Имя проповедника, духовного писателя и церковно-общественного деятеля, митрофорного протоиерея Андреевского собора г.Кронштадта о.Иоанна Кронштадтского (в миру Ивана Ильича Сергеева) вернулось к православным верующим России только в 1990 году, когда Поместный собор Русской Православной Церкви причислил его к лику святых. В дореволюционный период это был, пожалуй, самый известный священнослужитель Российской империи.
В среде либеральной интеллигенции отношение к кронштадтскому протоиерею оказалось неоднозначным. Однако у простого народа он сумел заслужить огромную любовь и почитание. Люди верили в особые духовные дарования о.Иоанна, в возможности исцеления болящих по его молитвам. Проповеди Кронштадтского привлекали к нему огромное количество верующих со всех уголков России.
Сам о.Иоанн предпринимал поездки в разные города и села. Десятки тысяч людей ждали его приезда, надеясь получить пастырское благословление. Своим вниманием знаменитый проповедник не обошел и уездную Устюжну в Новгородской губернии.
Путешествовать священнослужитель кронштадского собора предпочитал по воде, объясняя это тем, что «на пароходе привольнее, чем на машине [поезде]; можно свободно подышать на чистом воздухе». В Устюжне его встречали на речной пристани, расположенной на правом берегу реки Мологи, почти в центре города. К тому времени здесь собиралась толпа народа, для того, чтобы увидеть легендарного протоиерея.
Жители расположенных у реки деревень, мимо которых проходил пароход с о.Иоанном, бежали по берегу, становясь на колени при приближении судна. Так, в одной из своих дневниковых записей летом 1905 года Кронштадтский писал: «Следуя по реке Мологе на пароходе "Владимир" в Устюжну, я поражен был и тронут до умиления горячею верою граждан и простых людей обоего пола всех возрастов ко мне, грешному, просивших у меня благословения».
В местных краях сохранилось предание о том, что однажды, когда пароход с именитым священником проходил мимо деревни Чирец, то на порогах, чуть пониже населенного пункта, случилась неприятность. Судно буксировало на тросе крупный садок с рыбой, предназначенной для постной пищи пассажиров. По какой-то причине трос лопнул, садок ударился о камни на мелководье, и рыба стала уходить в образовавшуюся пробоину.
Ситуацию спасли чирецкие мужики, которые «завезли чалку с берега, состряпали кой-какой ворот и с песенкой нашей «Дубинушкой» стащили садок с каменной гряды и заткнули пробоину». Мужики заработали по рублю, пароход с садком проследовал дальше к Устюжне, а с тех пор выловленного в Мологе судака в местных краях стали именовать «гостьей», так как считалось, что эта рыба завелась в реке после катастрофы с упомянутым садком.
Случилась ли эта история на самом деле или нет, утверждать теперь сложно, но, судя по дневниковым записям о.Иоанна, он посещал Устюжну ежегодно в течение четырех лет, с 1905 по 1908 годы. Это впоследствии дало основание местным старожилам утверждать, что в городе у него были родственники. Действительно, в тот период среди устюжан зарегистрированы две семьи по фамилии Сергеевы, однако сам протоиерей о наличии с ними родственных связей никогда не упоминал.
Кроме того, в Устюжне тогда проживала семья Орнатских, глава которой имел небольшую должность в окружном суде, а его дочь преподавала в Устюженской женской гимназии. Ранее священники с такой фамилией служили в сельских храмах сел Лентьево и Веницы. Не исключено, что кто-то из них мог находиться в родстве с мужем племянницы о.Иоанна, его секретарем Иваном Николаевичем Орнатским, тоже священнослужителем. Однако и об устюженских Орнатских кронштадтский протоиерей, похоже, ничего не слышал.
В Устюжну он впервые приехал в июне 1905 года по приглашению купца 1 гильдии, получившего почетное звание личного дворянина за усердие «по духовному ведомству», Якова Михайловича Поздеева. Специально для дорогого гостя устюженский купец зафрахтовал пароход «Владимир» от Весьегонска (куда протоиерея доставили на другом судне) до Устюжны. В городе Кронштадтский остановился в особняке Поздеевых на Торговой площади (совр. д.14, районная библиотека).
