К концу XIX века в Устюжне было тринадцать каменных церквей, большинство из них были разрушены в 1920-1940-е гг. Одной из утраченных церквей была Преображенская (Никольская) (рис. 1, 2). Она располагалась у современного моста через реку Мологу (схема 1). Произведения древнерусской живописи и предметы, ранее находившиеся в этой церкви, теперь хранятся в Устюженском краеведческом музее и представляют интерес не только у исследователей, но и у горожан.
История Преображенской (Никольской) церкви начинается в XV веке, когда происходило становление первичной архитектурной структуры города. В 1567 году на месте стояло две церкви: холодная – Святителя Николая и тёплая – Преображения Господня. Обе деревянные, клетцки с папертями, строенные приходом. На колокольне было четыре колокола. До 1597 года к храму был пристроен придел в честь Богоявления. [1] В 1710 году одна из церквей сгорела [2], об этом свидетельствовала грамота митрополита Новгородского и Великолукского Иова «О постройке деревянной церкви вместо сгоревшей». В 1711 году тем же митрополитом была послана на Устюжну грамота с разрешением освятить вновь построенную церковь. В 1729 году вышел указ митрополита Новгородского и Великолукского Феофана «О добыче камня и других припасов для постройки каменной церкви». 31 мая 1731 года был издан указ того же митрополита «О постройке каменной церкви». 21 июня 1735 года церковь, построенная на средства прихожан, была освящена.[3] Архитектура её была довольно простая – восьмерик на четверике (рис. 1). Каменный храм в честь Преображения Господня имел два предела: холодный – Преображения Господня и тёплый – Святителя Николая Чудотворца. Рядом с храмом стояла восьмигранная колокольня. Храм окружала каменная ограда на столбах с коваными решётками (рис. 1). В 1856 году иждивением церковного старосты Устюженского 3-й гильдии купца Николая Яковлевича Богданова была произведена роспись на стенах и сводах главного и тёплого храма с алтарями.[4] С 1874 года церковь была приписана к церкви Сретения Господня. С 1920-х годов решалась судьба храма и предметов культа. В 1937 году отношением уполномоченного комитета ВЦИК по охране памятников культуры от 21.07.1937 г. за № 684 сообщалось о снятии с учёта Никольско-Преображенской церкви в г. Устюжне.[5] В 1937 году вышло постановление Леноблисполкома о закрытии церкви, но двадцаткой оно было обжаловано. В январе 1939 года получено постановление Верховного Совета РСФСР «О закрытии Никольско-Преображенской церкви в г. Устюжне и переоборудовании здания под музей». Но, по какой-то причине музей не переехал в здание церкви и в 1941 году её Устюженский городской финансовый отдел продал на слом Устюженскому винкомбинату. Окончательно церковь была разрушена в 1943 году.[6]
Иконостасы и иконы церкви. После революции церковь и предметы, хранящиеся в ней, осматривались и описывались разными специалистами в 1921, 1931, 1935 годах. Эти описи помогают восстановить убранство храма и выявить утраченные иконы и предметы.
Сохранилось описание иконостасов церкви 1921 года [7]. В главном храме Преображения Господня пятиярусный деревянный резной позолоченный иконостас – копия иконостаса Богородице-Рождественского собора. Колоны прорезные вызолоченные, откосы резные стиля рококо с виноградными кистями и стилизованными листьями. Царские врата резные, золоченные, с изображением в клеймах Благовещения и Евангелистов, над вратами корона. Над царскими вратами сень, в середине которой резной золоченый круг в нём икона Коронование Богоматери, а вверху два резных ангела. Иконостас придела Николая Чудотворца одноярусный. Колонны круглые гладкие, выкрашенные под мрамор; между колоннами рамы для икон, имеющие сверху и снизу виньетки резные накладные или набивные вызолоченные; капители колонн с завитками; колонны стоят на тумбах, с которыми они соединены круглыми подставками. Над капителями резные херувимы. По фризу золочённый резной набивной бордюр. На верху иконостаса рамы, украшенные резными, набивными золочёными ветвями. Царские врата резные вызолоченные с изображением Благовещения и четырьмя евангелистами; вверху их сияние. Изображение Святого Духа в виде голубя.
