Еще в 1980-е годы среди старожилов Устюжны бытовала красивая легенда, связанная с маленькой гробницей на Казанском кладбище города, которую местные жители прозвали «Усыпальницей Марии». Усыпальница представляет собой небольшое сооружение из красного кирпича, которое расположено к югу от основного объема храма. Покрытая лотковым куполом, со звездообразными окошечками, увенчанная главкой с крестом усыпальница прекрасно вписывается в общий ансамбль храма.
Об истории появления этого памятника старожилы рассказывали такую легенду. Жил в свое время в Устюжне купец по фамилии Хорев. Он вел обширную торговлю и якобы владел целым кварталом особняков в центральной части города. Был купец и богат, и умен, но имел с рождения какой-то физический недостаток. То ли заикался, то ли сильно хромал - история об этом умалчивает, но в результате Хорев был болезненно стеснителен с женским полом и никак не мог жениться. Так продолжалось до тех пор, пока он не увидел в одном из местных домов девушку по имени Мария, которую в городе считали первой красавицей. С тех пор купец потерял покой и сон и, наконец, решился заслать сватов. По собственному ли желанию или по родительской воле, но стала Мария купчихой Хоревой и, говорят, не пожалела об этом. Счастливый муж буквально носил ее на руках, предупреждая каждое желание.
Прошёл год. Мария подарила мужу сына. Купец закатил пир на весь мир. Несколько дней кутили гости в разукрашенном лепниной хоревском особняке. Как-то под вечер захотелось молодой маме прокатиться на санях по городским улицам. Была зима. Стояли жестокие морозы. Хорев приказал запрячь в сани лошадей. Хмельные гости с нанятыми в Дворянском собрании музыкантами шумной толпой хлынули из дома на морозную улицу. Марию с бережением завернули в дорогие шубы, усадили в сани. Веселая кавалькада тронулась по городу с шумом и песнями. Заслышав колокольцы троек и музыку, устюжане выглядывали в окна - купцы гуляют...
На следующий день молодая мама слегла с тяжелой простудой. Перепуганные домочадцы позвали врача. Встревоженный муж заказал службы о здравии жены во всех тринадцати городских храмах с условием провести их одновременно. Марию лечили всеми возможными способами, но чуда не произошло. Женщина умерла.
Домашние готовились к похоронам и поминкам, когда Хорев огорошил всех своим решением не предавать земле тело любимой жены. Никакие уговоры и мольбы родных не помогли. Почерневший от горя и бессонных ночей он не отходил от Марии, запретил топить печи в доме, забросил все дела. Дни проходили за днями, а покойница оставалась не погребенной. Даже священник не смог убедить упрямца.
Наконец, кто-то надоумил родных похоронить Марию в склепе, забальзамировав тело красавицы. Склеп со ступеньками для спуска соорудили недалеко от храма на Казанском кладбище. Вход закрывался каменной плитой, которую можно было легко отодвинуть в сторону. Над склепом построили шатер из красного кирпича, который устюжане позднее и прозвали «Усыпальницей Марии».
Рассказывали, что, несмотря на жестокие морозы, безутешный вдовец каждый день спускался в склеп и часами просиживал у тела жены. Родные начали всерьез опасаться за его рассудок. Так продолжалось несколько месяцев. Наконец, Хорев не выдержал. Он приказал замуровать плиту над входом в склеп и нарыть сверху могильный холм. Свернув торговые дела и распродав дома, купец навсегда покинул Устюжну.
Люди, рассказывающие эту красивую легенду, по своему возрасту (1920-х годов рождения) не могли являться свидетелями печальной истории, но слышали ее от старших, которые показывали им особняк купца, называя его «домом Аркаши Хорева».
В любой легенде есть доля правды, но присутствует и народный творческий вымысел. По архивным документам «дом Аркаши Хорева» в начале ХХ века принадлежал купцу А.Н.Белоусову. Однако в этом случае нестыковка в информации объяснялась просто. У купца была двойная фамилия, и звали его Аркадий Николаевич Белоусов-Хорев. В этот же период в Устюжне была зарегистрирована купчиха Мария Белоусова-Хорева. Казалось бы, письменные источники косвенно подтверждали старинную легенду. При этом обнаружить какие-либо архивные сведения о захоронении Марии Хоревой и постройке усыпальницы над ее могилой на городском Казанском кладбище не удавалось.