Посетив Устюжну, о.Иоанн, конечно, не мог пройти мимо собора Рождества Богородицы с чудотворной Смоленской иконой Божьей матери. Служил он и в других городских храмах, после чего общался с народом, стараясь благословить как можно больше людей, которые во время его пребывания в городе не только осаждали местные церкви, где проходили молебны с его участием, но стояли толпами у дома Поздеева, у пароходной пристани, на дороге к с.Михайловское.
В селе Михайловском у Поздеевых была небольшая усадьба с домовой церковью, которую купцу разрешили иметь благодаря особым заслугам в церковной сфере, а точнее многолетней благотворительной деятельности в пользу местных храмов. 12 июля 1905 года о.Иоанн записал в своем дневнике: «Служил утреню и Литургию в домовой церкви Якова Михайловича Поздеева, читал каноны мученикам Проклу и Иларию и преподобному Михаилу Малеину. Обедню совершал с умилением». Кстати, в тот раз на службе в качестве певчих присутствовали монахини Леушинской обители, направленные для этой цели самой настоятельницей, духовной дочерью о.Иоанна, знаменитой игуменьей Таисией (Солоповой).
Когда поздним вечером семья Поздеевых вместе с именитым гостем возвращались в город, то о.Иоанн увидел, что его встречают не только взрослые устюжане, но и дети. Он вспоминал: «При этом позднем возвращении меня встречали взрослые и дети, мальчики и особенно девочки и девицы, ожидавшие меня с самого утра и до ночи. Какая горячая вера! Какие слезы! Какое доверие ко мне - детское, горячее! Плакать самому хотелось при этом. Девочки просили, чтобы я молил Бога хорошо, успешно им учиться. Помоги им, Господи! Это Ты расположил их сердца, детские, простые, ко мне, недостойному!»
Кронштадтскому понравилась Устюжна и особенно с.Михайловское. Когда в июле 1906 года он вновь приехал к Поздеевым, то Яков Михайлович, зная о слабом здоровье протоиерея, предложил отдохнуть ему хотя бы несколько дней в своей усадьбе в Михайловском. 19 июля о.Иоанн писал игуменье Таисии в Леушино: «Извещаю твое боголюбие, что мы весьма благополучно проследовали путь до Устюжны и прибыли в город и на дачу к Я.М.Поздееву в 12-м часу ночи; напившись чаю наскоро и помолившись Богу, я лег спать, значительно утомленный. На следующий день служил Литургию в домовой церкви на даче… Яков Михайлович с Параскевой Николаевной [женой купца] кланяются тебе, равно и все их чада. Яков Михайлович просит погостить у него на даче неделю. Что же? – благослови Бог».
24 июля того же года в письме к своим родственникам Н.Н. и Р.Г.Шемякиным о.Иоанн бодро сообщал: «Я здоров, благодаря ежедневному служению утрени и Литургии с Причащением Святых Тайн и любезному гостеприимству моих благодетелей. Я на даче. Сосновая тысячелетняя роща. Бываю и в городе для служения. Скоро выезжаю».
Через год о.Иоанн Кронштадтский, посещая Рыбинск и Ярославль, вновь завернул к гостеприимным Поздеевым, предварительно навестив Николаевский Моденский монастырь под Устюжной, где отслужил обедню и, по его словам, «на минуту зашел к игумену о. Иоасафу старцу», настоятелю обители.
В Устюжне протоиерею вновь были рады. 9 июля 1907 года о.Иоанн писал леушинской игуменье Таисии: «У Поздеевых я время провел благополучно, ежедневно служа в домовой церкви, или в городских церквах (два дня). Добрые они чрез меру и любят угощать хлебом-солью и всем – до того, что приходится отягощаться отказами».
