• Выставка Тропою красоты с 24 августа по 4 декабря 2024 Запланируйте ваш визит
  • Выставка Городская Дума:
    люди, решения, дела.
  • Выставка Иконы из собора Рождества Богородицы
  • Мероприятие для школьников Внимание! Экспонат.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Устюженский краеведческий музей"




Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/319383

Приглашаем Вас на экскурсии по выставкам!

Приглашаем на экскурсии по выставкам музея

Приглашаем на экскурсии по выставкам музея: «Тропою красоты», «Из истории собора Рождества Богородицы» и др. Большинство экспонатов показываются впервые.Заказать экскурсию можно прямо здесь на сайте, а также по телефону или электронной почте.

Телефоны для справок: 8(81737)2-25-54; +7(921)135-43-44
e-mail: ukm35@mail.ru

Информация посетителям:


к 100-летию музея




Шрифт:

A- - Уменьшить шрифт
A+ - Увеличить шрифт

Контакты:


г. Устюжна, Соборная пл., 5
(81737) 2-25-54
СР-ВС 08.00-17.00
info@ukm35.ru




КРЕМЛЕВСКИЙ ПРОТОПОП ИЗ УСТЮЖНЫ

07.09.2023
(о главном строителе собора Рождества Богородицы Устюжны о.Меркурии Гавриловиче)




Е.Воротынцева



ПРИМЕЧАНИЯ


1.Доктор искусствоведения А.А.Рыбаков сделал предположение, что собор Рождества Богородицы в Устюжне строили ярославские мастера. См.: Рыбаков А. Устюжна. Череповец. Вытегра. Л., 1981. С.24.

2. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С.30; Казанский И. Опись предметов старины из ризничного церковного имущества, имеющих начало свое до 1800 года включительно и сохраняющихся до настоящего времени в церковной ризнице Богородице-Рождественского собора города Устюжны Новгородской епархии. (Сост. в 1905г.). Устюжна, 1908. С.4.

3. В Википедии о.Меркурий проходит под фамилией Хрисанфов, однако ни один из известных источников, в том числе приведенных в Википедии, этого не подтверждает.

4. См.: Древняя Российская Вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских по истории, географии и генеалогии российской касающихся, изданная Николаем Новиковым, членом Вольного Российского собрания при Императорском университете. Изд. 2. Часть XI. М., 1789. С.186; Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1859. Т.2. С.64; Токмаков И.Ф. Указ.соч.; Извеков Н.Д. Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVIIв., М., 1906. Л.111 и др.

5. Любопытно, что в конце XVII- XVIIIвв. в Устюжне была известна семья Посниковых (фамилия произошла от имени Посник), которые, являясь прихожанами Николо-Преображенского храма, делали в него значительные вклады. Один из членов семьи Федор Постников в 1813 году служил дьячком указанного храма (См.: Зубов К.А.Подписные иконы и предметы из Преображенской (Никольской) церкви Устюжны. Электронный ресурс http://ukm35.ru/podpisnye-ikony-nikolskoi-tserkvi Дата обращения: 23.08.2023)

.

6. Сотная Устюжны Железопольской с писцовых книг Ивана Кутузова да подьячего Посника Трофимова 1626 года. Л.18 / Пугач И. Устюжна Железопольская: город и власть. Очерки социально-экономической истории XVI-первой половины XVIIвв. LAP LAMBERT Akademik Publishing, 2012.

7. Подклет, подклеть, подызбица — название нежилого нижнего этажа под верхним жилым помещением.

8. Повалу́ша — в традиционной русской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором, в которой находилось помещение для пиров и приема гостей.

9. Л.А.Секретарь. Дома, события, люди. Новгород. XVIII-нач.XXвв. Великий Новгород, 1999. Электронный ресурс https://proza.ru/2009/06/04/782 Дата обращения 20.07. 2023г.

10.См.: там же; Ю.Д.Рыков. Малоизвестный список синодика Новгородского Николо-Вяжищского монастыря конца XVII века с позднейшими дополнениями / Новгородский исторический сборник. Новгород, 2019. Вып.18(28). С.104-105.

11. «Боярские домовые люди» - они же «служилые люди по отечеству», несшие обязанности военной и охранной службы того периода.

12.Там же.

13.Извеков Н.Д. Указ.соч.

