан.
Пароход «Надежда », построен на Воткинском казённом заводе в 1904 году, принадлежал Хасабову Э.Н., затем Устюженскому ТПП. Мощность 160 л.с., пассажиров 280 человек, грузоподъёмность 74 т., скорость 13,5 км/ч. После революции работал в Северо-Западном, Нижне-Волжском и других пароходствах. В 1922 году переименован в «Райкомвод », затем «Пушкин », последнее название было «Зоя Космодемьянская » (фото). После войны работал на нижней Волге в районе г. Волгограда, где и затонул в 1958 г.[4]
Пароход «Прогресс » [5], переименован в «Эммануил », с 1922 года в «Гидротехник » с 1935 г. в «Сергей Киров ». Работал на верхней Волге в районе г. Рыбинска. Мощность 140 л.с., пассажиров 200 человек, грузоподъёмность 82 т. Списан в 1950-х гг.
Про пароходы на реке Мологе есть стихотворение, в нём упоминается пароход «Мария »:
Наша речка обмелела
Пароходу не пройти.
Пароход пары пускает
Нужно в Устюжну идти.
Пароход бежит "Мария"
Из-под черного мыса.
Миленок в вышитой рубашке
Стоит у колеса.
Пароход бежит на низ,
С парохода кланялись.
Мне миленковы поклоны
Лучше (больше - Е.В.) всех понравились.[6]
Пароход «Мария » двухпалубный колёсный пароход (фото).
Устюжанка Людмила Дианова вспоминает про пассажирские теплоходы «Я жила в д. Поддубье на самом берегу с 1958 г. И тогда ещё река была достаточно глубока, по ней сплавляли лес, ходили огромные баржи, катера и два парохода "Брейтов[о] "[7] и "Иван Земнухов "[8] (фото) от Устюжны до Пестова. Я была маленькая, помню, вся деревня сбегалась на гудок парохода. Для нас детей это был восторг!»[9]. Был ещё теплоход «Сергей Тюленин » (фото), он вместе с «Иваном Земнуховым » ходил по Мологе.