Устюженский краеведческий музей предлагает вниманию цикл выставок «Иконы из собора Рождества Богородицы». В экспозиции поочередно представляются иконы конца ХVII - начала ХVIII веков из пророческого и праотеческого рядов мемориального пятиярусного иконостаса, в настоящее время находящиеся в фондах музея.
Пророческий ярус иконостаса – это четвертый ярус, в котором помещены иконы, изображающие ветхозаветных пророков, предрекавших приход Иисуса Христа на землю. В центре пророческого яруса – образ Пресвятой Богородицы. Праотеческий ярус иконостаса – это пятый ярус, который состоит из икон праотцов – ветхозаветных патриархов, которые подвигом своей веры заложили основу истории избранного народа Божия. В центре этого ряда помещают образ Троицы либо икона Саваофа (Бога Отца).
Первой из праотеческого яруса была представлена икона святого праотца Ноя.
Продолжает цикл выставок «Иконы из собора Рождества Богородицы» икона ветхозаветного праотца Лота.
В Библии сказано, что старший брат его Каин за-нимался земледелием, а младший брат Авель пас овец. Причиной конфликта между Каином и Авелем стала зависть. Когда пришло время, каждый из них принёс в дар Богу результаты своих трудов: Каин — часть урожая, а Авель — лучших овец из своего ста-да. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный Гос-подом огонь и оно, охваченное пламенем, устреми-лось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошёл. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За это Каин был проклят, заклеймён и обречён на скитания.
В христианской традиции Авель понимается как первый гонимый праведник и первый мученик, с убийства которого начинается история преследования праведников. Спаситель, предсказывая суд над фарисеями и книжниками, говорит, что с них будет взыскана кровь всех праведников, «от крови праведного Авеля до Захарии». В этих словах Господа Авель первый в истории пророков, пострадавших ради правды, пророчествовавший о Христе не словом, но своим жертвоприношением и смертью. Свт. Иоанн Златоуст сравнивает его со св. Иоанном Предтечей. Это понимание Авеля как мученика нашло отражение в византийской и славянской гимнографии: «Авеля дары принесшаго душею благороднейшею, прият всех Бог и Господь: сего же паки скверноубийственною рукою умерщвлена, принесе к свету, яко Божественна мученика». Авель понимается также как прототип христианина, как образец праведности, к которому должно стремиться: «Авелеве Иисусе, не уподобихся правде, дара тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непороч-наго». В молитвах восточной и западной литургий жертва Авеля соотносится с богоугодными жертвами Ноя, Мелхиседека и Авраама: «Призри на ны, Боже, и виждь на службу сию нашу. И примию, якоже приял еси авелевы дары».
Память о нём совершается в Неделю святых праотец (за две недели перед праздником Рождества Христова) и Неделю святых отец (одна неделя перед праздником Рождества).
Смирнова А.А., научный сотрудник Устюженского краеведческого музея.