14. Существуют несколько версий о месте венчания Петра с Евдокией Лопухиной, однако сведения, приведенные в издании «Древняя Российская Вивлиофика…» (см. указ.соч.) на основе древнерусских исторических источников, прямо указывают на домовую церковь Петра и Павла в Кремле.

15. Древняя Российская Вивлиофика. Указ.Соч. С.194.

16.Бушкович П. Петр Великий. Борьба за власть (1671-1725). СПб, 2008. С. 160.

17.Михаил Матвеев – московский колокольный мастер, живший в XVIIв. Его искусству, в частности, приписывают отливку осенью 1693 года большого благовестного колокола Троице-Сергиевой лавры подписным весом 3.555 пудов (58 тонн 230 кг).

18.Об этом вкладе о.Меркурия упомянул в издании «Новгородские епархиальные ведомости» тогдашний настоятель устюженского собора И.В.Казанский. Он, в частности, писал: «Протоиерей Меркурий Гаврилович… блаженный строитель сего храма украсил его древними иконами, привезенными в Устюжну из Московского Успенского собора. Сии иконы в числе двадцати одной украшают западную, южную и северную внутренние стены храма» (См.: НЕВ.1913, №13. С.16). Все иконы (деисусный чин, 21 образ), которые, по словам Казанского, были переданы из Успенского собора Московского Кремля, в Устюжне сохранились до сих пор.

19.В настоящее время входит в коллекцию Устюженского краеведческого музея.

20.См.: Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель. Ч.2. Книги кириллической печати (1564-1825гг.) / Под общей редакцией П.А.Колесникова. Вологда, 1983. С.253. Кат. № 17,18.

21.См.: Шалина И.А.. «…Писал сий образ Пресвятыя Троицы царев писец Кирилл Уланов» / Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова. М., 2015. С.63.

22.Икона «Иоанн Богослов в молчании» (вторая половина XVIIв., 107х84) работы Тихона Иванова Филатьева из церкви Св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова Синозерской пустыни с 1936 года находится в коллекции Череповецкого музейного объединения.

23.Устрялов Н.Г. Указ.соч.

24. Древняя Российская Вивлиофика. Указ.соч. С.186.

25.Басма - тонкая металлическая пла¬стинка, на которой рельеф получали тис¬нением с матрицы. Оклад «басемной мелкотравой» – серебряный, с узорами.

26.Забелин И. Материалы для археологии и статистики города Москвы. М., 1884. Ч.1 Стлб. 170-171.

27. Успенский А.И. Словарь патриарших иконописцев. М., 1910. С.144.

28.Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные II-м отделением собственной его Имп. Величества канцелярии. СПб., 1855. Т.4. Стлб.688.

29.Археологические раскопки, проведенные в 2016/17 гг. специалистами Института археологии РАН в районе утраченного храма Козьмы и Дамиана на территории Московского Кремля, выявили здесь многочисленные свидетельства работы кузнецов и металлургов XIVв.

30.Токмаков. Указ. соч. С.19-20, 21-23,40-41,43.

31. Шалина И.А. Указ.соч. С.51. Автор в данной статье пишет и о других возможных вкладах Стефана Парфениева в устюженский собор.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Список личных вещевых вкладов в храмы Устюжны Железнопольской протопопа Меркурия Гавриловича, подтвержденные документально

В собор Рождества Богородицы:

1. Главный соборный колокол весом 120 пудов с надписью: «Лета 7199 [1691] июля в 5 день вылит сей колокол в царствующем граде Москве при державе Благочестивейших Великих Государей Царей и Великих Князей Iоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев на Устюжну железнополскую к соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и чудатворнаго образа Одигитрия, и построил сей колокол по обещанию царствующаго града Москвы Благовещенскаго собору что у их Великих Государей на сенях протопоп а их Великих Государей духовник Меркурий Гаврилович по себе и по своих родителех вечный помин. Лил сей колокол мастер Михайло Матфеев».

2. «Московскаго Благовещенскаго собора протопопа и Великих государей Духовника Меркурия Гавриловича «ризы объяриныя [шелковые, с золотыми и серебряными узорами] зеленыя, оплечье золотое, епитрахиль и поручи такия же. Воздухи объяриныя травчатая [с узорами, разводами]».