14 августа 1931 г. произведён осмотр имущества Никольско-Преображенской церкви в г. Устюжне сотрудником Государственного Русского музея Морозовым Ф.М. и экспертом музейного сектора Леноблоно товарищем Каликиным, и составлено второе описание иконостаса Преображенской церкви: «Иконостас деревянный, резной, золочёный в семь поясов, работы XVIII столетия 30-х годов и иконами в ней общим числом 48 штук, а так же царские южные и северные двери. На иконах местного пояса имеются даты. Все иконы, как местные, так и верхних поясов исполнены местными художниками с большим искусством и фантазией в композиции. На панелях 6 библейских сцен».[8]
В 1935 году учёным экспертом от комитета по охране памятников культуры при Леноблисполкоме Я.Н. Гамзой произведён осмотр имущества этой церкви. По его итогам иконостас Преображенской церкви взят под охрану. [9] Борисом Модестовичем Яковцевским, директором Устюженского музея местного края, решался вопрос о сохранении иконостаса в самой церкви, так как эксперты, приезжавшие в 1931 и 1935 гг. разбирать иконостас не рекомендовали. Зная, что здание собираются передавать на хозяйственные нужды (устроить в нём пекарню) то он предлагал три решения вопроса. Один из них звучал так: если невозможно сохранить иконостас на месте, тогда нужно снять его с учёта по охране, тогда музей примет, лишь датированные 1730-ми гг. иконы. Снятие с учёта иконостаса и церкви произошло в 1937 году (см. выше).[10]
Вклады в Никольскую церковь. Церковь была не только построена на средства прихожан, но они ещё и дарили в неё предметы и иконы. Вот что пишет о дарах и вкладах в Никольскую церковь И.Ф. Токмаков: «В царствование Михаила Фёдоровича церковь эта, в сравнении с другими, как видно, обращала на себя особенное внимание граждан, обогативших её в это время множеством пожертвований, в числе коих особенно заметны: крест воздвизательный, панагия серебряная, золочёная, с мощами; кресты воротные и резные костяные; сударя (полотенца) камчатые и полотняные; образ св. Николая Чудотворца, поясной; из книг: Апостол печати литовской».[11] По акту 1939 года в музей поступило 53 предмета из них четыре иконы, три креста, дискос и кадило с вкладными и обетными надписями.
Больше всего сохранилось предметов, подаренных церкви семьёй Посниковых. Самый ранний вклад в Преображенскую (Никольскую) церковь, хранящийся в музее это крест Гавриила Посникова 1705 года. Крест мощевик восьмиконечный УКМ КП-4201. (рис. 3, 4, 5) Размеры креста 33,5 х 18,5 х 2 см., вес – 568,8 г. Крест простой формы. Деревянный крест покрыт серебреным вызолоченным окладом. Кант в виде волнистой линии с наклонной штриховкой. Верхняя перекладина слева реставрировалась полоской белого металла. Под окладом находятся частицы мощей святых, которые обозначены надписями в клеймах. На кресте три пробирных клейма двух видов: двуглавый орёл и монограмма СЕК. Лицевая пластина оклада выполнена в технике чеканки, а надписи выгравированы. Надписи на оборотной стороне выгравированы резцом. Боковые пластины оклада гладкие.
Лицевая сторона (рис. 3): В средокрестии распятый Иисус Христос на голгофе с пещерой с черепом Адама и с видом стен Иерусалима. Над ним Савоаф в облаках и на звёздном небе с поднятыми благословляющими руками, под ним Святой Дух в виде голубя. Слева от распятого Христа фигуры скорбящих Марии и Богоматери, справа фигуры Иоанна и неустановленной святой. Под голгофой риза с надписью «сия риза господня», 30 сребреников в кошельке, копьё, нож, перчатки, гвозди, трость с губкой, молоток, связка бичей, клещи. Нижнюю часть креста полностью покрывает растительный орнамент.
