Изделия из обожженной глины называются керамикой. Слово «керамика» происходит от греч. слова «керамос», что означает - глина.Глина – это природный материал, который обладает удивительными свойствами. Во влажном состоянии ему можно придать любую форму. А после обжига он становится твердым, как камень, и не поддается разрушительному действию времени, воды, огня, химических веществ. Это свойство, а также наличие залежей глины на территории Устюженского края, привело к тому, что уже в V-III тыс. до н.э., в эпоху неолита, люди научились изготавливать первые глиняные изделия.
Древние люди, жившие на Устюженской земле, не только научились изготавливать посуду из глины, но и украшать ее, т.е. наносили орнамент. Самым древним рисунком, который встречается на глиняных изделиях устюжан, является ямочно-гребенчатый орнамент, который представляет собой чередование ямок и отпечатков гребенчатого штампа. Глиняную посуду, украшенную этими орнаментами, изготовляли представители местного финно-угорского племени.
В XVI веке некоторые жители Устюжны занимались гончарным ремеслом на уровне промысла. В более поздние времена гончарный промысел являлся одним из основных приработков населения Устюженского уезда. В XIX - нач. XX вв. центры этого промысла находились в южных волостях - в деревнях Высотино, Брилино, Шилово, Дягилево, Трестенка, Терешиха, Борисово, Малое Высотино, Скоблево. Развитию гончарного промысла в этих местах способствовало наличие залежей глины.
По воспоминаниям старожилов, гончарное ремесло в Устюженском уезде развивал прадед поэта К.Н.Батюшкова - помещик с. Даниловское Андрей Ильич Батюшков. Он отправил своего дворового человека Александра Михайлова учиться гончарному делу в г. Боровичи. После отмены крепостного права из Даниловского гончарный промысел был занесен в соседние деревни и, прежде всего, в д. Высотино, где проживал брат Михайлова Филипп.
Работа по выделке посуды обычно велась в специальных мастерских, где имелась гончарная печь для обжига, которую называли горнушкой. При производстве посуды использовали красную, белую и серую глины, сурик, медный и железный купоросы. Сурик и купоросы доставляли из Устюжны, белую глину везли из Боровичей. Из местного сырья использовали красную и серую глины, которые добывали в ямах-глинницах.
Процесс изготовления глиняной посуды начинался с заготовки сырья -глины.
Каждый гончар имел гончарный круг, на котором изготавливал глиняную посуду. В древности он был ручным. Примерно с ХIII века вошел в обращение ножной гончарный круг,который приводился в движение ногами.
Устюженские гончары имели в своем хозяйстве ряд необходимых инструментов. Это были: 3-4 деревянных ножа, нож-скребаль, лопатка, медь, жернова, насека, ковши и др.Для того, чтобы горшок имел более ровную поверхность, его обтачивали с помощью деревянного ножа. Железный нож с деревянной ручкой назывался скребаль. Его использовали для удаления глины с верхней части гончарного круга и с рук. Готовую посуду с круга снимали с помощью простой суровой нити, либо тонкой медной проволоки, которая называлась «медью». Деревянной лопаткой длиной около 20 см очищали от глины пол.
После того, как изделие на гончарном круге приобретало нужную форму, его срезали «медью» и несли в специальное помещение – сушильню. Дальнейшие действия мастера зависели от того, какую окраску он хотел придать своей продукции и как желал ее украсить.
В начале ХХ века большую популярность на местном рынке приобрела белая и желтая глиняная посуда. Это были изделия из местной красной или серой глины. Белый и желтый цвет изделия приобретали благодаря их обливке растворами белой боровичской глины, либо белой глины со свинцовым суриком.
Иногда поливой покрывали не все изделие, а лишь его горловину и плечики. Для придания гончарным изделиям блеска, их дополнительно поливали железным купоросом, который разводили с сурикоми ставили в печь для обжига.
После «обливы» наступал следующий этап работы гончара – «басение», т.е. украшение изделий. Для этого использовали специальные инструменты – «басилки»: кисточки из щетины, палочки с прикрепленными к ним кусочками проволоки и даже осколки ламповых стекол.
Для «басения» разводили водой медный купорос, кипятили смесь и добавляли жидкий сурик. Басилки «окунывали» в этот раствор и делали ими оттиски на гончарных изделиях. После обжига в печи «баские» оттиски и узоры на посуде приобретали зеленоватый оттенок.
Главным действующим «лицом» при изготовлении любой глиняной посуды была гончарная печь. Устюженские гончары пользовались двух- и четырехтопными печами.
В ХХ веке устюженские гончары производили более двадцати наименований изделий. Из готовой глины один мастер за день (за 10-12 часов) мог сделать 50-60 единиц крупной посуды или 150-200 мелкой. Работа гончаров была очень тяжелой. Рабочий день длился до двенадцати часов. Гончарным производством обычно занимались в зимнее время, когда не было сельскохозяйственных работ, и световой день был коротким. Мастер, просидевший за гончарным кругом много часов в темной и тесной горнушке, часто страдал головными болями. Но даже это не останавливало людей заниматься этим промыслом, т.к. он являлся основным приработком в хозяйстве.
Устюженские мастера гончарного дела:
Борисов Борис Яковлевич родился в д. Дягилево Устюженского уезда. Занимался гончарным промыслом, работал помощником печника. Он является автором рукописи «История гончарного промысла Устюженского уезда» (1929 г.), которая хранится в архиве музея.
Лямин Георгий Васильевич родился в д. Дягилево Устюженского уезда. Работал мастером-гончаром в Устюженском райпотребкомбинате с 1943 по 1952 гг.
По материалам УКМ подготовила И. Петрова, научный сотрудник музея.