Источник: Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С.34; Казанский И. Опись предметов старины из ризничного церковного имущества, имеющих начало свое до 1800 года включительно и сохраняющихся до настоящего времени в церковной ризнице Богородице-Рождественского собора города Устюжны Новгородской епархии. (Сост. в 1905г.). Устюжна, 1908. С.8, >

В Николо-Преображенский храм:

1. «Московскаго Благовещенскаго собора протопопа и Великих государей Духовника Меркурия Гавриловича «ризы объяриныя [шелковые, с золотыми и серебряными узорами] зеленыя, оплечье золотое, епитрахиль и поручи такия же. Воздухи объяриныя травчатая [с узорами, разводами]».


Источник: Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С.34; Казанский И. Опись предметов старины из ризничного церковного имущества, имеющих начало свое до 1800 года включительно и сохраняющихся до настоящего времени в церковной ризнице Богородице-Рождественского собора города Устюжны Новгородской епархии. (Сост. в 1905г.). Устюжна, 1908. С.8, 37.


В Николо-Преображенский храм:


1. Минея служебная на февраль. М., Печат. двор, 1690. Ноябрь 2. Переплет: доски в коже с золотым теснением. Рукописная чернильная запись по низу листов, начиная с заглавного (Л.1-31): «Лета 7 тысяч двухсотого году [1692] марта в 17 день положил сию книгу Минею месяц февруарий Устюжны Железопольские в церковь Николая чудотворца Благовещенского собора что на сенех их великихъ государей духовник священно протопоп Меркурий Гаврилович в помяновение своей души и усопших родителей во веки неотемлемо».

2. Минея служебная на апрель. М., Печат. двор, 1691. Май, 2. Переплет: доски в коже. Рукописная чернильная запись по низу листов, начиная с заглавного (Л.1-31): «Лета 7000 двухсотого году [1692] марта в 17 день положил сию книгу Минею месяц априллий Устюжны Железопольские Благовещенского собора что на сенях их великих государей духовник священно протопоп Меркурий Гаврилович в помяновение своей души и усопших родителей во веки неотемлемо».


Источник: Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель. Ч.2. Книги кириллической печати (1564-1825гг.) / Под общей редакцией П.А.Колесникова. Вологда, 1983. С.253. Кат. № 17,18. Примечание: Минеи в настоящее время входят в коллекцию Устюженского краеведческого музея (УКМ. Инв. № К.176, 206).


Список личных вещевых вкладов в собор Рождества Богородицы Устюжны Железнопольской протопопа Стефана Парфениева, подтвержденные документально


1. Крест напрестольный чеканный сребропозлащенный без пробы, вышиною 11 вершков [49 см], весом 2 фунта 78 золотников [1152 грамм], с изображением Распятия в средине, а кругом Воскресения, Снятия со креста, Положения во гроб и Тайной вечери. В этом кресте 73 частицы разных святых мощей, а именно на лицевой стороне: 1) Камня гроба Господня, 2) Древа Животворящаго Креста Господня, 3) Ризы Божией Матери; на задней стороне: 4) Св.пророка Даниила, 5) Св. Иоанна Предтечи, 6) Жезла Ааронова, 7) Камня горы Синайской, 8) Младенца от Ирода убиеннаго, 9) Праведнаго Лазаря четверодневнаго, 10) Св. Праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, 11) Св. Апостола Андрея Первозваннаго, 12) Св. Апостола и Евангелиста Марка, 13) Св. Апостола и Евангелиста Луки, 14) Св. Апостола Филиппа, 15) Св. Апостола Варфоломея, 16) Св. Апостола Варнавы, 17) Св. Апостола Тита, 18) Св. Апостола Прохора, 19-21) Святителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, 22) Св.Николая чудотворца, 23) Св. Иоанна Милостиваго, 24) Св. Спиридона, Епископа Тримифунтскаго, 25) Св. Филиппа Митрополита Московскаго, 26-27) Священномученика Анфиногена и Елевферия, 28) Св. сорока мучеников, иже в Севастии, 29) Священномученика Игнатия Богоносца, 30) Великомученика Артемия, 31) Великомученика Иакова Перскаго, 32-33) Преподобных мучеников Анастасия Перскаго и мученика Андрея Стратилата, 34) Великомученика Георгия Победоносца, 35) Великомученика Дмитрия Солунскаго, 36) Великомученика Феодора Тирана, 37) Великомученика Феодора Стратилата, 38) Св. Первомученика Архидиакона Стефана, 39) Св. Великомученика Пантелеймона, 40-41) Свв. Великомучеников Никиты и Макария, 42) Св. мученика Логгина Сотника, 43-44) Св. Великомученика меркурия и Св. Евстафия Плакиды, 45-46) Преподобных Иоанна Дамаскина и Иоанна Лествичника, 47) Преподобнаго Григория Деканомета, 48) Преподобнаго Михаила Малеина, 49-50) Преподобных Пимена великаго и Ефрема Сирина, 51) Преподобномученика Стефана Новаго, 52) Преподобнаго Феодора Сикеота, 53-54) Мученика и Безсеребреника Кира и ризы Сергия преподобнаго, 55) Благовернаго Царя Константина, 56) Равноапостальнаго Великаго Князя Владимира Киевскаго, 57) Благовернаго Князя Георгия Владимирскаго, 58) Князя Романа Углицкаго, 59) Первомученицы и Равноапостольной Феклы, 60) Св. великомученицы Варвары, 61) Св. мученицы Феодосии, девицы Тирской. 62) Преподобномученицы Анастасии Римляныни, 63) великомученицы Параскевы, 64) Мученицы Христины, Остальных 65-73 неизвестно.