Обратная сторона (рис. 4, 5): гладкая, с 5 круглыми гравированными клеймами и вкладная надпись внизу креста. Клейма в двойной круглой рамке. Надписи в клеймах ограничены восьмиконечными звёздами. Первое клеймо вверху креста: «часть животворящего древа Господня * Риза Господня * мощи святых * Иоанна Предтечи *». Второе клеймо: «Апостола Андрея * Апостола Марка * Апостола Варнавы * Николая Чудотворца *». Третье клеймо на средокрестии: «Василия Великого * Григория Богослова * Иоанна Златоуста *». Четвёртое клеймо: «Филиппа Митрополита * Михаила Митрополита * Пророка Даниила * Царя Константина *». Пятое клеймо: «Мученика Меркурия * Иакова Пермского * Феодора Тирона *».
Вкладная надпись: 1705 года августа 1-го [дня] (год и дата обозначены буквами) построен сей честный крест на устюжну железопольскую к церкови николая чудотворца за душевное спасение и телесное здравие гаврила посникова с женою и ча*ды* (рис. 5).
Гавриил Иванович Посников (1669 – ? гг.)17 таможенного и кружечного сбора подъячий, жена Екатерина (1673 – ? гг.) у них было пять детей: Макар, Иван, Наталья, Матвей и Василий.
Пятиярусный иконостас 1739 года. В 1739 году Фёдор Посников на свои средства поставил в церкви пятиярусный иконостас. Об этом упоминает Е.А. Поливин: «В холодной Преображенской церкви находился пятиярусный барочный иконостас 1739 года, созданный «по обещанию» некоего Фёдора Михайловича Посникова». [12] Им же была заказана икона «Богоматерь Боголюбская с избранными святыми» (рис. 6). УКМ КП-5119/17. Размеры 61х141 см. Дерево, левкас, темпера. Изображение на иконе соответствует канону иконы Боголюбской Богоматери, называемой Московской, с избранными святыми. Слева Богоматерь со свитком в правой руке и левой указывающая на И. Христа в облаках. Справа предстоящие: мученица Ульяния, пророчица Анна, великомученик Фёдор Стратилат и великомученица Евдокия. В нижнем правом углу иконы надпись: «1739 года месяца августа 28 дня писан сей образ по обещанию Фёдора Михайловича сына Посникова».
Фёдор Михайлович Посников (1708 – 06.05.1741 гг.) [13] известен как Большой боярин и земский писарь. У него было две дочери: Мария (23.06.1735 – ? гг.) и Анна (30.01.1737 – ? гг.). Возможно, на иконе изображены небесные покровители членов семьи Фёдора Михайловича.
Икона «Богоматерь Неувядаемый цвет с избранными святыми» (рис. 7) УКМ КП-5119/16. Размер 66х141 см. Дерево, левкас, темпера. На иконе Богоматерь изображается по пояс, держащей Предвечного Младенца на коленях, на правой или левой руке. В другой руке у неё цветок лилии, символизирующий неувядаемый цвет непорочности Пречистой Богородицы или проросший цветами жезл. Описываемая икона двухчастная. В верхней части каноническое изображение Богоматери с младенцем И. Христом. Слева от основной композиции на «столе» написаны орудия страстей, лестница и петух на колоне. В нижней части иконы изображены святые: мученица Стефанида, великомученица Екатерина, мученица Параскева, мученица Васса, преподобный Иоанн – ученик Григория Декаполи, князь Михаил, боярин Фёдор и преподобный Авраам Затворник. На центральной «полосе» иконы, делящей два сюжета, слева надпись: «1739 месяца августа 29 дня писан сей образ по обещанию канцеляриста Фёдора Абрамова, сына Посникова».
Фёдор Аврамович Посников (1708 – ? гг.) [14] Устюженской воеводской канцелярии канцелярист. У него было семеро детей. Можно предположить, что изображённые в нижней части иконы святые, являются небесными покровителями членов семьи Посниковых: деда Ивана Посникова (нач. – сер. XVII в.), отца Аврама Ивановича (1669 – 17.05.1745 гг.), матери Степаниды Ефимовны (1676 – 28.03.1742 гг.), сестры Прасковьи (1710 – ? гг.), брата Фёдора (1708 – 06.05.1741 гг.) или самого Фёдора Аврамовича, сына Михаила (24.08.1739 – ? гг.) и Вассы – не установленной родственницы.
