Продолжаем цикл выставок «Иконы из собора Рождества Пресвятой Богородицы», где представлена отреставрированная икона «Пророк Авдий» (кон. XVII- нач. XVIII вв.) из пророческого ряда иконостаса собора.
На одной из икон пророческого ряда иконостаса собора Рождества Пресвятой Богородицы изображен Пророк Авдий. Святой изображен в полный рост с поворотом в правую сторону. Правой рукой, согнутой в локте, держит свиток, развернутый в левую сторону. Левая рука согнута в локте, ладонь раскрыта.
Святой Авдий жил приблизительно в IX веке до Р.Х. Согласно некоторым сведениям, Авдий был родом из селения Вифарама, близ Сихема, и служил домоправителем у нечестивого царя Израильского Ахава. Когда нечестивая и беспутная Иезавель, жена Ахава, истребляла всех пророков Господних, Авдий давал им приют и кормил. Наследник Ахава, царь Охозия, послал три отряда, чтобы схватить святого пророка Илию. Один из этих отрядов возглавлял святой Авдий. По молитве святого Илии, два отряда были пожраны небесным огнем. Святого Авдия и его отряд Господь пощадил. С этого времени святой Авдий оставил воинскую службу и последовал за пророком Илией. Тогда он и написал книгу пророчеств.
Книга пророка Авдия является самой маленькой по объему среди книг Ветхого Завета, состоящей из 21 стиха. Она подразделяется на две части: стихи 2-14 (Авдий 1:2-14) - пророчества о предстоящей гибели Едома; стихи 15-21 (Авдий 1:15-21) - провозвестие суда над всеми народами и обетование о спасении Израиля. Однако, как сказал об Авдии Иероним: "Это малый пророк по числу стихов, но не по мыслям". В сущности, Книга пророка Авдия заслуживает внимательного чтения и изучения, поскольку содержит в себе весьма значительную весть о правосудии Господа, проявленном в суде над Едомом. О суде над Едомом в Ветхом Завете упоминается, кстати, чаще, чем над любым другим из языческих народов.
Господь через Авдия объявляет Едому, народу (Авдий 1:1-3), о его предстоящей гибели (Авдий 1:4). В 10-14 стихах (Авдий 1:10-14) пророк обличает идумеев за проявление вражды к родственным им иудеям во время взятия Иерусалима врагами (два этих народа действительно считали друг друга ближайшими родственниками, т.к. предком эдомитян был Исав, брат-близнец Иакова, от которого произошли израильтяне). При этом идумеи не только высказывали свое злорадство, но и помогали врагам: грабили и убивали своих братьев, устраивали засады, пойманных выдавали неприятелю. Далее следует обетование об установлении нового большего по размерам теократического царства (Авдий 1:19-20). Заканчивается книга словами: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авдий 1:21).
Можно считать, что предсказание о гибели Едома окончательно сбылось в конце II в. до н. э., когда Идумея (так тогда назывался Эдом) была завоевана иудеями, а ее жители были обращены в иудаизм, в основном насильно (кстати, это единственный пример такого рода). С тех пор об Эдоме-Идумее как о самостоятельном государстве уже никто не слышал, а скоро и само это название вышло из употребления.
Авдий был похоронен в Самарии. Он оставил о себе пророческую книгу, которая занимает четвертое место в ряду книг малых пророков и состоит из одной главы. Его пророчества почти все направлены против Адомитян или Идумеев. В конце книги есть мессианское пророчество о спасении от Сиона и об открытии царства Господня, которое ясно указывает на Церковь Новозаветную.
Л.В. Носова, научный сотрудник УКМ.