Внизу на оборотной стороне надпись: «Во славу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во благолепное же украшение святыя церкви Его устроися сей честный и животворящий крест Господен: имеющий в себе мощи многих святых, и иныя святыни, во освящение людей Божиих, верно ему поклоняющихся и любезно Его лобызающих: в соборную церковь Рождества Пресвятыя Богородицы и чудотворнаго Ея образа Одигитрия, что в граде Устюжне Железнопольском тщанием и изживением Благовещенскаго Собора, что у Великих Государя на сенях, священника Стефана Парфеньева, по нем самом и по его родителех в вечное помяновение. Лета 1697 месяца октября в 1 день, а весу в нем два фунта и семьдесят золотников».

2. Кадило серебряное, с серебряно-вызолоченными цепочками, пожертвованное для поминовения души Великих Государей Духовника Меркурия Гавриловича, с надписью на нем: «1699 года дано сие кадило в соборную церковь на Устюжну Железнопольскую для поминовения души Великих Государей Духовника Меркурия Гавриловича и прочих его родителей, а весу 1 фунт 32 золотника [546 грамм]».

3. Евангелие, печатаное в Москве в 1688 году. На нем верхняя доска серебряная, вызолоченная, на средине Распятие Господа Иисуса Христа, по углам Евангелисты. Надпись, находящаяся в заглавии Евангелиста Марка: «Лета 1688 года марта в 1 день, царствующаго Великаго Града Москвы Собору Честнаго и славнаго Ея Благовещения что у Великих Государех на сенях Соборный дьякон Стефан Парфентиев обрядом того же града Устюжны, дал сие Святое и новоисправное Евангелие на Устюжну железопольскую в Соборную и Апостольскую Церковь к Рождеству Пречистей Богородицы, к Чудотворному образу Одигитрию, кроме прикладу. Об тот приклад снят стараго Соборнаго Евангелия. А весом того прикладу 2 фунта 2 золотника [828 грамм]. А дал по себе и по своих родителех в вечное помяновение и оттое Соборные церкви не отъемлему быть тому Евангелию во веки веков. Аминь».

4. Евангелие, печатанное в Москве в 1698 году на александрийской бумаге, на нем верхняя доска серебряная, вызолоченная, на средине образ Воскресения Христова, кругом обнизанный жемчугом, на наугольниках изображены Евангелисты, серебряные, чеканные, вызолоченные, повыше средника – Распятие Господа Иисуса Христа, пониже и по сторонам изображение Страстей Господних. Около образа Воскресения Христова четыре простые камня: два малинового и два зеленого цветов, в серебряной оправе. Переплет и нижняя доска обложены цветным бархатом. Надпись в заглавии Евангелистов: «Лета 7208 от сотворения мира, от Рождества Христова 1700 году марта в 1 день дал сие Святое и пречестное напрестольное Евангелие Царствующаго и Богом спасаемаго града Москвы, Собору Пресвятыя Ея Благовещения, что у Великаго государя на сенях, Священноиерей Стефан Парфениев, По предварившей своей рачительной вере в богоспасаемый град на Устюжну Железопольскую. В соборную церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества и Чудотворнаго Образа Ея Одигитрия в честь и в похвалу, и в проповедь Святей Соборне и апостольстве церкви, и на услышанье христианам и к спасеннопутушествию и восприятию щедрот Божиих. И в поминовение Души Блаженные памяти Великих Государей духовника: Того же Благовещенскаго Собору Священнопротопресвитера Меркурия Гавриловича . И по прочих общих родителех во вечное помяновение. И чтоб сему Святому Евангелию от Святой церкви неотъемлему быть, а буде кто сие Святое Евангелие с Престола Божия Соборныя Церкви похитит, не будет на нем милость Божия но вечная клятва в нынешний век и в Будущий. Аминь».