Икона «Преподобного Иоанна Предтече с клеймами земной жизни». В 1921 года в церкви находилась ещё одна подписная икона «Преподобного Иоанна Предтече с клеймами земной жизни». Размеры 140х60 см. Икона была поновлена. Святой изображён в рост с крестом и в шкуре; в правой руке древко, в левой – развёрнутый свиток. Над ним в облаках богослов Саваоф (так в тексте. К.З.). Фон золотой. В центре надпись: Образ чтимого славного предтечи Иоанна. Клейма: 1.Зачатие Иоанна Предтече; 2.Рождество Иоанна Предтече; 3.Преображение Иоанна Предтече; 4.Первая и вторая объединены главою Иоанна Предтече; 5.Собор святого Иоанна Предтече; 6.Усекновение главы Иоанна Предтече. Над отделочной золотой каймой надпись: Написан сей образ по обещанию устюжской канцелярии канцеляриста Ивана Михайлова сына Посникова июня 26 дня 1740 года. [15] Икона в музей не поступила.
Иван Михайлович Посников (нач. – сер. XVII в.) [16] Устюженской канцелярии канцелярист (в других источниках: штатного двора копиист, подъячий), его жена Евдокия Матвеевна (1710 – 06.02.1747 гг.). У них было четверо детей: Матрона, Авдотья, Макар и Марфа (умерла в младенчестве).
Другие прихожане также делали вклады в церковь.
Икона «Святитель Николай Чудотворец» . Размер 142х62 см. Надпись «Образ Святого Николая Чудотворца». Подпись: 1739 году месяца августа 28 дня писан сей образ по обещанию Василия Михайлова Болтунова. [18] О семье Василия Михайловича находим запись в переписной книге населения г. Устюжны и уезда за 1713 год: «Во дворе приказные избы подьячей Михайло Дмитриев сын Болтунов 39-ти (1674 г.р.), у него жена Парасковея 38-ми (1675 г.р.), у них сын Алексей шти, дочери Татьяна 8-ми, Лукерья 7-ми, Федосья году, а по скаске ево денежного и хлебного жалаванья ему нет, а оброку он платит с себя в 708-м году 10 алтын, в 709-м году 8 алтын, а с сына Алексей платил 6 алтын 4 деньги и живёт в своём крепостном купленном дворе». [19] Видимо, Василий Михайлович Болтунов родился после переписи 1713 года. Икона в музей не поступила.
Икона «Снятие с креста» (рис. 8). УКМ КП-5166/2. Размер 54х68 см. Икона написана маслом на меди, в левом нижнем углу на иностранном языке надпись: PEK Kufepinxill 1781. У иконы было две рамы из дерева (не сохранились) на них вкладная надпись: «Сей святый образ в знак своего благословения посвятили в дар Храму сему искренние друзья Михайло Досадин и Иван Лингард женятся на двух сёстрах Александре и Афросинье урождённых Нелидовых». Вторая надпись: «Да будет памятник (отвечает?) что дружбы связной союз их был как снятый был с креста предвечной живот за друга положить так и они через 40 лет часто(?) жить и умереть друг были за друга готовы». [20]
Михаил Петрович Досадин (1714-1803/4 гг.) Информацию о Михаиле Петровиче Досадине находим в книгах, для записи родившихся в г. Устюжна за 1735 – 1764 гг. [21] В этих книгах он сначала называется прапорщиком сельца Романцова (1740 г.), с 1746 года он уже капитан, с 1754 года – майор, а в 1792 году он упоминается как помещик. Его брак состоялся в 1738 году с помещичьей дочерью Александрой Ивановной Нелидовой из сельца Кормовесово. [22] В Исповедальных росписях Спаса Преображенской (Никольской) церкви в Устюжне за 1801 – 1843 гг. в 1803 году Михаил Петрович Досадин называется коллежским советником. [23]
Иван Лингард (фон Лингард) (? – до 1801 гг.) Возможно иностранный подданный (?), фамилия, имя и отчество, которого трансформированы в русском стиле. В Исповедальных росписях Спаса Преображенской (Никольской) церкви в Устюжне за 1801-1843 гг. [24] есть сведения о его супруге Евфросинии Ивановне Лингард (в дев. Нелидовой) (1736-1809 гг.), она значится как тайная советница и генеральша.