Лишь в наше время в Государственном архиве Новгородской области была обнаружена запись в одной из ведомостей Казанского кладбищенского храма, из которой следовало, что среди прочих финансовых документов местного причта в Устюженском казначействе хранилась сберегательная книжка № 10924 «со специальным назначением на содержание памятника-часовни над могилою М.М.Демерджи» . Документ датирован 1916 годом.
Известно, что на Казанском кладбище Устюжны были построены и сохранились до сих пор две часовни. Одна из них деревянная часовня-покойницкая, предназначенная для отпевания умерших от заразных заболеваний. Покойницкая была построена в 1905 году на средства старосты Казанского храма купца Н.И.Поздеева. Вторая часовня - это «Усыпальница Марии».
Строение из красного кирпича, расположенное справа от центральных врат, недалеко от входа в Казанский храм, часовней не является. Это, так называемая, церковь-памятник, с одним престолом в честь «Воскресения Христова». Она была построена в 1904 году над могилой устюженского купца П.Д.Иконникова его вдовой К.Я.Иконниковой (рожд. Поздеевой) и приписана к Казанскому храму. При строительстве под спуд Воскресенской церкви-памятника попали и более ранние захоронения рода Иконниковых.
Итак, выяснилось, что, во-первых, «Усыпальница Марии» - это часовня-памятник или, иными словами, памятник на могиле, выполненный в форме часовни, куда можно было пригласить священника для совершения поминальной службы. И, во-вторых, в «Усыпальнице Марии» захоронена не купчиха Мария Хорева, а некая М.М.Демерджи.
Демерджи – фамилия греческая. Каким же образом она попала в Устюжну и имеет ли М.М.Демерджи отношение к бытовавшей в городе легенде?
В 1907 году в Устюжну на службу в местное отделение Череповецкого окружного суда приехал молодой нотариус Аристид Иванович Демерджи. Местные жители для удобства общения окрестили его Аристархом Ивановичем. Грек по национальности, он родился в 1883 году в Евпатории, в семье купца 2 гильдии. Глава семьи занимался добычей и продажей соли, сколотив на этом определенный капитал, благодаря чему смог дать своим детям приличное образование. Аристид, к слову сказать, седьмой ребенок в семье, стал юристом.
Появление в маленьком уездном городе молодого, перспективного и, главное, холостого чиновника не могло пройти незамеченным. По роду своей деятельности Демерджи общался с различными людьми, в том числе и с уездным полицейским исправником, надворным советником Михаилом Васильевичем Беляевым. У Беляева была дочь Мария. История умалчивает о том, где и когда познакомились молодые люди. Известно лишь то, что 7 ноября (здесь и ниже ст.ст.) 1907 года во Входоиерусалимской церкви у Лигова канала в Петербурге состоялось венчание устюженского нотариуса Аристида Ивановича Демерджи и девицы Марии Михайловны Беляевой .[2] Поручителями (свидетелями) со стороны жениха выступили чиновник Петербургской судебной палаты коллежский советник М.С.Тлустовский и брат Аристида, студент Санкт-Петербургского университета Савва Иванович Демерджи. Со стороны невесты – ее родной дядя Руф Васильевич Беляев, служивший в Петербурге по юридической части, и Петр Михайлович Беляев, брат Марии. Невесте в ту пору исполнилось 22 года. Жених был на год старше.
После венчания супруги Демерджи вернулись в Устюжну. Семейная жизнь оказалась недолгой. 12 мая 1909 года Мария Демерджи скончалась. Местный доктор А.Ф.Борисевич констатировал у молодой женщины паралич сердца. Связано ли это было с врожденной патологией, либо, например, с осложненными родами, история умалчивает. Марию отпели 15 мая в Казанском храме Устюжны и похоронили «при сей церкви» .[3] По стечению обстоятельств настоятелем Казанского храма в тот период был двоюродный брат девушки Афанасий Арсеньевич Беляев.