5. Служебник. М., Печат. Двор, 1684. Ноябрь 4. Переплет – доски в коже с тиснением. Рукописная чернильная запись по низу листов, начиная с заглавного (л.1-46): «Лета 7201 февраля в 8 день собора пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения что у великих государей на сенех священник Стефан Парфениев по приказу того же Благовещенского собора священно протопопа Меркурия Гавриловича дядюшки своего дал сию книгу глаголемую Служебник в помяновение души его и своих родителей в соборную церковь [прсвя] тые Богородицы [честн]аго ея [Рож]д[ес]тва и чудотворнаго образа Одигитрия что на Устюжне Железополской в век неотемлемо, а кто сию книгу из церкви Рождества пресвятыя Богородицы себе возмет или кому отдаст, или продаст, или заложит, или украдет и тому не буди милость божия ни в сий век, ни в будущий».


Источник: Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С.40-41, 44-47; Казанский И. Опись предметов старины из ризничного церковного имущества, имеющих начало свое до 1800 года включительно и сохраняющихся до настоящего времени в церковной ризнице Богородице-Рождественского собора города Устюжны Новгородской епархии. (Сост. в 1905г.). Устюжна, 1908. С. 14-18, 20-23, 30; Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель. Ч.2. Книги кириллической печати (1564-1825гг.) / Под общей редакцией П.А.Колесникова. Вологда 1983. Кат №11. С.251-252.

Примечание: Служебник в настоящее время входит в коллекцию Устюженского краеведческого музея (УКМ. Инв.№ К.58).




НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?

Воспользуйтесь поиском по сайту:



Смотрите также
Устюженский краеведческий музей

Приглашаем на выставку «Шедевры строгановского барокко. 70 лет без реставрации»

Устюженский краеведческий музей приглашает на выставку «Шедевры строгановского барокко. 70 лет без реставрации». Выставка посвящена Дню народного единства и Дню Казанской иконы Божией Матери, а также 330-летию храма Казанского образа Божией Матери в Устюжне.


Опрос по независимой оценке качества услуг, предоставляемых музеем

Уважаемые посетители, просим пройти опрос по Независимой оценке качества услуг, предоставляемых нашим музеем.


Музейная неделя

Ежеквартальная акция «Музейная неделя» пройдет в МБУК «Устюженском краеведческом музее» с 28.10.2024 – 03.11.2024, в ходе которой участникам СВО, а также членам их семей будет предоставлена возможность посещения экспозиций, выставок и мероприятий.


От льняного семечка до рубашки

Приглашаем в музей на мероприятие, где участники познакомятся с  процессом выращивания льна,этапами его обработки и создания из него одежды.


Валерий Гаврилин – «Для меня все в жизни – музыка»

В 2024 год вся музыкальная общественность Вологодской области празднует юбилей выдающегося композитора Валерия Александровича Гаврилина. 85-летию нашего земляка посвящена выставка «Валерий Гаврилин – «Для меня все в жизни - музыка».


ВСЕ НОВОСТИ

календарь мероприятий

заказать экскурсию
Обратная связь Телефон доверия для детей QR-код для оценки качества условий предоставления услуг организации

Подписка на наши новости

При оформлении подписки Вы будете получать на Ваш адрес электронной почты письмо с информацией о новостях, размещенных на сайте музея.
Узнайте новости первыми!

Наши Контакты

  • (81737) 2-25-54
  • +7(921) 135-43-44
  • https://vk.com/ustmuseum35
  • https://t.me/ustugnameseum
  • info@ukm35.ru
  • СР - ВС 08.00 - 17.00
  • 162840, Вологодская обл.,
    г.Устюжна, Соборная пл.,5
  • Как добраться

  • Яндекс.Метрика
©   МБУК "Устюженский краеведческий музей" 2024 задать вопрос