Икона «Богоматерь Страстная» (рис. 9). УКМ КП-5119/35. Размер 64х94 см. Дерево, левкас, темпера. XVIII в. Икона отреставрирована Горматюк А.А., реставратором ВХНРЦ в 2000-2008-х гг. Надпись была повреждена ещё до реставрации, не читаема.
Относится к иконографическому типу «Одигитрии». Голова Богородицы наклонена к сидящему на её руках младенцу Иисусу. Своими руками Богомладенец держится за правую руку Богородицы: правой рукой он держит её большой палец, а левой сжимает кисть. Лик Богомладенца отвернут от Богородицы. По сторонам от лика Богоматери изображены два ангела. В руках ангелов помещены орудия страстей. Фон иконы зеленоватого цвета, рамка желтого.
Дискос серебреный (рис. 10-13). УКМ КП-4077, диаметр 21,5 см, высота 4,5 см, вес – 317,5 г. Поступил из церкви Рождества Христова (Петровская) г. Устюжны. На нём в центре изображение младенца Иисуса Христа лежащего в чаше, на которого из облака исходит святой Дух в виде лучей, и два ангела с рапидами. По борту дискоса три виньетки с надписями: "Се агнец божий в зем... грехи мира", "Примите и яда те сие есть тело мое еже", "За ви молимся во оставление грехов". На нижней стороне надпись: Лета 7189 (1676 г. – КЗ) сделаны: Дискос, Потир, Звезда и Лжица в Устюжну Железопольскую в церковь Великаго Чудотворца Николая по завету Печёрского
Священно-Архимандрита Паисия по себе и по своим родителям» (рис. 12, 13). Данные о вкладчике не найдены.
Кадило архимандрита Паисия (рис. 14). УКМ КП-3839. Диаметр – 135 мм, вес общий- 1229,0 г. Поступило из собора Рождества Богородицы г. Устюжны. По канту верхней и нижней частей кадила идёт вкладная надпись игумена Паисия. На дне надпись «Вес в кадиле 2 фунта 63 золотника» .Данные о вкладчике не найдены.
Крест напрестольный мощевик. Крест серебреный вызолоченный с изображением на финифти (эмаль расписная) Распятия и предстоящих Божией Матери и Иоанна Богослова, вверху Саваоф, а внизу Николай Чудотворец, убран стразами, в нём частицы мощей. Размеры: 44,5х26,5 см. Внизу была надпись: «1778 года построен сей крест в церковь Преображения Господня и Святителя Николая Чудотворца … в Устюжне Железопольской». Поновлён купцом Николаем Семёновичем Белоусовым с уничтожением старой надписи в 1880 г.25 Крест в музей не поступил.
Николай Семёнович Белоусов, устюженский купец.
Крест напрестольный мощевик (рис. 15, 16). УКМ КП-4206. Размеры: 46х25,5х2 см., Крест деревянный с серебреным вызолоченным окладом с финифтяными вставками, украшенный по краям бесцветными стразами.
Лицевая сторона ( рис. 15). Верхняя финифть треугольной формы с изображением сцены Преображения Господня с тремя спящими апостолами и фигурами Иисуса Христа и Саваофа с книгой в облаках. Под ней прямоугольная финифть с изображением двух Святых, молящихся перед Богоматерью. В центре на финифтяной вставке распятый И. Христос, слева Богоматерь, а справа – Иоанн Богослов, изображённые погрудно в молении. Под распятием вставка с молитвой «Кресту твоему поклонимся Владыко и святое Воскресение твоё славим». Ещё ниже была ещё одна вставка, но она не сохранилась.
Обратная сторона (рис. 16). В клеймах с рамками из растительного орнамента гравированные надписи о мощах святых. Верхнее клеймо: «Василия Великого . Григория Богослова . Четверодневнаго Лазаря . пра мученицы Марины . Феодосии девицы». Второе клеймо: «камен архидиакона Стефана . камень Антония Римлянина . тро(сть) Антония Римлянина . риза Ефрема Ново.оскаго». Третье клеймо: «Риза князя Георгия . гроб Сергия Чудотворца . клобук Пофнутия Боровского . гроб Макария Калязинского». Четвёртое клеймо: «гроб Сидора Ростовского . Феодора Тирона . мч Евстафия . мч Артемия . мч Гавриила . мч Арефы . мч Иармидола». Пятое клеймо: «млад(енца) Ирода избиенного . царевича Димитрия . князя Даниила . князя Феодора». Шестое клеймо: «князя Давида . князя Константина . Максима Блаженного . князя Михаила Черниговского». Слева на нижней боковой грани креста гравированная надпись: «Сей крест возобновлён 1880 г. усердием купца Н. Белоусова».