Овдовевший Аристид служил нотариусом в Устюжне до конца 1909 года, а затем, видимо, по собственному прошению, получил назначение на такую же должность в крупное торговое село Михайловка Мелитопольского уезда родной Таврической губернии. При этом он вновь женился. Его избранницей стала молодая дочь богатого устюженского дворянина Николая Александровича Курбатова Александра. Брак был оформлен 27 января 1910 года .[4]
Последние данные об Аристиде Демерджи относятся к 1930-м годам. В этот период бывший нотариус с семьей проживал в Феодосии, служил делопроизводителем в городской поликлинике. Его брат Савва, свидетель на двух венчаниях Аристида с устюжанками Марией Беляевой и Александрой Курбатовой, тоже оказался в родном Крыму. Он работал заведующим киоском «Союзпечать» в Евпатории.
Братья скрывали, что до революции являлись чиновниками учреждений Министерства юстиции. Однако это не спасло их от преследования. Оба Демерджи были арестованы НКВД в один день 15 декабря 1937 года. Савву обвиняли, как члена «контрреволюционной греческой националистической шпионской организации» .[5] Аристида взяли по стандартному обвинению в антисоветской агитации.
Следствие шло в течение двух лет. В октябре 1939 года по приговору Особого совещания при НКВД СССР Савва Демерджи был выслан в Северный Казахстан сроком на три года. Умер в лагере 26 января 1941 года. Реабилитирован посмертно в 1957 году. Аристиду повезло больше. Он был освобожден из-под стражи «за недоказанностью обвинения» [6] 8 декабря 1939 года. Дальнейшая его судьба неустановлена.
Что касается «Усыпальницы Марии», то остаются вопросы: кто и когда ее построил, а также, почему в легенду попала фамилия купца Хорева? Следует заметить, что если этот человек, как выяснилось, не являлся мужем девушки, захороненной в часовне-памятнике, то речь в предании, скорее всего, должна была бы идти не о купце Хореве, а о «доме Аркаши Хорева».
Дело в том, что в указанный период в городах Российской империи, включая уездную Устюжну, была широко распространена аренда и субаренда жилья. Так, по данным 1903 года, в центральной (правобережной) части Устюжны из 788 жилых помещений 228 сдавали внаем .[7] Местные жители даже обращались в городскую управу с предложениями поселить у них квартирантов. Обычно это были приезжие учителя, врачи, юристы, иногородние учащиеся. Соответствующие департаменты и управы перечисляли «квартирные» за проживание необходимых им специалистов.
Известно, что часть квартир сдавалась в аренду в домах на Торговой площади. Возможно, что этим бизнесом мог заниматься и А.Н.Белоусов-Хорев, имевший здесь двухэтажный каменный особняк и большое плановое место. Если предположить, что он сдавал в своем доме квартиру Аристиду Демерджи и его молодой супруге Марии, похороны которой впоследствии могли проходить отсюда же, то становится понятным появление фамилии Хорева в местной легенде. К слову сказать, сдача квартиры дочери уездного исправника, выполнявшего, кроме прочего, обязанности торговой полиции, имела для купца свои выгоды. Известно также, что у родителей Марии собственного жилья в Устюжне не было. По данным 1907 года они снимали квартиру в доме «Поздеева на Соборной площади» . [8] Речь, видимо, идет о доме Н.И.Поздеева (совр. Торговая пл., 13, магазин «Канцлер»), второй этаж которого купец отдавал под съем.
Часовня-памятник над могилой Марии Демерджи (Беляевой) могла быть построена между 1909 и 1916 годами. В отличие от других строений на Казанском кладбище (в частности, часовни-покойницкой и церкви-памятника рода Иконниковых) «Усыпальница Марии» не была приписана к Казанскому храму и потому не упоминалась в церковных формулярах и прочих документах. Небольшая запись финансового характера, обнаруженная в церковной ведомости в Новгородском архиве, смогла пролить свет на историю появления этого памятника в Устюжне. Красивая легенда о любви, созданная народным творчеством, получила историческое подтверждение, которое, однако, внесло свои коррективы.
Вопрос о том, кто и на чьи средства построил и позднее содержал «Усыпальницу Марии» до сих пор остается открытым.