В рамках проекта «Финансовая грамотность»
В Устюженском краеведческом музее более 57 тысяч экспонатов разделены на 24 коллекции. Коллекция «Нумизматика, Фалеристика, Бонистика» является одной из больших коллекций собрания музея. Одними из интересных экспонатов этой коллекции являются греческие и римские монеты и медальоны.
Сегодня представляем вам римский медальон Гордиана III-го с изображением Колизея в г. Риме. Марк Антоний Гордиан (Гордиан III) был римским императором в 238-244 годах.
Описание медальона (рис. 1): Медальон отчеканен из меди на Римском монетном дворе в 244 году н.э., вес 47,82 г. Надпись на аверсе: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — драпированный бюст Гордиана III в кирасе, в лавровом венке, вправо; Надпись на реверсе: MVNIFICENTIA GORDIANI AVG. — бык, борющийся со слоном внутри Колизея, показанного сверху; по сторонам колосс Нерона и фонтан Meta Sudans, и храм Венеры и Ромы, или Ludus Magnus.
Самый известный памятник Италии - Амфитеатр Флавиев (Колизей) в Риме (рис. 2). Названный в честь императора Веспасиана (69-79 гг. н. э.), который начал его строительство в 71 году. Название Колизей происходит от огромной статуи Нерона (Колосса), которая стояла рядом (рис. 3, 4). В 75 году были завершены и освящены первые три уровня Колизея. Однако окончательный вид сооружения - включая четвёртый и пятый уровни - были достроены через пять лет. Официально он был освящён старшим сыном Веспасиана - Титом в июне 80 года. Работы над Колизеем будут продолжаться ещё более десяти лет и завершатся к 244 году, в конце правления Гордиана III, который отпраздновал его завершение небольшим выпуском медальонов (рис. 1). Тойнби предполагает, что медальон с Колизеем также был отчеканен в ознаменование игр, представленных императором, предположительно в честь его недавней персидской победы. С нумизматической точки зрения, Колизей является одним из самых трудных для изображения римских памятников, поскольку он встречается в чеканке только три раза, и в каждом случае монеты и медальоны являются знаменитыми раритетами. Последние медальоны Гордиана III представляют особый интерес, поскольку художник, показывает сооружение сверху и изображает происходящую внутри битву между дикими зверями.
Справа от Колизея на медальоне стоит Колосс Нерона (рис 3, 4) — несохранившаяся огромная бронзовая статуя, которую, согласно античным источникам, император Нерон установил в вестибюле Золотого дома Нерона, его дворцовой резиденции в Риме. Статуя была спроектирована греческим архитектором Зенодором и достигала 100-120 римских футов (31-37 м) в высоту. Император Адриан положил каменную основу возле Колизея и переместил на неё статую. Облицованные кирпичом остатки каменного пьедестала, изначально облицованного мрамором, убрали в 1936 году.
Слева от амфитеатра на медальоне изображён фонтан Мета суданс (рис. 4, 5), Мета суданс (лат. meta sudans, потеющая мета) (рис. 4, 5) — монументальный античный фонтан в Риме, находившийся между Колизеем и аркой Константина. Представлял собой коническое сооружение (наподобие поворотного столба на ипподроме, лат. meta), по которому стекала вода. Построен во второй половине I в. н. э., возможно, при Домициане. Предание гласит, что сюда приходили купаться гладиаторы. Конус фонтана был покрыт каменными полированными плитами, что позволяло создавать узоры из стекающей воды. Эффект усиливался с помощью каменных инкрустированных вставок из картин, узоров и надписей. Большая площадь конуса и самого фонтана, создавала сильное увлажнение, вокруг которого были расположены скамейки для отдыха.
Храм богинь Венеры и Ромы (лат. templum Veneris et Romae, также назывался templum urbis Romae, templum urbis) (рис. 5) - крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима. Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 м и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н. э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона. Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух целл, одна напротив другой, с общей внутренней стеной. Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима — Роме, другая посвящена богине Венере. После пожара Максенций перестроил интерьер в 307 году н. э.: две апсиды были высечены в задней части целлы, где разместили статуи богинь, боковые стены с порфировыми колоннами обрамляли ниши для статуй. Пол был выложен геометрической мозаикой из цветного мрамора. Восточная целла сохранилась до наших дней лучше всего, так как она долгое время являлась частью церкви Санта-Франческа-Романа.
Существует ещё один тип медальона Гордиана III-го с изображением Колизея (рис. 6), отчеканенный в 243 году в Риме. На нём дра¬пи¬ро¬ван¬ный бюст Гор¬ди¬а¬на III, в эгиде, в лав¬ро¬вом вен¬ке, вле¬во; на пра¬вой руке он дер¬жит Вик¬то¬рию, в левой руке — дуби¬ну. Надписи и изображения на реверсе те же, что и на музейном медальоне.