Николай Семёнович Белоусов, устюженский купец.
Крест напрестольный (рис. 17). УКМ КП–4196. Дерево, серебро, размеры: 30,5х15х2 см, вес – 312,7 г. Крест напрестольный в серебреном позолоченном окладе.
Концы креста прямоугольные. На длинном нижнем конце косой перехват. На верхней пластине оклада чеканные изображения двух ангелов с полотенцами, под ними Распятие Иисуса Христа. Слева и справа от Христа Божия Матерь и Мария Магдалина, Иоанн и Лонгин. Под распятием Николай Чудотворец, растительный орнамент. Пластины на боковых гранях с гравированным геометрическим орнаментом. На обратной пластине в средокрестье чеканный херувим. Фон гравированные цветы.
Надпись внизу на обратной стороне креста: "Сей крест церкви Николая Чудотворца Устюжны Железопольской казенно"
В марте 1692 года были сделаны Меркурием Гавриловичем Хрисанфовым записи в двух книгах Миней (на февраль и апрель), изданных на Московском печатном дворе в 1690 и 1691 годах и отправленных духовником в Устюжну52. Подписанные в один и тот же день, обе предназначались в Николаевскую церковь города Устюжны.
Минея служебная на февраль с вкладной надписью Меркурия Гавриловича Хрисанфова. УКМ КП-2621. Минея служебная на февраль. М., Печат. Двор, 1690. 2 Ноября. Переплёт – доски в коже с золотым тиснением. Рукописная чернильная надпись по низу листов, начиная с заглавного (Л. 1 – 31): «Лета 7 тысяч двухсотого году марта въ 17 день положил сию книгу Минею месяцъ февруарiй Устюжны Желозопольские в церковь Николая чудотворца Благовещенского собора что на сенехъ ихъ великихъ государей духовникъ священно протопопъ Меркурiй Гавриловичъ [26] въ помяновение своей души и усопших родителей во веки неотемлемо». Другие пометы: «Из книг Преображения господня казённая»; «Переплетал сию книгу села Соболева дьячок Иван Григорьев, денег заплачено казённых 3.25, 1813 года месяца майя 29 дня, подписал дъячёк Фёдор Постников» ; «Фёдор Постников».
Минея служебная на апрель с вкладной надписью Меркурия Гавриловича Хрисанфова. (рис. 18). УКМ КП-2660. Минея служебная на апрель. М., Печат. Двор, 1691. 2 Мая. Переплёт – доски в коже с золотым тиснением. Надпись чернилами по низу листов, начиная с первого (Л. 1 – 31): «Лета 7000 двухсотого году марта въ 17 день положил сию книгу Минею месяцъ апрiллiй Устюжны Железопольские Благовещенского собора что на сеняхъ ихъ великих государей духовникъ священно протопопъ Меркурiй Гавриловичъ въ помяновение своей души и усопших родителей во веки неотемлемо»; «Пономарь Иван Кушников».
Таким образом, вкладные предметы в церковь Николая Чудотворца позволяют не только познакомиться с предметами, но и с устюжанами, которые их вкладывали.
Зубов Кирилл Александрович, научный сотрудник МБУК «Устюженский краеведческий музей»
1. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. Москва: Издание П.Д. Иконникова, 1897. С. 60 – 61.
2. Какая из них не указано.
3. Грамоты хранились в церкви до 1921 года, судьба их не известна.
4. УКМ Ф.2.Оп.23.Д.26. Историческая справка о Преображенской (Никольской) церкви г. Устюжна, составленная сотрудниками Устюженской секции охраны памятников искусства и старины в 1921 г.
5. Ф.9.Оп.1К.2.Д.64.Л.6 оборот Переписка музея с различными организациями и учреждениями.