В последний раз Кронштадтский посетил Устюжну и семью Поздеевых в июле 1908 года, проездом из Казани на частном пароходе «Талант», предоставленном на время в его распоряжение елабужской купчихой Г.Ф.Стахеевой. Прогостил неделю, с 7 по 14 июля, записав в своем дневнике: «Ласковость хозяев и всех домашних ко мне необыкновенная. Я не стою ее. Благодарю Господа».
Следует заметить, что с самого начала своего пастырского служения о.Иоанн активно занимался благотворительностью. С возрастанием его известности богатые почитатели стали жертвовать для деятельности протоиерея-благотворителя крупные суммы. Делал это и устюженский купец Я.М.Поздеев. Сам протоиерей говорил: «У Бога нет ни эллинов, ни иудеев. У меня своих денег нет. Мне жертвуют и я жертвую… туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу».
В 1899 году он внес значительную сумму на строительство Глинско-Краснинской сельской школы в Устюженском уезде, в 1901 году – на устройство школьного здания в д. Стулово Смердомльского погоста (быв. Устюженский уезд, совр.Чагодощенский район Вологодской обл.), в 1907 году – на сооружение храма Св. Николая Чудотворца на Пере под Устюжной.
1 декабря 1907 года благочинный VI Округа Устюжнского уезда о.Иоанн Адрианов в письме к кронштадтскому протоирею, выражая «беспредельную благодарность» за помощь в строительстве Перской церкви, писал: «Я понимаю теперь почему во всяком христианском жилище – от роскошных палат вельможи до убогой лачуги бедняка-землепашца – дивный портрет ваш является необходимым украшением дома, красуясь рядом со святыми иконами, я постигаю сердцем, отчего Божии простецы мои (прихожане), когда я объявил им, что Кронштадтский батюшка, о. Иоанн, прислал нам свое пастырское благословение на святое наше предприятие и с ним – свою щедрую жертву, так они… заплакали!…»
С конца 1904 года о.Иоанн страдал тяжелым хроническим заболеванием, которое в итоге и свело его в могилу. Он скончался 20 декабря 1908 года, на восьмидесятом году жизни. Яков Поздеев пережил своего пастыря на десять лет. Через год после смерти купца в национализированном новыми властями поздеевском особняке, где был организован Пролетарский клуб, была обнаружена пачка старых телеграмм из Кронштадта в семью Поздеевых с упоминанием знаменитого проповедника.
Телеграммы датированы мартом-апрелем 1905 года. О.Иоанн тогда был серьезно болен и его многочисленные почитатели из разных уголков империи писали в Кронштадт, прося сообщить о состоянии больного. Среди них и семья Поздеевых. В ответ на их запросы письмоводительница протоиерея Вера Ивановна Перцова периодически телеграфировала в Устюжну: «4 марта. Дорогой батюшка чувствует себя хорошо, сегодня не служит, хочет окрепнуть… 8 марта. Батюшка заметно крепнет, аппетит прибавляется, завтра думает служить… 12 марта. Дорогой батюшка делал общую исповедь, вчера приобщил, сегодня служит… 2 апреля. Милостью Божию батюшка бодр, совершает литургию…».
Найденные телеграммы пролеткультовцы передали в редакцию выходившей в то время газеты «Известия Устюженского Совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов». Их текст, конечно с антирелигиозными комментариями, был опубликован 19 апреля 1919 года, а бланки, видимо, позднее выброшены за ненадобностью.
1. Устюженский краеведческий музей (УКМ). Фонд 14. Опись 1. Дело 45/1, 2.
2. Дневники Святого праведного Иоанна Кронштадтского. Часть 3. 1904-1907гг. Азбука веры. Православная библиотека. Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергеев) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik/3 Дата обращения 08.10.2024г.
3. Письма разных лет. 1902-1908гг. Том II. Азбука веры. Православная библиотека. Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергеев) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/pisma-raznyh-let-1902-1908-tom-2/ Дата обращения: 09.10.2024г.
4. Газета «Известия Устюженского Совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов», 19 апреля 1919 года, № 15.
5. Источник живой воды. Жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского / Сост. Н.И. Большаков. - [Репр. изд.]. С.-П.б., 1999.