6. УКМ Ф.9.Оп.1.К.2.Д.47.Л.12 Акты и переписка между администрацией Устюженского музея, уполномоченным комитета ВЦИК по охране памятников при Леноблисполкоме и церковной двадцаткой о ремонте и использовании Николо-Преображенской церкви г. Устюжны.
7. УКМ Ф.2.Оп.23.Д.16.Л.2. Опись предметов старины Преображенской (Никольской) церкви г. Устюжна, составленные сотрудниками Устюженской секции охраны памятников искусства и старины в 1921 году.
8. УКМ Ф.9.Оп.1К.2.Д.64.Л.6 Переписка музея с различными организациями и учреждениями.
9. УКМ Ф.9.Оп.1К.2.Д.64.Л.6 оборот Переписка музея с различными организациями и учреждениями.
10. Там же, Л.6 оборот.
11. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. Москва: Издание П.Д. Иконникова, 1897. С. 61.
12. Поливин Е. Монастыри и церкви в Устюжне железопольской // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. Книга пятая. СПб., 1863. С. 42 – 43.
13. Последнее предложение взято Ю.М. Хрусталёвым у Е. Поливина. Монастыри и церкви в Устюжне Железопольской. Абзац взят у М.Ю. Хрусталёва Храмы Устюжны Железопольской/Устюжна. Историко-литературный альманах, том 2. Вологда: ВГПИ, издательство Русь, 1993. 26 С. 6».
14. УКМ Ф.2.Оп.23.Д.16.Л.2. Опись предметов старины Преображенской (Никольской) церкви г. Устюжна, составленные сотрудниками Устюженской секции охраны памятников искусства и старины в 1921 году.
15. Описание иконы приводим по УКМ Ф.2.Оп.23.Д.16.Л.2. Опись предметов старины Преображенской (Никольской) церкви г. Устюжна, составленные сотрудниками Устюженской секции охраны памятников искусства и старины в 1921 году.
16. УКМ Ф.2.Оп.23.Д.16.Л.2. Опись предметов старины Преображенской (Никольской) церкви г. Устюжна, составленные сотрудниками Устюженской секции охраны памятников искусства и старины в 1921 году.
17. Описание иконы приводим по УКМ Ф.2.Оп.23.Д.16.Л.2. Опись предметов старины Преображенской (Никольской) церкви г. Устюжна, составленные сотрудниками Устюженской секции охраны памятников искусства и старины в 1921 году.
18. УКМ Ф.1.Оп.4.Д.9.Л.42.Книга переписная населения г. Устюжны и уезда за 1713 год (копия).
19. Описание иконы приводим по УКМ Ф.2.Оп.23.Д.16.Л.2. Опись предметов старины Преображенской (Никольской) церкви г. Устюжна, составленные сотрудниками Устюженской секции охраны памятников искусства и старины в 1921 году.
20. УКМ Ф.1.Оп.4.Д.9.Л.42. Книга переписная населения г. Устюжны и уезда за 1713 год (копия).
21. Надпись на раме приводим по УКМ Ф.2.Оп.23.Д.16.Л.2. Опись предметов старины Преображенской (Никольской) церкви г. Устюжна, составленные сотрудниками Устюженской секции охраны памятников искусства и старины в 1921 году.
22. УКМ Ф.4.Оп.1.К.67.Д.105/1 Книги для записи родившихся в г. Устюжна за 1735 – 1764 гг.
23. УКМ Ф.4.Оп.1.К.68.Д.106/1 Брачные записи по церкви Спаса Преображения (Никольской) в Устюжне за 1736 – 1741 гг.
24. УКМ Ф.1.Оп.1.К.35.Д15/2 Исповедальные росписи Спаса Преображенской (Никольской) церкви в Устюжне за 1801 – 1843 гг.
25. УКМ Ф.2.Оп.23.Д.16.Л.2. Опись предметов старины Преображенской (Никольской) церкви г. Устюжна, составленные сотрудниками Устюженской секции охраны памятников искусства и старины в 1921 году.
26. Меркурий Гаврилович Хрисанфов – протопоп московского Благовещенского собора, духовник государей Петра и Иоанна Алексеевичей Романовых.